Мария — прощенная грешница

Женщина, которая чувствовала — «Он Учитель»

Мария вместе со своей сестрой Марфой и братом Лазарем жила в Вифании, деревушке, расположенной на расстоянии примерно двух с половиной километров от Иерусалима. Для того чтобы попасть из Иерусалима домой, житель Вифании должен был пересечь долину Кедрова и предгорья Масличной торы. Марфа и Лазарь, должно быть, являлись равноправными владельцами дома, в котором жили, поскольку сказано, что Марфа принимала Иисуса «в своем доме» (Лк. 10:38).

Мне бы хотелось знать о Марии побольше. Семь дьяволов были изгнаны из нее (Лк. 8:1,2), и Божественное участие исцелило, ее от несчастливого прошлого. Я думаю, что и нам стоило бы почаще практиковать подобный метод. Мне кажется, что если бы нас попросили рассказать о событиях, случившихся в жизни Марии, то мы бы стали подробно описывать каждого из этих дьяволов, Бог поступил иначе. Он хоронит в тумане прошлого все плохое, что знает о нас. Вот как Он поступает — так почему же мы испытываем желание копаться в прошлом? Бог дает нам пример, и мы обязаны выбросить из головы злобные доносы наших врагов. Наши языки слишком уж часто готовы говорить о том, что неприятно. Более того, наши языки, сами по себе склонные говорить неприятное, имеют свойство преувеличивать плохое и делать его еще в тысячу раз худшим. Может ли Бог изгнать этот дух зла из наших душ?

Мы видим Марфу, Марию и Лазаря, собравшихся теплым вечером в компании Иисуса и Его учеников. Какой праздник готовит Марфа! Кроме них троих еще тринадцать гостей — всего шестнадцать человек. Марфа уже обессилела от множества дел, в то время как Мария сидела у ног Иисуса (Лк. 10:39). Иисус сказал несколько слов о выборе Марии, утверждая, что она избрала «благую часть». Христос заверил Марию, что она не будет лишена ее. Кроме того, давайте обратим внимание на то, как наш Господь обращался к Марфе: «Иисус… сказал ей в ответ: Марфа! Марфа!..» (Ст. 41). Иисус повторял имя несколько раз только в особых случаях. Такое же обращение можно найти восемнадцать веков до Марфы. «Авраам, Авраам-…» И снова я слышу его в речах Иисуса: «Симон, Симон…», «Иерусалим, Иерусалим…»

Давайте соберем вместе все факты нашей истории. В первой картине, где появляется Мария, мы видим некую женщину, из сердца которой Бог изгнал семь бесов (Лк. 8:1,2). Она вернулась домой. Возможно, в силу своего любопытства она была несколько неприятна Марфе. Мария взяла на себя некоторые домашние обязанности, но она заранее определила, что изберет «благую часть» и «также» будет сидеть у ног своего Учителя и учиться у Него. Ничто не должно было разделять ее с ее Господом.

Теперь между ними сложились отличные отношения. Но почему Мария и дальше хотела слушать слова Христа, можем спросить мы. Жизнь прекрасна, зачем ей теперь молиться? Я не знаю, задавала ли Мария такие вопросы себе и приходили ли вообще ей в голову подобные мысли, но некоторым из нас они приходят. Когда все идет хорошо, мы молимся меньше. Ведь когда ярко светит солнце, мы не нуждаемся в зонтике! Мы даже и не думаем о плаще. Но однажды начинает лить дождь! Мария смотрела в будущее. Она открыла для себя «благую часть» у ног Иисуса, Она решила свою участь.

В следующей картине Нового Завета евангелист представляет нам Марию в день печали (Ин. 11:1), Солнце скрылось за черной тучей, пошел дождь! Ужасная трагедия случилась в этой маленькой семье — Лазарь тяжело заболел. Сестры отправляют срочное послание своему Пастору. Но Пастор медлит. Для семьи, которая столкнулась с кризисом, весьма болезненно, когда пастор не торопится с визитом.

И Лазарь умирает. Сестры закрывают ему глаза, складывают его руки, заворачивают его тело в полотняный саван, относят в пещеру на краю Вифании, хоронят его, кладут камень у входа, возвращаются в опустевший дом и ждут. А Пастора все еще нет.

И на следующий день Он не приходит. Только через четыре дня после того, как Лазарь упокоился в могиле, появляется Пастор. Но Лазаря уже нет, и некому принять гостя. В доме остались только Марфа с Марией; остался пустой дом и осиротевшие сердца в нем. Когда же Марфа слышит, что пришел Иисус, она идет к Нему и с горечью в сердце говорит: «Если бы Ты был здесь, мой брат не умер бы». И Иисус с чувством отвечает: «Марфа, верь. Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Затем Иисус отсылает ее назад с вестью: «Скажи Марии, что Я здесь».

Когда перенесшие лишения несут другим людям весть, что Иисус близко, им самим становится легче. Вот наконец Мария прибегает к Иисусу, и мы видим, как она падает к Его ногам. Ее выбор стал уже привычкой во дни радости, и потому для нее естественно прибегать к Иисусу в день скорби.

«Иисус прослезился» и, плача, направился ко входу в могилу. Марфа тем временем продолжала говорить, как все это несправедливо. Однако Христос призвал ее брата восстать из гроба. Должно быть, это был удивительно счастливый вечер. В Писании не сказано, что Иисус остался в Вифании, но семья воссоединилась; брату и сестрам нужно было так много сказать друг другу, за что они могли бы быть благодарны. И потому Иисус удалился.

В следующей главе Евангелия от Иоанна (Ин. 12:1) мы наблюдаем, как проходит субботний ужин. Это была последняя суббота Иисуса перед распятием. Довольно большой праздничный ужин состоялся в доме фарисея Симона. Марфа была здесь, она прислуживала гостям (Ин. 12:2), Способный организатор, спорая в работе, прирожденный лидер, она была капитаном на каждой кухне, в какую бы ни вошла. И затем Иоанн добавляет: «Лазарь был одним из тех, кто сидел с ними за столом». Субботний ужин — это самое лучшее время на свете для человека. Подумайте, какая радость находиться среди гостей, в числе которых Иисус, беседующий со Своими друзьями!

Внезапно гости почувствовали запах дорогого благовония. Он наполнил всю комнату. Гости стали оглядываться и увидели Марию у ног Иисуса. Я часто думаю, что бы стал делать современный пастор, если бы в субботу за столом какой-нибудь из членов церкви подошел к нему и пролил на его ноги духи. Мы не совершаем ничего подобного, но Мария поступила именно Так!

Ужин проходил в доме фарисея Симона. Находясь под влиянием Иуды, Симон в душе не одобрил действия Марии. Он «сказал сам в себе»: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7:39). Иисус мгновенно все понял. Он и до того встречался с людьми, претендующими на лидерство. «Исцелив Симона от проказы, Христос спас его от верной смерти» (Хри стос — надежда мира, с. 566), Но фарисей Симон в отличие от апостола Петра не был благодарным. Какие воспоминания смущали дух Симона в тот момент? Женщина, распростершаяся у ног Иисуса, была одной из тех, которую он сразу узнал, но которую старался забыть. «Симон сам ввел в грех женщину, которую теперь презирал» (там же), Симон знал, что она грешница, поскольку сам был ее соблазнителем!

Затем Иисус взглянул на фарисея и сказал: «Симон! Я имею нечто сказать тебе». Должно быть, кровь прилила к лицу Симона, когда он подумал о том, что Иисуеу известно его прошлое. Внезапно охрипшим голосом он произнес: «Говори, Учитель». И тогда Христос рассказал историю о двух должниках. Смысл ее заключался в том, что тот, кому боль-ше прощено, больше любит. «Подобно Нафану, обличившему Давида, Христос скрыл обличение в образах притчи» (там же). Теперь Симон знал, что он нуждается в большем прощении. «Симон был тронут добротой Иисуса, Который не стал открыто обличать его перед всеми гостями… Он… подавил свою гордость, покаялся, и некогда надменный фарисей стал смиренным, самоотверженным учеником» (там же, с. 568).

Затем Христос пообещал, что где бы ни возвещалась Благая весть, вместе с ней будет рассказываться и о Марии. Я передаю вам историю Марии и таким образом исполняю пророчество Божье.

У нее были веские причины омыть благовониями ноги своего Спасителя. Мария хотела показать Иисусу, что она дарит любовь еще до того, как Он примет смерть. Интуиция подсказала ей, что тень от креста надвигается. Она почувствовала, что уже в ближайшем будущем Иисуса настигнет смерть. Я думаю, какая жертва была предпочтительнее: литр мирры, подаренный Ему Марией во время субботнего ужина всего за неделю до Его смерти, или же сто литров нарда от Никодима, принесенного в вечер Его похорон? Как вы полагаете, какой подарок сильнее согрел Его сердце? Один взволновал и ободрил Его, о другом Он уже ничего не мог сказать. Маленький букетик цветов для живого человека много лучше, нежели охапка цветов для покойника! И потому Иисус сказал добрые слова о Марии, женщине, которую Он очистил от греха, которая многие месяцы сидела у Его ног, избрала «благую часть», верила и молилась. Именно ей Дух дал возможность увидеть грядущие события.

В ту ужасную пятницу Мария рыдала у креста. Она была бессильна что-либо сделать и потому оплакивала своего Возлюбленного. Мария оставалась около Него до тех пор, пока не наступила тьма. Она слышала, как Он молился, она видела, как Он умер, как рассеялся мрак и слава от престола Божия воссияла вокруг Него. Мария пыталась помочь снять Его тело с креста, обернуть в саван и уложить в могилу. И затем она уснула в слезах.

В утро воскресения именно из-за Марии Христос приостановил Свое возвращение к Своему Отцу. Во мраке пятницы душа Его рыдала: «Для чего Ты Меня оставил?» Разделение с Богом Отцом разрывало Его сердце. И тем не менее в то воскресное утро Он не сразу вознесся к Своему Отцу. Иисус знал, что, едва находя во тьме сада дорогу, к Нему идет женщина, рыдающая от безмерной любви.

Ворота рая были широко открыты, готовые принять Христа. Хоры ангелов «десять тысяч раз по десять тысяч и тысячи тысяч» репетировали свои гимны, готовясь к триумфальному моменту. Сонмы небожителей образовали стройные ряды, обозначив ими сияющий путь, по которому Иисус должен был вернуться в дом Отца Своего. Отец готовился воссоединиться со Своим Сыном. Со Своей высоты Он нетерпеливо ждал Его возвращения. Находясь в бесконечной дали, Он был готов броситься вперед и заключить Его в объятия. Исполненный радости голос Бога Отца должен был разноситься по всей Вселенной: «Мой Сын был мертв, но теперь Он жив! Дайте Ему одежды высшего могущества и кольцо власти. Радуйтесь со Мной! Тот, Который никогда не сбивался с пути, был унижен ради спасения заблудших. Он не знал греха, но принял наказание за него вместо тех, кто грешил. И теперь Он возвращается назад!» Ждал Отец и Начальник хора, ждало небесное воинство и все небожители. И все это происходило потому, что грешная, но очищенная женщина, всхлипывая и спотыкаясь на каждом шагу, искала в саду Иисуса. И когда, не найдя своего Господа, она громко зарыдала, то услышала голос Христа, зовущий: «Мария!» Обрадованная женщина упала к Его ногам. Это единственное слово вернуло ее душе радость служения, которую на днях она ощутила у ног Иисуса.

«Еще не теперь, Мария, не теперь», — предупредил ее Иисус. Место Марии было у Его ног: она служила Ему в дни, когда светило солнце, у ног Его она была в час скорби, у Его ног совершала свое простое служение в предчувствии Голгофы, у Его ног была она возле подножия креста, и вот теперь, в утро воскресения, она вновь обрела счастье быть у Его ног.

Случилось так, что в уста женщины, из которой Он изгнал семерых бесов, Иисус Христос вложил весть о Своем воскресении. Ей, только ей одной Он сказал, что Он возвращается к Своему Отцу — и к ее Отцу тоже! Книжники и фарисеи могли бы в этом усомниться. Иуда, преступник, мог бы предать. Ученики тоже могли усомниться. Марфа могла бы покритиковать. Друзья Марии были способны рассмеяться в ответ. Но имело ли это какое-либо значение, когда по своей привычке растворяться во Христе, быть с Ним сердце к сердцу, душа к душе, чувство к чувству, понимание к пониманию Мария навечно связала себя нитями нерушимой любви со своим Учителем? Ничто иное уже не имело никакого значения для Марии благодаря этим взаимоотношениям.

Я хотел бы, чтобы в день воскресения Садовник позвал меня: «Лесли!» И тогда я упал бы к Его ногам с воплем преданности: «Равеи, Учитель!» Освященная Мария оставила мне сияющий пример.