Дева Мария — подарившая жизнь

Женщина, вопрошавшая «может ли это быть?»

Наша история начинается в крошечном городке в Галилее. Здесь каждый знает соседа лучше, чем самого себя. Каждый мог бы справиться с делами соседа лучше, чем сам сосед. Так всегда бывает в таких местечках, так было и в Назарете. Городок этот был, похоже, довольно неприятным местом для священника. Я благодарен Богу, что мне не пришлось проповедовать в Назарете. Мне не доставляет удовольствия перспектива быть сброшенным в реку теми, кто имел несчастье не согласиться со мной! Этот городок имел настолько дурную репутацию, что у иудеев возникла поговорка: «Что хорошее может прийти из Назарета?» И тем не менее лучший Человек на свете пришел именно из Назарета. Однако мир не знал этого, как не знали и сами назаряне.

На одной из улочек этого городка находилась мастерская плотника. Ею владел некий Иосиф, вдовец с печальным лицом. У него были дети — сыновья, нуждавшиеся в постоянном пропитании. С ним жили также одна или две дочери. Трудно было этому плотнику, но жизнь его посветлела, когда одна молодая девушка из Назарета согласилась разделить с ним дом и семейные обязанности. Поэтому солнце для него сияло чуть ярче и птички распевали более нежно, да и пила двигалась быстрее и легче, выводя свою простенькую песню.

Жизнь явно повеселела. Вскоре Иосиф отметил в своем календаре один особый день — это была дата его свадьбы.

Мария, невеста Иосифа, жила чуть дальше по улице, и ее сердце тоже пело от счастья. Она ожидала этого дня», как и все женщины ждут-дожидаются своей свадьбы. Но затем, без всякого предупреждения, произошло нечто неожиданное, подобное взрыву бомбы.

К Марии явился ангел и говорил с ней. Это была странная беседа, ибо ангел произносил небесные речи. «Благословенна Ты между женами», — сказал он (Лк. 1:28). Из всех женщин, когда-либо живших на земле, Бог избрал Марию и осветил ее Своей славой. Из всех обязанностей, присущих женщинам во все века, Бог дал Марии наиважнейшее для судеб мира задание. И из всех посланников, которых Господь мог избрать на небесах, Он выбрал Гавриила. И Гавриил явился к Марии с поразительной вестью. Без всякой подготовки, без всяких околичностей он появился перед ней и сказал, чего ожидает от нее Бог. Это было нечто (я обычно использую это определение с большой осторожностью) фантастическое — во всем значении данного слова. В послание Божье невозможно было поверить, оно было просто невероятным. Ничего подобного не случалось до того, ничего подобного не случалось после, ничего подобного больше никогда не произойдет. Гавриил стоял перед девой из Назарета и говорил ей, что у нее родится ребенок, который будет Богом. И эта простая девушка приняла его весть.

Мария только спросила: «Как?» Ее вопрос отличался от того, который задавал Христу Никодим той темной ночью за стенами Иерусалима. «Как?» Никодима было полно сомнений, он ожидал ответа: «Невозможно!» Его «Как?» имело отзвук: «Не будь глупцом. Взрослый человек со всеми сформировавшимися привычками, со сложившимся образом жизни, отшлифованным годами опыта! Как может он вернуться и начать все снова? Он — продукт собственного прошлого…» Но вопрос Марии имел иной смысл. Он был подобен тому, который может задать ребенок, когда вы обещаете, что он получит нечто, если выполнит определенные условия. Ребенок может усесться к вам на колени и спросить с восторгом: «Что мне делать? Как мне получить то, что ты обещаешь?» В вопросе Марии было согласие совершить необычное, в нем была и вера, и доверие, и уверенность: то, что не может сделать она сама, по силам сотворить Богу. И ответ ангела так же чудесен, как и прост: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Как и многие вещи в жизни, весть ангела была обезоруживающе проста и сказана так, чтобы обезоружить своей простотой. Ответ Марии таков, что я желаю вам закрепить его в своей памяти навечно. Если вы забудете детали этой биографии, если вы не вспомните больше ни одного моего слова, не забывайте сказанного Марией. Это самые важные слова, которые я могу передать вам. Вот ответ Марии, произнесенный почти двадцать веков назад: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (ст. 38). Любая проблема вашей жизни решится, если вы повторите то, что сказала Мария.

У некоторых из нас таится в душе своя боль. Она приходит из-за того, что мы что-то неверно сделали, а порой оттого, что мир несправедливо поступил с нами. И когда мы сидим в церкви, мы думаем о давно прошедшем, или о прошлой ночи, или о том, что мы делали неделю назад, и наши сердца наполняются болью. Мы так горячо сожалеем о сделанном или о сказанном, или, наоборот, о не сделанном и не Сезанном; часто мы размышляем о том, кто мы есть, или о том, кем мы должны быть и кем не являемся. Хотите ли вы успешно решить все свои проблемы? Стремитесь ли вы к миру в своем сердце? Желаете ли вы обрести уверенность в том, что Бог руководит вашей жизнью, ведет вас и возьмет вас на зеленые пастбища Своих небесных полей? Действительно ли вы этого хотите? Тогда вы должны отдать себя Богу без остатка. Хотите ли вы, чтобы Иисус жил в вашем сердце? Хотите ли вы, чтобы Он сформировался в вас? Желаете ли вы представить Спасителя своей семье? Своим соседям? Своим друзьям? Тогда и вы тоже должны повторить: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Гавриил исчез внезапно. Мгновением раньше его лучезарный блеск освещал деву из Назарета и затмевал солнце. Но теперь он исчез, и Мария осталась наедине со своей тайной. И какой тайной! Как она сможет объяснить ее жителям Назарета? Мария уже видела презрительные улыбки на губах назарян. Она не может рассказать о случившемся Иосифу, ибо не уверена, сможет ли он ее понять? И тем не менее однажды ей придется поговорить об этом с Иосифом. Он ведь все равно догадается, а она должна рассказать ему обо всем еще до того, как муж заметит сам. Иосиф же был глубоко уязвлен. Он взял свой календарь и вычеркнул дату свадьбы, полагая, что случившееся было только сном, который исчез без следа. И Иосиф возненавидел, возненавидел Марию! Она надеялась, что он поймет, но он не понял. Мария думала, что он сумеет, но он не смог.

И, возможно, в тот момент она вспомнила, как Гавриил говорил ей: «Вот и Елисавета, родственница Твоя…» Да, она знала кое-что о своей кузине. Елисавета жила где-то неподалеку от Хеврона, на холмах Иудеи. Она не была так молода, как Мария, и жила несколько иначе, но теперь их с Марией объединяло нечто общее. У них обеих была тайна, тайна, открытая ангелом. И Мария, торопясь и спотыкаясь, размышляя на ходу, отправилась на юг. На пути ее лежал Иерусалим. Там была Гефсимания, но она ее не видела. И там была Голгофа, но острое копье еще не пронзило ее душу, хотя она могла предчувствовать это. И на ее пути высилась Масличная гора, на которой открылось славное видение ее Сына, восходящего к Его Отцу. Но Мария и этого еще не видела. Наконец она достигла дома Елисаветы, и они поговорили и поняли друг друга, и стали ближе друг другу и ближе к Богу.

Мне хочется думать, что оставшийся в Назарете Иосиф отправился в синагогу. Церковь всегда была лучшим местом, где можно воспрянуть духом. Возможно, проповедник читал слова пророка: «Се, дева зачнет». Иосиф слышал эти слова множество раз, но они ничего для него не значили. Теперь же сама мысль обрела реальные очертания. Дева зачала! Я не думаю, что Иосиф был способен слышать еще что-то в то утро. Дева зачала. Может ли такое быть? Ведь пророчество было изречено семьсот лет назад. И теперь Иосиф видел, что оно исполняется! «О Боже, прости меня за мои сомнения и неверие», — должно быть, молился он в тот день.

Иосиф выбежал из синагоги, автоматически поприветствовав раввина, ничего не замечая вокруг. Он должен побыть один, он обязан молиться. И тогда Гавриил явился ему, чтобы успокоить и убедить его.

Возможно, сияющий посланник говорил ему примерно так: «Иосиф, не бойся жениться на Марии. Это — исполнение пророчества. Ты старше ее, и она нуждается в тебе. Она нуждается в тебе больше, чем ты думаешь». И в своем воображении я вижу, как Иосиф спешит через холмы, также направляясь в Иудею. Здесь он встречается с Захарией. И эти двое мужчин оба предупреждены и обличены ангелами. Захария, священник, и Иосиф, плотник, теперь тоже объединены общей тайной. Только друг, с другом могут они говорить о ней. Иосиф рассказывает обо всем. Захария берет перо и записывает: «Это похоже на то, что чувствовал я. Я не верил, но смотрите, что вскоре случится со мной». И Иосиф мог сказать: «Я не верил, но смотрите, что случилось со мной».

Мне хочется думать, что Иосиф и Мария вернулись в Назарет вместе, ибо их возвращение домой было счастливым, радостным, свободным от подозрений и недоуменных вопросов. Теперь у них была общая тайна. Они осознавали, что говорили с Гавриилом. И на них обоих лежала радостная ответственность, огромной важности задача, которую следовало исполнить. Вот почему они возвращались обратно, держась за руки. И птицы вновь распевали, и солнце ярче светило, и радость возрождалась в их сердцах. А предстоящая вскоре дорога в Вифлеем не казалось им слишком тяжелой, поскольку Иосиф и Мария были вместе.

В положенный срок родился Иисус. Не осталось свидетельства о том, произнес ли Иосиф какие-либо слова, когда пастухи пришли посмотреть на Младенца. Ему не было нужды говорить, так он сиял от счастья! Услышав от пастухов историю о песне ангелов, Иосиф подумал, что он мог бы различить голос Гавриила в этом хоре. А потом вместе с Марией и Иисусом он отправился в храм. Священник взял на руки крошечного Младенца, и Иосиф смотрел на Него, улыбающийся и счастливый. Он, конечно, слышал странные слова: «И Тебе Самой оружие пройдет душу», но не придал им должного значения. Слова эти не были предназначены для него, и он вскоре забыл о них. Забыл Иосиф, но не дева из Назарета. Она сохранила эти пылающие слова в своем сердце. А затем пришли тяжелые дни, когда за голову Младенца была назначена цена, и солдаты прочесывали все вокруг, разыскивая Его; однако маленький ослик уже неторопливо шел по дороге в Египет. Иосифу пришлось купить кое-какие инструменты и в дальней земле тяжко трудиться в течение многих голодных месяцев. Затем пришла добрая весть и счастливый сон, и воодушевленные родители вернулись домой. В Назарете у них началась нормальная семейная жизнь. Малыш подрастал, а когда Ему исполнилось двенадцать, они втроем отправились в храм. И там родители потеряли Его! Только через три дня Иосиф и Мария вернулись в храм и обнаружили Его «посреди учителей». В ответ на их укор этот маленький Мальчик говорил им о доме Отца Своего и о делах Отца Своего. Прошли годы, и настало время свершения чудес. Однажды в Кане Галилейской праздновали свадьбу. Мария тоже была там. Она была поистине счастлива, потому что ее Малыш — самый лучший Сын на свете. Дело было так.

Во время свадьбы потребовалось еще вино. Мария сказала об этом своему Сыну, но Он в ответ произнес странные слова: «Еще не пришел час Мой». Видела ли она руку, поднявшуюся на ее Сына? Видела ли она чашу и вино? Предчувствовала ли она час сердечной боли, и открывшийся источник, и Кровь Его Нового Завета? Понимала ли она это? Мария сказала служителям: «Что скажет Он вам, то делайте». Эти слова Марии я сегодня оставляю вам. Не забывайте их.

Затем мы видим, как, убитая горем, стоит Мария у подножия креста. С нею случился обморок, она рухнула на землю, но сильные руки Иоанна подняли ее, и возлюбленный ученик Христа отнес ее домой. Мне довелось быть в Эфесе и видеть то место, где она, согласно традиции, велела себя похоронить. Я не знаю, верна ли традиция, но я восстанавливаю ее историю. Я представляю себе Марию, немолодую женщину, беседующую с Иоанном и слушающую его вести, поскольку оба они любили ее дорогого Сына и были объединены Тем, Кого любили.

Слова Марии и ныне доходят до нас так же живо, как это было в давние времена. Она сказала два слова — одно о себе и одно для нас. Вот первое: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Ее посвящение выдержало проверку временем и провело через Голгофу к покою и ожидающей ее славе. Другая фраза есть мотив ее жизни: «Что скажет Он вам, то делайте». Это была ее Благая весть, явленный нам Иисус Христос. И если бы Павел был сегодня здесь, он бы вскричал: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гол. 4:19). Это и мой призыв, поскольку я тоже молюсь, чтобы Христос изобразился в вас.

Да, сегодня архангел Гавриил не стоит перед вами и не возвещает вам вашу судьбу, но это делает Святой Дух. Здесь и сейчас вы можете услышать другой голос, не мой, но голос Духа, исходящий из глубины вашего сердца. Все творение ожидает воскресения в вас Сына Божьего, созидаемого и рождаемого в муках. В каждой радио- или телепередаче мы слышим, как плачет сердце мира. Мы читаем его печальные истории в каждой газете. Люди ожидают победы Сына Божьего, а наша цель — представить им Его.

«Христос созидается в вас». Желаете ли вы этого? «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» — таким должен быть ваш ответ. Скажете ли вы так? Бог уже сейчас помогает вам в этом. Потому что, пока вы не достигнете данного рубежа

и не станете рабом Его, до тех пор пока вы не достигнете места, где сможете сказать: «Да будет мне по слову Твоему», — путь ваш к Нему будет долог. Но когда вы произнесете эти слова, значит вы прибыли в пункт назначения. Иисус поселился в вашем сердце. И потому вашим девизом всегда должно быть: «Что бы Он ни приказал мне, я исполню это».

Если вы никогда не отдавали себя, свое тело, душу и дух Иисусу, сделайте это сейчас. Сделайте это, потому что Он любит вас сегодня, любил вчера и будет любить во все последующие дни. Предайте себя Ему. Дева Мария осветила нам путь. Она приняла оружие, которое «прошло Ей душу». Ее жизнь и судьба — это всегда и навечно пример всем нам.