Ирод — полный коварства

Царь-эдомитянин «эта лиса»

Столкновение Ирода с Иисусом — один из самых драматичных моментов в истории. Иисус, прекрасный Назарянин и представитель Богом избранного народа, вел Свою родословную от Иакова. Ирод, гордый и лукавый, наполовину эдомитянин, принадлежал к роду, который произошел от Исава. Он мог принять радость и благословения, которые даровал завет Авраама с Богом. Но, как и его предок Исав, он был нечестивым человеком. И та вражда, которая существовала между Исавом и Иаковом и которая частенько впоследствии возникала между их потомками, получила новое развитие в испытаниях нашего Господа. Ирод и Иисус столкнулись друг с другом во дворце царя-эдомитянина. И здесь чувства Ирода к Иисусу проявились со всей ясностью.

События, сделавшие это столкновение еще более драматичным, произошли за несколько лет до их встречи. Отец Ирода хотел уничтожить Младенца Иисуса. Его планы были сорваны ангелом Божьим. Власть и царство отца Ирода были разделены между несколькими его сыновьями. Семейство Ирода было порочным и развратным. Убийства и интриги, неверность и нечестивость — вот что определяло их сущность и образ жизни.

Ирод Антипа был тетрархом Галилеи и Переи в то время, когда Иоанн Креститель проповедовал народу. Мы знаем из Евангелия, что Ирод, пренебрегая моралью, похитил жену у своего брата Филиппа. Эта женщина, Иродиада, жестокая, безнравственная и злонамеренная — Иезавель Нового Завета, — со временем стала поистине неразборчивой в средствах. Ее первый муж не мог удовлетворить ее амбиции и обеспечить ей ту пышность, к которой она стремилась при ее положении. Поэтому она оставила его ради его же брата.

Когда мы впервые сталкиваемся с Иродом в Евангелии, мы понимаем, что Ирод Антипа не был совсем уж плохим. Он был чрезвычайно заинтересован проповедью Иоанна Крестителя. Марк в этой связи делает несколько замечаний: «Сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла» (Мк. 6:17-19). Обратите внимание на следующие слова: «Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (ст. 20).

Ирод слушался Иоанна и высоко ценил его советы. Мы узнаем, что он «берег его». Ирод стремился сохранить Иоанну жизнь, ибо знал, что Иродиада пытается добиться его смерти. Поэтому самым лучшим и простым способом, по мнению Ирода, было заключить Иоанна под домашний арест и тем самым уберечь его от гибели. Его личная охрана должна была следить, чтобы до Иоанна не добрались наемные убийцы Иродиады.

Но Иродиада была настолько раздражена тем порицанием, которое выразил Иоанн по поводу ее распутства, что решила любым способом уничтожить его. И такая возможность представилась ей во время празднования дня рождения Ирода. Гостями Ирода были высшие военачальники Галилеи. Это превращало день рождения скорее в политическое мероприятие, нежели в семейный праздник. Вино лилось рекой. Когда пир разгорелся вовсю, дорогим гостям захотелось еще более потрясающих зрелищ.

И тогда Иродиада послала свою дочь, Саломею, танцевать в залу, где пировал Ирод с приглашенными. Это был из ряда вон выходящий поступок. Юная девушка, только вступающая в пору женственности, танцевала с откровенной чувственностью перед подвыпившей компанией. Все собутыльники уже были пьяны, и, одурманенный алкоголем, Ирод дал опрометчивое обещание. Он заявил, что Саломея получит все, что захочет, вплоть до половины царства, стоит только попросить. Ни один человек в здравом уме не стал бы давать подобных обещаний. Но Ирод был пьян! Саломея быстро покинула зал, чтобы посоветоваться с матерью. «Что мне попросить?» — должно быть, спрашивала она с нетерпением. Черная мысль промелькнула в голове Иродиады. «Голову Иоанна Крестителя на блюде!» Не струсила ли Саломея? Не испытала ли она колебаний? Мы ничего не знаем об этом. Знаем только, что она вернулась к пиршественному столу и предъявила царю из ряда вон выходящее требование. При ее словах вся компания мгновенно протрезвела.

Внезапно все будто очнулись. Это была необычная просьба, и Ирод оглядывал компанию своих друзей в надежде, что кто-нибудь поможет ему выбраться из западни. Если бы кто-то из гостей сказал: «Это просто немыслимо», — Ирод постарался бы отвертеться от этого черного дела. Как он хотел избавиться от необходимости выполнять свое обещание! Но он был слишком горд, чтобы пойти на попятную. Этот урок мы никогда не должны забывать: одну ошибку нельзя исправить другой. Всегда помните об этом. Порой мы должны решить какой-то вопрос. Тогда мы обращаемся за советом или действуем по наитию. Бывает, позднее выясняется, что мы совершили ошибку. И частенько, стараясь исправить ее, мы совершаем еще одну ошибку! Никогда не делайте этого. Лучший способ исправить ошибку — это признать ее. Если вы станете лгать, чтобы разрешить какую-то проблему, эта ложь не будет единственной! Вы поймете, что вам нужно будет лгать все больше и больше, чтобы скрыть свои грехи. И, наконец, вы настолько запутаетесь, что однажды захотите сбежать куда глаза глядят! Лучше уж сказать: «Пожалуйста, простите! Я хочу начать все сначала». Но лучше всего было бы даже не начинать лгать.

Ирод дал необдуманное обещание. Он сознавал, что совершил ужасную ошибку. Ему следовало сделать что-нибудь, чтобы исправить ситуацию, пока у него еще была возможность что-то предпринять. Когда он предложил Саломее выбрать подарок по душе, он думал о простых вещах. Он имел в виду какие-то обычные вещи, но не разрешение на убийство. Приближенные Ирода не хотели кровопролития, ибо все они уважали Иоанна. И все же Ирод позволил гордости взять верх над волей и разумом. Он не был готов поступиться своим самолюбием и признать: «Я сказал глупость. Я слишком много выпил. Давайте начнем все сначала». Он был слишком труслив, чтобы сказать такое. Золотая минута мудрого решения для Ирода пришла и канула в прошлое.

И тогда в камеру к Иоанну Крестителю направили палача. Без разбирательств, без каких бы то ни было объяснений Иоанн был умерщвлен. Его голову принесли на блюде в пиршественную залу. Торжество закончилось. Гости, потрясенные и протрезвевшие, должно быть, вскоре разошлись по своим комнатам.

Когда Иродиада увидела, что уста, обличавшие ее незаконный союз, замолчали навеки, она пришла в восторг. Она надеялась, что, покинув своего мужа и отдавшись другому, удовлетворит свои амбиции. Она чувствовала, что Иоанн стоит у нее поперек дороги. Поэтому Иродиада избавилась от него и устремилась вперед, к достижению вожделенных целей, которых жаждало ее неуемное и ненасытное своеволие.

Ученики Иоанна забрали обезглавленное тело и похоронили его. Услышав об этой трагедии, Иисус с болью сказал Своим ученикам: «Давайте передохнем. И давайте подумаем о случившемся». Незадолго до этого Он начал посылать их с Благой вестью по окрестным местам. И они ходили всюду, проповедуя, исцеляя, изгоняя бесов.

И когда позднее Ирод услышал о Христе, он подумал, что это Иоанн Креститель воскрес из мертвых. Он не на шутку встревожился. С тех пор мир и счастье покинули невезучего царя. Даже наедине с самим собой слышал он обвинения, которые произносил Христос. Несколькими неделями позже «пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (Лк. 13:31-33).

Несколько лет назад я работал преподавателем в Нью-болд-колледже в Англии. В окрестностях колледжа было немало лисьих нор. Со временем я узнал, что и в колледже, и на близлежащей ферме больше не выращивают цыплят. Причиной этого были лисы! Одной из них постоянно удавалось проникнуть в большой курятник. Она таскала кур, чтобы накормить лисят. Возбужденная запахом крови, она убивала всех кур подряд, одну за одной. В конце концов фермер ликвидировал остатки старого птичника, вычистил его и натянул новую сетку, надеясь, что она защитит птицу от лисы. Но через год или около того кровожадная лисица повторила свой набег! Ее детеныши нуждались всего лишь в одной курице, но эта лиса получала удовольствие от охоты и собственной ловкости, и она передушила всех кур. Ирод был таким же ловким убийцей. Убийство приводило его в возбуждение.

Но Иисус твердо ответил угрожавшим Ему: «У Меня есть дело на сегодня и на завтра. И сегодня, и завтра Я буду выполнять его, не опасаясь мести Ирода. На третий день Моя жизнь подойдет к концу». Я думаю, что от такого ответа у Ирода мурашки побежали по спине. Перед ним был бесстрашный Человек, шедший навстречу Своей судьбе. Он был готов умереть, исполнив Свое жизненное предназначение. И Он назвал Иерусалим местом своего конца!

Жизнь Христа стремительно шла к завершению. Когда в зале суда римский наместник Понтий Пилат узнал, что Христос из Галилеи, то, дабы снять с себя ответственность, решил послать его к Ироду. У священников имя Иисуса ассоциировалось с Галилеей, и потому Пилат решил действовать подобным образом (см. Христос — надежда мира, с. 728).

Утром в пятницу в ворота дворца Ирода постучали, и внезапно царь оказался лицом к лицу с Иисусом. «Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть ос Него какое-нибудь чудо» (Лк. 23:8).

Ирод пригласил измученного, обессиленного Иисуса к себе во дворец и потребовал, чтобы Тот сотворил чудо, обещая, что тогда он отпустит Его на свободу (см. Христос — надежда мира, с. 729). Но Христос ничего ему не ответил. Это удивительное свидетельство того, как Бог воздействует на человека. Ирод лишил жизни одного из величайших пророков, Иоанна Крестителя. Поскольку царь однажды отверг правду, Сыну Божьему больше нечего было сказать ему. «Но Христос, казалось, не слышал и не видел ничего» (там же). Это — образ жизни. Когда мы глухи к приглашению Христа, которое получаем через Его вестников, никакое чудо не будет явлено нам. Никаких эффектных демонстраций высшей силы и высшей славы с целью укрепить нашу веру не произойдет. Иисус «ничего ему не ответил».

Первосвященники и книжники стояли рядом и страстно обвиняли Его. Тогда «Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату» (Лк. 23:11). Заметим, что именно Ирод, безуспешно пытавшийся заставить Христа совершить чудо, подстрекал своих воинов насмехаться и оскорблять Иисуса. Он так разозлился, что позволил своим солдатам осыпать Спасителя градом оскорблений. Христа протащили через строй солдат Ирода, Его «волокли то туда, то сюда» (Христос — надежда мира, с. 731). Каждый норовил грубо толкнуть или ударить Его, пока все тело Его не покрылось синяками и ссадинами. Лишь немногие отказывались делать это, когда Он проходил мимо. Солдаты Пилата решили, что нужно спасать Осужденного, пока Его не разорвали на куски. Именно Ироду пришла в голову идея одеть Иисуса в светлые одежды.

Мы можем охарактеризовать этого монарха несколькими словами, но ни одно из них не будет добрым. Вот некоторые характеристики, записанные вдохновенным пером: «Здесь и высокомерный Ирод, который издевался над Его царственным титулом и приказал воинам в насмешку короновать Его царем» (Великая борьба, с. 643). «Трусливый и жестокий Ирод» (там же, с. 667). «Развратный царь» (Христос надежда мира, с. 214). «Высокомерный», «трусливый», «жестокий», «развратный» — что за эпитеты! Спасителю было нечего сказать ему. Иисус не сотворил чуда, чтобы спасти Себя. Даже такой человек, как Ирод, боялся отправить Его на смерть. Он чувствовал, что Этот Иисус из Назарета был невиновен. И потому он отправил Его обратно к Пилату.

Для Ирода главная минута его жизни исчезла безвозвратно. По наущению Иродиады он позже написал письмо императору Калигуле в надежде получить еще больше почестей. Но Агриппа, сердитый на него, отправил в Рим жалобу. Ирода вызвали в Рим, дабы он предстал перед кесарем. Он был лишен всех почестей, титулов и власти и отправлен в ссылку в Галлию, или Испанию. Историк Иосиф Флавий запечатлел единственный достойный поступок Иродиады — она отправилась в ссылку вместе с мужем и заботилась о нем. Где-то в неизвестных могилах покоится теперь эта неразумная и злобная чета, надежды которой так и не сбылись.

Мы с вниманием исследуем историю жизни этого человека. Его схватка со Христом достигла апогея в день Голгофы. Мы наблюдаем, как он принимает окончательное решение. Он был высокомерным и жестоким, трусливым и нечестивым. Вступив в греховную связь под влиянием низменных страстей с еще более распутной, чем он сам, женщиной, он перешел все границы. Вставший на путь греха, принесший в жертву жизнь величайшего из пророков, Ирод предстал наконец пред лицом Спасителя человечества и не получил ответа на свои вопросы.

Порой на этом гибельном пути Ирод слышал слова Божьего служителя, Иоанна. Он внимал ему. Он действительно принялся исполнять многое из того, что рекомендовал Креститель. Но он не посвятил свою жизнь Главному. В итоге все его амбиции, высокое положение и престиж — то, к чему он так стремился и ради чего он готов был пожертвовать всем, даже жизнью лучших людей, — все было отнято у него в тот момент, когда он думал, что наконец добился желаемого. Под конец он оказался чужестранцем в неведомых землях, одиноким, бедным, только с воспоминаниями о былом — таков итог его жизни. Ужасная картина! Совершенно нежданный результат!

Ирод происходил от Авраама. Он мог бы получить все обещанные патриарху благословения. Но он был весьма схож со своим предком Исавом, также поглощенным заботами лишь о материальных благах. Он тоже был «нечестивцем» (Евр. 12:16). Он тоже продал свое, право первородства за тарелку чечевичной похлебки, за миг удовольствия, за час греховной страсти и этой сделкой погубил себя.

Если вы окинете взглядом всю жизнь этого человека, сможете ли вы сказать, когда он сделал первый роковой шаг в неверном направлении? Он мог бы быть запечатлен в истории как царь, который спас Иисуса. Он мог прославиться как человек, который поступился своими интересами, чтобы спасти Невиновного. Но этого не произошло. Он так и не понял, что его судьба зависит от того, как он отнесется к пророку Христа и к Христову учению. Он полагал, что сможет добиться своих целей вопреки принципам, целям и политике Человека из Галилеи. Но своей самоуверенностью он погубил себя.

Когда мы оглядываемся на его жизненный путь, ведущий к забвению, мы видим, что, когда он отворачивался от вести Божьего пророка, он отворачивался и от Неба. Порой Ирод даже не осознавал этого. Та точка, от которой уже нет пути назад, обычно не отмечена трубным гласом. Этот миг настает во время праздничного обеда, среди золотых и серебряных блюд и редкостных кубков, шуршания шелковых одежд и аромата благовоний во мраке полуночного часа. Момент принятия решения, подобный острию иглы, наступил, но он не понял этого. Он колебался, когда осознал смысл своей клятвы, и затем решился броситься в бездну. И свет отступил от Ирода.

Важнейшие моменты в жизни — никто не предупредит нас о них. Этот величайший миг подкрадывается незаметно, как полуночный вор, и момент принятия решения всегда наступает неожиданно. Но существует еще один жизненно важный аспект. Человек делает выбор между раем и адом не под влиянием минутного порыва, но в соответствии с общей тенденцией своей жизни. Ирод постепенно, поворот за поворотом правил свою жизнь к гряде скал, по направлению к своеволию, гордости, властолюбию, достижению высокого положения, престижа и привилегий царственной особы, земных почестей и удовольствий. И это стремление росло, подобно приливной волне, гонимой сильным ветром, пока она не накрыла все на своем пути, включая и мысли о праведности и вечности. Это печальная и поучительная история, в ней — предостережение и совет всем нам. Столкнувшись с Голгофой, Ирод оказался среди тех, кто распял Сына Божия, предал Его публичному позору и смерти; сам же он продолжал спокойно жить дальше.

Может ли Господь раскрыть нам глаза на ложь и ошибки в нашей жизни? Когда придет момент выбора, готовиться будет слишком поздно. Устремляйте свой ум к высшим целям, и сила Всемогущего поддержит вас.