Никодим- предельно осторожный

Учитель Израиля «как?»

Человек, о котором пойдет речь, скорее всего, не присутствовал при распятии. Но тем не менее он был теснейшим образом связан с этим событием и потрясен им. Также и мы, хотя и не присутствовали в зале суда и на Голгофе, несмотря на годы, разделяющие нас, всю вечность будем чувствовать влияние наших взаимоотношений с Тем, Кто был осужден и предан смерти.

Образ Никодима всегда ассоциируется у нас с учением Христа, касающимся нового рождения. Мы узнаем о нем от Иоанна. Рассказ о встрече Никодима с Христом мы находим в третьей главе Евангелия от Иоанна. Повествование это имеет, несомненно, огромное значение. Давайте внимательно рассмотрим его.

Никодим был фарисеем. Это факт первостепенной важности. Фарисеи были иудейской религиозной сектой. Сегодня слово «фарисей» стало нарицательным, однако в те времена это были почтенные и уважаемые люди. Они строго придерживались существовавших норм и правил как религиозной, так и светской жизни. Фарисеи в корне пресекали любое проявление греха и принципиально не общались с язычниками и инородцами. Но все же нам не следует говорить о Никодиме, используя подобные выражения. Он не был лицемером. Он старался жить в соответствии с высшими стандартами, которые сам считал правильными. Я думаю, что мы не должны позволять себе этот уничижительный тон также и по отношению к Савлу из Тарса. Одним словом, не все фарисеи были так плохи, как можно вообразить себе сегодня.

Никодим был человеком высочайших идеалов, возвышенных стандартов и строжайшей дисциплины. Мы без всякой натяжки можем назвать его человеком, глубоко приверженным определенному кодексу поведения. В своей системе нравственных ценностей и стремлении достичь праведности закона он был действительно безукоризнен.

Никодим был также «один из начальников Иудейских». Данное выражение означает, что он был членом иудейского сената — синедриона. Этот правящий орган состоял из людей, умудренных жизненным опытом. Это были почтенные отцы семейств, и люди надеялись, что они смогут понять взгляды их бунтующих, своенравных сыновей. Члены синедриона были людьми зрелыми, с богатым жизненным опытом, поскольку на своем веку испытали достаточно превратностей судьбы.

Никодим пользовался доверием и уважением большинства знавших его людей. И старики, и представители молодого поколения считали его достойным столь высокой чести — быть членом синедриона, высшего судебного и правящего органа иудейского народа.

В беседе с Никодимом Иисус заострил на этом внимание. Он спросил: «Ты — учитель Израилев?..» (Ин. 3:10). По-гречески этот стих звучит так: «Ты ли — тот знаменитый учитель Израиля?» Никодим. был высокоуважаемым учителем богословия в Израиле, что само по себе интересно для понимания его характера. Никодим посвятил себя изучению Священного Писания и стремился к тому, чтобы по возможности доходчивее разъяснять свои толкования. Он выработал оригинальную методику изложения своих знаний, что и позволило ему стать уважаемым и любимым учителем богоизбранного народа. Никодим добился интеллектуального, богословского и юридического превосходства среди своих соплеменников.

«Он пришел к Иисусу ночью» (Ян. 3:2). Эти слова многое дают нам для понимания личности Никодима. Он был осторожен. Он продвигался медленно и с опаской. Он еще не был готов к тому, чтобы полностью отдать себя Христу. Существует тип людей, которые не спешат действовать, поддавшись сиюминутному порыву. Такие рассудительные люди могут быть куда более мудрыми в своем отношении к жизни, чем те, кто не раздумывая бросается вперед. Мы можем вспомнить мудрое замечание Гамалиила, который призвал к благоразумию на одном из заседаний синедриона. На собрании присутствовали несколько смутьянов, которые замышляли уничтожить Петра, Иакова, Иоанна и других учеников. Гамалиил заявил: «Отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (см. Деян. 5:34- 39). Это были взвешенные, разумные слова.

«Никодим решил поговорить с Иисусом тайно, оправдывая себя тем, что, сделай он это открыто, многие захотели бы последовать его примеру. Узнав, что Спаситель по ночам отдыхает на Елеонской горе, он дождался, когда город затихнет и погрузится в сон, и тогда пошел к Иисусу» (Христос надежда мира, с. 168).

Никодим обратился к Иисусу со словами похвалы. Спаситель вежливо выслушал его и затем высказал поразительную мысль: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3:3). Никодим возразил на это, как ему казалось, а нерушимой логикой. Это «рождение» казалось ему несомненным абсурдом. «Как может взрослый человек родиться вновь? — спросил он с иронией. — Человек есть продукт жизненного опыта, который формируется с самого детства. И, безусловно, невозможно интеллектуально и духовно начать все сначала — так же как физически- превратиться вновь в эмбрион», — сказал он. Но Иисус не собирался опровергать логику логикой. Спаситель убеждал, провозглашая истины и мастерски иллюстрируя их.

Вечерний ветер качал верхушки деревьев и шумел в ветвях. «Слушай, Никодим, — прошептал Иисус. — Это ветер! Он налетает и стихает. Мы узнаем о нем по шуму и колебанию ветвей. Так же обстоит дело и с работой Духа». И затем Господь обратил внимание Своего ученика к библейской истории. «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ян. 3:14). Думали ли вы когда-нибудь о том, как устремленный на медную змею взгляд мог исцелить человека, умирающего от укуса ядовитой змеи? Вера является ответом на этот вопрос. Вера в Божий замысел. Нет никаких «научных» обоснований. Вера выше всех объяснений. Но она должна быть явлена в жизни людей. Израильтяне могли на себе испытать, сколь действенна вера в Божий промысел. Свет, подобно вспышке, осветил разум иудейского учителя, открыв ему взаимосвязь и логику Священного Писания. В этот момент все утверждения Христа, казалось, сложились в превосходный план. Тексты из богодухновенных Писаний, которые он так хорошо знал, соединились с другими текстами. Отдельные фрагменты сложились воедино в полную и ясную картину истинности ветхозаветных предсказаний, относящихся к их исполнению в смерти Мессии за грехи всего рода человеческого. Никодим ощущал воздействие Святого Духа. Он чувствовал, будто чудесная сила вела его, когда он шел на встречу с Иисусом. Он вернулся домой в глубокой задумчивости. Жизнь Никодима стала кардинально изменяться.

Никодим, казалось, был удовлетворен. Он быстро пришел к выводу, что Учитель, посланный Богом, и есть Мессия. Он принял Его, т. е. поверил утверждениям Иисуса о том, что на Него указывал медный змей, который несколько столетий назад был вознесен в пустыне, и смотрящие на него могли жить. Взирание на медного змея было противоядием от смертельных укусов. Тот, Кто не знал греха, был лекарством от яда греха. Тот, на Ком не было проклятия, был проклят для того, чтобы проклятые за грехи имели жизнь. Бог находился между людьми и не был ими узнан. И сам Никодим прежде не узнал Его, но теперь пришел к полной вере.

Я думаю, что Никодим бросился искать своего лучшего друга, Иосифа из Аримафеи, который также был членом синедриона. В беседах друг с другом их сомнения, касающиеся Иисуса из Назарета, должно быть, переросли в уверенность. Он воистину был Христом. Но оба они были осторожными людьми, пожалуй даже слишком осторожными. Прошли месяцы, а Никодим так и не сделал публичного заявления, что Тот, Кого он узнал, является Мессией.

И вот настал тот страшный день, когда Иисус был распят на кресте. И прежде чем они вполне осознали происшедшее, Иисус был мертв. Никодим не сомневался, что пророчество исполнится в буквальном смысле слова. И вот пророчество Христа о Себе Самом в точности исполнилось. Он умер на кресте, и Он привлек людей к Себе, как и предсказывал. Иосиф и Никодим чувствовали, что все предсказанное свершилось и что все сомнения отброшены. И тогда они отправились к Голгофе, чтобы понять, что необходимо сделать. Затем они получили разрешение Пилата и вернулись к кресту за безжизненным телом Христа. У Никодима имелась сотня литров бесценного нарда для бальзамирования, а у Иосифа была новая пещера для могилы. Посмотрите, как они осторожно снимают Иисуса с креста и вынимают гвозди из Его застывших рук и ног. Эти руки трудились исключительно для нужд людей, и эти ноги ходили только путями Божьими. Они обернули Его в лучшую ткань и с любовью оставили покоиться. Затем Его рыдающие, беспомощные и очень осторожные друзья покинули это место.

Чтобы разобраться в том, как Никодим откликнулся на истину и откровение, давайте вернемся к началу рассказа — до того момента, как Иисус встретился с ним по воле Провидения. Мы. многое сказали о Никодиме. Он был слишком осторожен, он боялся чужих взглядов. Мы можем добавить еще немало всего, но стоит задуматься: если бы мы были на его месте, то, возможно, поступили бы так же. Присмотримся, однако, повнимательней к тому, как относился к этому человеку Христос. Мы заметим Его терпение, понимание склада ума иудейского учителя. Иисус лишь в немногих словах упрекнул этого фарисея в том, что тот не сумел понять символизма Священного Писания, которое он преподавал другим. Христос не ополчился на него за то, что для него была странной жизненно важная доктрина о новом рождении; Он принимал Никодима таким, каков он был. Иисус видел с высоты Своей мудрости природу проблем этого фарисея и обращался к насущно необходимому. Затем он дал время Святому Духу произвести необходимые изменения в отношении Никодима. Иисус не преследовал каких-то иных целей и не проявлял излишней настойчивости. Он открыл ему истину и затем молился о том, чтобы эта истина принесла плоды в преображенной .жизни.

Встреча Никодима со Христом в начале Его служения принесла в итоге свои плоды. Решающим фактором в жизни фарисея стал крест. Благодаря кресту все озарилось ясным светом. Это сияние осветило искреннее сердце. Христос был вознесен, и великий Магнит вечности стал притягивать сердца человеческие. Не ощущаете ли вы сегодня это магическое притяжение? Среди множества людей, столпившихся у Голгофы, были и чрезмерно осторожные. Может, вы узнаете себя среди тех, кто повернулся спиной и отвел глаза?

Христос неизменно терпелив с нами. Он не ополчался на нас за наше фарисейство или неспособность жить и учить в соответствии с тем, что мы вроде бы знаем. Он смотрит сверху на нашу жизнь; и когда Он видит, что мы стремимся к познанию, то открывает нашим сердцам Свою истину. Что мы должны делать, когда мы размышляем над этой историей и чувствуем ее влияние на нашу жизнь? Иисус сказал и нам: «Вы должны родиться заново». Новое рождение откроет нам глаза на безграничные возможности Царства Божьего. Христос готов стать Верховным Правителем наших душ. Крещение водой и Духом открывает нам путь к Его Царству. Он, безгрешный, занял наше место, чтобы мы могли видеть, и верить, и тянуться к Нему, и получить Его жизнь, и жить ею. Каждый день мы должны стремиться к этому. Каждый день мы должны умирать для своих прихотей и путей и начинать все снова. Каждый день мы должны подчинять нашу жизнь Ему. Давайте начнем прямо сейчас.