Петр — проявивший трусость

Избранный ученик «я не знаю Его»

Симон Петр обычно упоминается в Евангелиях чаще других учеников Христа. Он занимал выдающееся положение среди них. Я думаю, что чувство благоговения, связываемое с именем Петра, часто бывает ошибочным, равно как и сравнительно пренебрежительное или просто равнодушное отношение. Он был главным оратором среди апостолов, даже если порой его язык заводил его слишком далеко! Его работа по становлению ранней христианской Церкви по своей значимости занимает второе место после трудов апостола Павла. Он стал лидером благодаря своему темпераменту и задаткам руководителя. Он был способен повести за собой любую группу людей одной только силой личности. Будучи прав или порою ошибаясь, он мог руководить толпой. Он мог долго распространяться по любому поводу, о нем даже можно было бы сказать, что он не всегда понимал, о чем говорит (Лк. 9:33). Давайте попробуем понять, что он был за человек, исследуя отрывки богодухновенного свидетельства.

Я представляю себе Петра громадным, широкоплечим человеком с широкой улыбкой, которая с легкостью появляется на его лице, и с хорошо поставленным голосом. Отца Петра звали Иона (Мф. 16:17). Его родным городом была Вифсаида (Ян. 1:44), городок на берегу Галилейского моря. Позже Петр перебрался в более развитый в торговом отношении рыбацкий городок Капернаум. Здесь он жил в своем доме с женой и тещей; возможно, с ними проживал и его брат Андрей. У Петра была собственная лодка (Лк. 5:3). По всем меркам он был удачливым и довольно преуспевающим рыбаком.

Рыбаки, в какой бы части света мы их ни встретили, — это, несомненно, люди особой породы. Большую часть времени они проводят вне дома, в тесном общении с природой. Они должны быть готовы к любым неожиданностям. В особенности же на Галилейском озере, расположенном на тысячу восемьсот метров ниже уровня моря. Здесь погодные условия частенько бывали неблагоприятными. В середине дня в районе озера атмосферное давление понижалось — и так продолжалось до заката. По обширным долинам, окружавшим озеро, гулял ветер. Порой он вызывал сильное волнение на озере, которое было опасно тем, что наступало внезапно. Рыбак, знавший свое озеро, должен был быть готов к любым неожиданностям. Он должен был быть храбрым и сильным, деятельным и уверенным в себе. Таким человеком и был Петр из Капернаума.

Симон, возглавлявший свою маленькую артель, очевидно, любил все делать по-своему. Это отношение к жизни влияло и на его взаимоотношения с другими людьми. Иисус заметил однажды, в конце Своего служения: «Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел» (Ин. 21:18).

Мы замечаем эту особенность характера даже в его взаимоотношениях с Учителем. Выл случай, когда Петр всерьез упрекал Иисуса за то, что Он подчиняется обстоятельствам, которые ведут Его на крест (Мф. 16:22). Был и другой — в верхней горнице, когда он категорически отказался позволить Сыну Божьему омыть себе ноги (Ин. 13:8). Это из ряда вон выходящие примеры, в которых мы видим проявление духа, неспособного с готовностью подчиняться чьей-либо воле, кроме своей.

Симон был импульсивным человеком. Он всегда был готов начать сначала. Ничто не могло устрашить его. В море, среди бушующей бури он был готов идти по волнам, как шел Иисус (Мф. 14:28-31). Был момент, — после второго чудесного улова рыбы, — когда он, посчитав, что лодка движется слишком медленно, прыгнул в воду, чтобы впереди всех добраться вплавь и встретить своего Господа на берегу (Ин. 21:7). Ну а приплыл всего на несколько мгновений раньше, чем другие (ст. 8),

Симон был натурой противоречивой. В один день он признавал Иисуса Сыном Божьим, а на другой клятвенно отрекался от Него (Мф. 26:69-75). Упрямое «Не умоешь ног моих вовек» в одну секунду сменяется любовью и пониманием: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин. 13:8, 9). Петр был тем, кем он был, потому что таковым было его сердце — доброжелательное и любящее. Для него не было ничего незначительного, и это выражалось в его словах и делах. Он был типичным максималистом (Лк. 5:1-11; Мф. 19:27). Ему нужно было либо все, либо ничего. Христос знал это. Другие ученики шли за Петром.

Симон был также глубоко религиозным человеком. Грех тяжело давил на его душу. Он осознавал свои грехи и отчаянно нуждался в том, чтобы освободиться от них. Поэтому он с напряженным вниманием слушал у Иордана Иоанна Крестителя, который проповедовал совсем иное, чем иудейские первосвященники. Когда позже Андрей йринес ему потрясающую новость о Том, Кто «больше Иоанна Крестителя», Симон всем сердцем пожелал идти по пути праведности.

«Он… поспешил к Спасителю. Христос остановил на нем Свой испытующий взгляд. Порывистый характер Симона, его любящее, отзывчивое сердце, его честолюбие и самонадеянность, история его падения, покаяния, его труды и мученическая смерть — все открылось взору Спасителя, и Он сказал: «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит камень (Петр)»» (Христос — надежда мира, с. 139). В этом отрывке мы можем найти объяснение любых поступков Петра.

Однажды Иисус сказал ему: «Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась… Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный… И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним» (Лк. 5:4-11).

Симон всегда остро ощущал свою греховность. Его потребность в очищении была одной из тех незримых нитей, которые накрепко привязали его к Спасителю. Не было никого другого, к кому он мог бы обратиться за помощью и обрести силу, в которой так нуждался (Ин. 6:68).

Но Симон прошел долгий и трудный путь, прежде чем стал тем работником, каким предназначил ему быть Учитель. «Петр был порывистым и исполненным рвения, смелым и бескомпромиссным, и Христос увидел в нем материал, представлявший огромную ценность для Церкви… Эти два человека [Петр и Иуда] представляют две категории людей, которых привлекал к Себе Иисус, давая им возможность слышать Его наставления и видеть Его самоотверженную, полную сострадания жизнь, дабы они могли научиться от Него» (Свидетельства, т. 4, с. 488).

Иисус дал Петру несколько спокойных лет учения, чтобы он, «некогда, обратившись», мог укрепить своих братьев (Лк. 22:32). Иисус использовал каждый удобный случай, чтобы преподать ему урок и закалить его характер. Петр смело пошел по воде. Он рисковал всем. Он совершенствовался в вере. Остальные сидели в лодке и были слишком напуганы. Они не рисковали ничем. Но именно Петр был самым благодарным.

Думали ли вы когда-нибудь о том, почему он был благодарен? Я представляю себе, что он мог бы напечатать рассказ об этом на первой странице местной газеты. Он слышал свой собственный голос, повествующий внуку, что его дедушка действительно ходил по воде! Его тщеславие загораживало от него Иисуса.

Петр был слишком самоуверен. Иисус позволил ему пройти через подобный опыт. Это должно было научить его тому, что среди жизненных бурь только тесная связь со Спасителем может уберечь от несчастья. Скольких горестей мог бы избежать Петр, если бы только воспринял этот урок всем сердцем!

Кризис в жизни этого апостола наступил в ночь предательства. Как всегда смелый и порывистый, Петр, при аресте Иисуса бесстрашно размахивавший мечом, чуть позже проник во двор первосвященника!

Но здесь, у костра посреди двора, Петр не осознавал, что он приблизился к самому драматичному моменту в своей жизни. Такой миг подкрадывается к нам, подобно вору в ночи. Одна из служанок «обратила внимание, что он пришел с Иоанном, заметила его уныние и подумала: возможно, это ученик Иисуса. Ей, одной из служанок в доме Каиафы, было интересно узнать, так ли это. И она сказала Петру: «И ты не из учеников ли Этого Человека?» Петр смутился и испугался. Взоры всех собравшихся устремились на него. Он сделал вид, что не понимает вопроса. Но она настаивала на своем и сказала окружающим, что этот человек был с Иисусом. Вынужденный отвечать, Петр раздраженно сказал: «Я не знаю Его». Так он отрекся в первый раз» (Христос — надежда мира, с. 710, 711). И еще дважды Петр отрекался от своего Господа. В третий раз он даже поклялся в этом. Я не думаю, чтобы он клялся навеки. Он был очень взволнован и, поддавшись панике, испугался за себя.

Но тут пропел петух, и душу его охватил ужас от сознания того, что он сделал. В довершение всего, повернувшись, он увидел Спасителя, смотрящего на него. «Взгляд Христа сокрушил его сердце. Для Петра наступил решительный момент, и он горько раскаялся в своем грехе… Взгляд Христа заверил его в прощении. С этого момента самоуверенность покинула его. Никогда больше не произносил он горделивых слов… Некогда горделивый, самоуверенный и горячий, апостол стал смиренным и кающимся. С этих пор он последовал за своим Господом, всегда готовый к самоотречению и самопожертвованию… Отступничество Петра не было результатом лишь минутной слабости, но явилось следствием давнего и постепенного падения. Самоуверенность привела его к убеждению, что он уже спасен, и шаг за шагом влекла его все ниже, пока он не отрекся от своего Учителя… Падение Петра было обусловлено его самоуверенностью, и лишь благодаря покаянию и смирению он вновь смог обрести твердость» (Наглядные уроки Христа, с. 154, 155).

Суббота, в течение которой Христос покоился и могиле, была одной из самых горьких в жизни Симона. Покинув здание суда, он отправился в Гефсиманию. Простершись на земле, испытывая страшные угрызения совести, Петр в раскаянии вознес свое сердце в молитве. Подобно Христу, он оросил землю своими слезами. Возможно, он вернулся на Голгофу, чтобы еще раз взглянуть на крест. И хотя Петр должен был полагать, что он навсегда отвергнут Господом, утром в воскресенье Спаситель послал ему специальную весть. Обращаясь к женщинам, которые посетили гробницу Христа, ангел приказал: «Идите, скажите ученикам Его и Петру» (Мк. 16:7). Несколько позже, когда Симон был один, Иисус еще раз явился ему (Лк. 24:34; 1 Кор. 15:5), чтобы успокоить его и убедить в том, что он прощен и принят.

Когда Петр решил снова заняться рыбацким промыслом, у него, очевидно, еще была лодка. Возможно, она находилась в какой-нибудь бухте на Галилейском море. «Я иду ловить рыбу», — заявил он ученикам, и все они пошли за ним. Он все еще оставался лидером! Лодку нашли, сеть готова — и они вышли на лов. Но ничего не поймали. Это случилось, чтобы напомнить Петру о том, к чему он призван. И во второй раз они не поймали ни рыбки, но «по слову Твоему» (Лк. 5:5), по повелению Иисуса, попытались снова. Так Симон и его друзья стали ловцами человеков. Теперь Иисус встретил его во второй раз и. приказал ловить снова. Они послушались его и поймали огромный улов. Таким образом Иисус сделал Петра пастырем.

Когда кризис миновал, Христос испытал преданность Петра. В словах Учителя, разнесшихся по берегу моря, трижды прозвучал вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Три раза, твердо и решительно, Петр заверил своего Господа в беззаветной любви (Ин. 21:15-19). Это стало оправданием его прежнего троекратного отречения от Спасителя.

В верхней комнате Петр продолжал быть лидером (Деян. 1:15). Его положение первого ученика было восстановлено при полном согласии всех апостолов. Попытаемся проникнуть в сердце Петра, когда он встал, чтобы официально заявить о предательстве и смерти Иуды, и предложил выбрать его преемника (ст. 16-22). Петр тоже отрекался от своего Господа. Тем не менее он стоял здесь, проповедуя, тогда как другой был похоронен в Акелдама». Давайте оценим мужество, которое потребовалось этому человеку, чтобы сказать такую речь. Он познал, что есть предательство, и нашел свой путь назад благодаря милосердию. Петр понимал силу славы Христовой. Он просто обязан был передать то, что велел ему сказать Святой Дух.

В день Пятидесятницы мы вновь видим Петра. Он стоит смело и твердо. Мы видим состояние иудеев, когда он обвиняет весь народ иудейский в совершенном преступлении. Они предали Сына Божьего. Так же, впрочем, как и он. Именно понимание этого помогло Петру повернуть людей на дорогу безопасности и спасения. Петр говорил, основываясь на собственном опыте, убеждении и на знании, полученном из первых рук. Только это и могло сделать его слова эффективными. И какими действенными они были! Три тысячи человек осознали свое отступничество и предательство, свое участие в убийстве Сына Божия и повернулись к раскаянию, самоуничижению и принятию Христа как своего Спасителя.

Мы видим, как Петр и его собрат Иоанн продолжают работать для своего народа. Первые главы Книги Деяний знакомы нам. Тот, кто когда-то отверг своего Господа, теперь с радостью принимал гонения. Вернувшись на суд первосвященников, Петр был готов свидетельствовать о своем Господе с неподражаемой храбростью. Его поведение можно сравнить только с той страстью, с которой он предавал Его. «Дело Христа могло бы пострадать, если бы оно было оставлено на одного Иоанна. Здесь нужна была страсть Петра. Его храбрость и энергия частенько преодолевали все трудности и заставляли умолкнуть его врагов» (Ранние произведения, с. 225).

Кроме того, Петр был богословом. Все время, пока он находился рядом с Христом, он стремился постичь Его учение. Именно Петр первым в Кесарии Филипповой заявил о своей вере в Божественность Иисуса (Мф. 16:1319). Он также хотел услышать от Христа о последующих наградах (Мк. 10:28). И его огорчало, что согрешившего брата следует прощать столько же раз, сколько он согрешил (Мф. 18:21, 22). Петр был поражен предсказанием Иисуса о засохнувшей смоковнице и напомнил Ему об этом (Мк. 11:21). Он часто задавал Иисусу вопросы. Ответы, которые Симон получал, помогали ученикам и помогают нам многое понимать из учения Христа. Они проясняют наше понимание основ Царства Божьего. Мы многим обязаны любопытству Петра. Он прошел долгий путь, прежде чем написал свои Послания. Он готов был смиренно согласиться с тем, что некоторые положения посланий Павла слишком трудны для его понимания. Как это отличает Петра от того человека по имени Симон, который претендовал на положение первопреемника!

В тени, сгущающейся вокруг креста, мы видим и слезы, струящиеся по изможденному лицу Петра. Раскаяние и угрызения совести заставляли его снова искать пути к своему Учителю. Он стремился загладить свою величайшую ошибку, посвятив свою жизнь более преданному служению. В Петре мы можем видеть туманное отражение самих себя. Мы отрекаемся. Мы предаем. Мы порой стараемся доказать, что узкие и тесные пути Назарянина — это вещи, о которых можно говорить шутя! Но опыт жизни Петра дает нам надежду. Он ярко и контрастно показывает милость, терпение и прощающее сострадание Спасителя, Которого мы чтим. Давайте же отдадим Ему себя сейчас и предупредим завтрашние угрызения совести.