Иуда — перешагнувший дружбу

Ловкий ученик «сколько?»

И здесь был предатель, грешная тень которого усиливала тьму, окружавшую крест. Он отвратителен всем нам. Его имя стало нарицательным — синонимом бессмысленной измены. Его дурная слава зиждется на предательстве Того, Кого он признавал Господом. Сегодня само имя Иуды ассоциируется с лицемерием, ложью, своекорыстием, насилием и страшным убийством. Если у Иуды и были какие-то хорошие качества — а они должны были быть, иначе Христос никогда не включил бы его в число двенадцати — они давно погребены под отвратительными воспоминаниями его последних деяний.

В социальном отношении Иуда занимал самое высокое положение среди апостолов. Он был «секретарь» и вначале представлен нам как человек без имени. «В то время, когда Иисус готовил Своих учеников к посвящению, явился некий, никем не званный человек. Это был Иуда Искариот, утверждавший, что он — последователь Христа. И теперь он пришел с просьбой принять его в узкий круг учеников. С огромным воодушевлением и несомненной искренностью он заявил: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Иисус не отверг, но и не приветствовал его, Он только с грустью произнес: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:19, 20). Иуда веровал, что Иисус — Мессия, и надеялся, присоединившись к апостолам, занять высокое положение в новом царстве» (Христос — надежда мира, с. 292, 293).

Иисус прекрасно понимал рассуждения и желания Иуды. Он ответил на его предложение с глубоким чувством: «Остановись и хорошенько подумай. Тебе потребуется приложить старание. И позволь Мне предупредить тебя, что на твоем пути не будет ни богатства, ни комфорта, если ты примкнешь ко Мне».

Слова Господа нашего к Иуде были краткими. И здесь, и далеко за пределами этого мира Иисус исподволь предупреждал Иуду, что быть учеником Его означает не иметь ничего похожего на мирскую славу или личный комфорт.

Слова, сказанные Иудой Иисусу, были откровенными. Похоже, они свидетельствовали о сильном, высокомерном и абсолютно беспринципном характере. Они говорили о том, что данный человек повинуется только чувствам и импульсам. Христос Своим ответом показал, что Он все прекрасно понимает. Но даже Иуда заметил в Иисусе нечто, что привлекло его к Господу. Лучшие качества натуры Иуды откликнулись на притягательную силу Спасителя.

Иуда глубоко прочувствовал правду и задумался над словами Иисуса. «Он чувствовал воздействие Божественной силы, которая и привлекла души к Спасителю» (там же, с. 294). И эта сила проявлялась, должно быть, так глубоко и широко, что даже охранники, посланные арестовать Иисуса, воскликнули, пораженные: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» (Як. 7:46).

Давайте выясним, что за человек был Иуда. Его отличало высокое самомнение. Он был готов порвать со всеми своими старыми связями и друзьями. Эта черта стала явной позже — когда он предал своего Учителя и когда раскаяние признавал свою вину. Если бы данное качество было освящено, оно могло бы пойти Иуде на благо, оградить его от влияния общественного мнения и славы и помочь ему прочно занять сторону правды. Высокое самомнение Иуды в ряде случаев отрицательно влияло на стойкость и святую храбрость учеников.

Имея независимое мышление, Иуда обладал и тем, что могло бы стать еще одной добродетелью. Он без страха выражал свое мнение, независимо от того, было ли оно приятным или нет (Ян. 12:48). Он также умел добиваться расположения окружающих к себе и к своим предприятиям. Все эти качества были очень ценными для действительно преданных учеников. Они могли бы принести много пользы, если бы правильно использовались во благо Того, Кого Иуда называл Господом. Но, необузданные, они вели их обладателя к подлейшему предательству, которое покрыло позором память о нем, позором, сохранившимся во все века, позором, который не исчезнет и в вечности.

Господь ясно видел все, чего мог добиться Иуда, и то, что он на самом деле собой представлял (Ян. 6:64). «Спаситель читал сердце Иуды. Он видел пропасть греха, в которую погрузится Иуда, если не будет освобожден Божьей благодатью» (там же, с. 294). Призывая Его, Иуда втайне «стал представителем врага Христова» (там же, с. 295). За годы их взаимоотношений, поощряя и помогая Иуде, Иисус сделал все, чтобы изгнать из Иуды дьявола, которого тот лелеял в своем сердце.

Какой еще более рискованный, более любящий жест мог сделать Иисус в отношении человечества? Мог ли любой другой акт в большей степени продемонстрировать Его веру в способность улучшения человеческого сердца? Что могло бы служить лучшим стимулом к тому, чтобы повернуть инстинктивные тенденции в сторону высочайшего идеализма?

И сам Иуда, и многие из нас вместе с ним частенько предавали и продолжаем предавать это доверие, и не только доверие нашего Господа. Поскольку мы знаем, что Иисус хорошо понимал, к чему приведет Иуду его стремление, мы видим, каким терпением и любовью обладал Христос.

Вторым именем Иуды было Искариот, что обозначает «человек из Кериота», городка на юге Палестины. И это означает, что Иуда был иудеем. Возможно, из-за своего благополучного положения или высокого социального статуса Иуда стал тем человеком, которому доверили хранить скудные сбережения всех учеников (Ян. 13:29).

В тех эпизодах Евангелия, в которых фигурирует имя Иуды, мы наблюдаем этапы его падения. Он критиковал Марию и жаловался на ее благородный поступок, совершенный в доме прокаженного Симона. Мотив, вызвавший его неискреннее негодование, был вполне ясен. Иуда с гневом закричал: «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?» Иоанн объясняет значение этого поступка в следующих словах: «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор: он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:5, 6; ср. Мф. 26:8; Мк. 14:4). Знавший о бедности учеников, равнодушный к радости Марии по поводу прощения ее грехов и ответственный перед Иисусом как перед Господином, Иуда мог, несмотря ни на что, защищать политику, которая в целом не приносила пользы никому, кроме него самого. «Он был вором». И к тому же каким холодным и расчетливым вором он был!

Иисус не стал открыто упрекать вора, поскольку Он прекрасно знал мысли и желания его сердца.

«С какой любовью Спаситель обращался с тем, кто должен был предать Его! Иисус подробно объяснял принципы благотворительности, которые подрывали алчность в самой ее основе. Спаситель показывал Иуде отвратительную сущность жадности, и Иуда понимал, что речь идет о его характере и его грехе. Но Иуда не желал признать это и изжить свою греховность. Вместо того чтобы сопротивляться искушениям, Иуда в своей самонадеянности продолжал мошенничать. Рядом с ним был Христос — живой пример того, каким он может стать, если воспользуется Божественным посредничеством и служением…

Вместо того чтобы выйти к свету, Иуда решил оставаться во тьме. Он до сих пор лелеял в своем сердце греховные желания, страсть к мщению, зловещие и мрачные помыслы, пока сатана не овладел им полностью. Иуда стал представителем врага Христова.

Когда он пришел к Иисусу, некоторые имевшиеся у него ценные черты характера могли бы стать благословением для Церкви. Пожелай он нести бремя Христово, он был бы одним из главных апостолов. Но когда ему указали на его недостатки, он ожесточил свое сердце, одержимый гордыней и гневом, обуреваемый честолюбивыми желаниями, и, таким образом, оказался непригоден к работе, которую Бог мог бы ему поручить» (там же, с. 295).

Самолюбие и его спутница-ревность руководили Иудой. Под конец он пришел к выводу, что ему больше нечего извлечь из отношений с Иисусом и учениками. Верный своему характеру закоренелого эгоиста, Иуда решил извлечь из разрыва с ними как можно больше выгоды.

Связи Иуды с членами синедриона дали ему возможность узнать о заговоре первосвященников против Спасителя. Воскрешение Лазаря окончательно утвердило намерение израильских иерархов уничтожить Иисуса любым способом, какой только предоставит им случай и подскажет их изощренная изобретательность.

И тогда Иуда решил продать своего Господа этим заговорщикам. Скрывая свою истинную цель, он приходил к Иисусу и ученикам и уходил, как раньше. Таясь от учеников, он доводил свое черное дело до стадии готовности. Он тщательно торговался с первосвященниками, определяя цену — тридцать сребреников (Мф. 26:15). В таком сговоре есть горькая ирония, поскольку это цена раба (Исх. 21:32). Тот, Кто пришел освободить всех узников, разрушить любые оковы, разорвать все путы, был продан по цене обычного раба! И Он был предан смерти именно в тот момент, когда осуществлял их окончательное освобождение!

Но даже после того, как Иисус узнал, что Иуда вынашивает коварный план, Он давал предателю возможность еще и еще раз изменить свое намерение. Он омыл ноги Иуды, когда говорил об очищении, от которого тот отказывался. Он предупреждал Иуду, что до деталей знает обо всех его намерениях (Ин. 13:21-30). И когда мрак вечной ночи окончательно опустился на сердце пораженного болезнью человека из Кериота, это еще не означало, что он остался без обильного и терпеливого увещевания и предостережения.

Все подробности свершившегося предательства вызывают отвращение и гнев. Однако поступок, превзошедший пределы всякой человеческой развращенности, — это тот знак, с помощью которого Иуда указал на Иисуса. Он поцеловал Его (Мф. 26:49). Во всей истории человечества не найти более грязного поцелуя и более бесстыдного объятия. И наш благословенный Господь, видя разгоряченное, заросшее бородой лицо фанатика, все же принял поцелуй! Более того, даже в последний момент Иисус пытался удержать Иуду от этого предательского жеста, ставшего для него проклятием в веках. Христос явил Себя, задав вопрос: «Кого ищете?» (Ин. 18:4).

Небесное спокойствие Христа во время этой встречи с мятежником поразительно. Спокойно Он сказал: «Друг, для чего ты пришел?» (Мф. 26:50). И затем спросил, будто для того, чтобы предостеречь Иуду от исполнения его плана даже в этот роковой час: «Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22:48).

Что-то в этой последней встрече с Господом сломило Иуду. Его положение не было похоже на положение Петра, когда тот осознал суть совершенного им. Гордость Иуды обеспечила ему угрызения совести, самоубийство и позорный конец. Как заметил один поэт:

«Мой собственный апостол, совершивший зло,

Хотя имел все то же, что и Я, не удержался —

Продав Меня, привел Меня сюда».

Тот, кто мог бы совершать великие дела для Бога, погребен в неведомой могиле, а его с презрением поминают всякий раз, когда рассказывают эту историю.

Среди тех, кто был в тот день на Голгофе, стоял этот алчный, вороватый, самовлюбленный и жадный человек, продавший своего Спасителя за ничтожную сумму. Порой мы задаемся вопросом, почему он не попросил большего? Но ведь сегодня мы сами предаем за сущие пустяки те принципы, которые утверждал Христос. Скомпрометированные во грехе, имеющие дело с недостойными компаньонами, нечестные в бизнесе — все это может показаться ничтожным. Но не является ли это ценой предательства?

Находим ли мы в этой безликой толпе, стоящей у креста, как в зеркале, себя? Тень Иуды предательски парит над мрачным местом распятия. Сопоставляем ли мы себя с ним?