7. «Ошибка» Елены Уайт

Я уверен, что привлек ваше внимание названием этой главы. От одной этой мысли у адвентистов застывает кровь в жилах. Я уже слышу, как некоторые защитники веры сердито замечают: «Минуточку. Елена Уайт была пророком. Что вы имеете в виду, употребляя слово «ошибка» в связи с ее именем?» Прежде чем ваше адвентистское сердце начнет биться слишком быстро, позвольте мне объяснить, что я имею в виду. Нет, лучше я позволю Елене Уайт все объяснить самой:

«О, как страстно я желаю, чтобы Иисус пришел, как я хочу, чтобы Он все расставил на свои места. Теперь я все больше убеждаюсь в том, что совершила ошибку, подчеркивая недостатки, существующие у моих собратьев. Многие настроены использовать эти недостатки и так сурово обойтись с правонарушителем, что у того не останется смелости и надежды реабилитировать себя, а такое неправильное обращение погубит душу. Они, зная то, что знаю я, относятся к грешнику совершенно иначе, чем отнеслась бы я. Впредь я должна быть более осторожной. Я не буду доверять своим собратьям иметь дело с душами, если Бог простит меня, где я допустила ошибку. Я умоляю всех не смотреть на меня, не смотреть на человеческие, ограниченные, ошибочные мнения, а смотреть на Иисуса. Обращайтесь к дорогому Господу, меньше говорите с разными людьми и больше молитесь… Я бы хотела, чтобы у нас было намного больше духа Христова и как можно меньше собственного «я» и человеческих мнений. Если мы ошибаемся, то лучше сделать это в пользу милости, нежели в пользу осуждения и сурового обращения» (Письмо # 16-1887, частично изданное в «Опубликованных рукописях» #449, с. 28-30).

Это и есть «ошибка» Елены Уайт, по ее собственному признанию. Теперь будьте осторожны! Не позвольте этой цитате пошатнуть вашу уверенность в пророческом даре Елены Уайт. Нет, она не ошибалась в своем провозглашении великой системы библейской истины, столь всесторонне воплощенной в адвентистской вере. Не ошибалась она и в обилии практических советов, передаваемых церкви. Но она сожалела о «подчеркивании недостатков», имеющихся у ее собратьев. Почему? Не потому, что ее способность различать заблуждения была ошибочной или воображаемой. И не потому, что не существовало реальной необходимости исправления тех ошибок, которые она видела. А потому, что «многие», не сказано «некоторые», «настроены использовать эти недостатки и так сурово обойтись с правонарушителем, что у того не останется смелости и надежды реабилитировать себя, а такое неправильное обращение погубит душу». Она не сожалела о своих попытках исправить заблуждения, которые она видела. Однако она сожалела о том, как ее утверждения, содержащие упрек, использовались другими. Многие брали ее слова, направленные на исправление, и использовали их, чтобы «сурово обойтись с правонарушителем». Елена Уайт выбрала выражение «неправильное обращение», чтобы описать этот ужасный способ применения написанного ею. Слова, которые она написала с одним духом, были процитированы с совершенно иным. «Они [те, которые неправильно обращаются с ее словами], зная то, что знаю я, — сокрушалась она, — относятся к грешнику совершенно иначе, чем отнеслась бы я». Может показаться, что правильное или неправильное обращение с ее произведениями во многом зависит от духа и намерений, с которыми они цитируются. Согласно ее собственному свидетельству, использование ее трудов является неверным, если цитаты приводятся в качестве подтверждения, чтобы осудить грешника. Очевидно, Елена Уайт была так разочарована столь неправильным использованием написанного ею, что чувствовала свою личную ответственность за эту проблему; она настолько переживала об этом, что признала происходящее как ошибку со своей стороны и просила Господа простить ее. На основе этого неприятного опыта в сознании Елены сформировался небесного происхождения принцип: «Если мы ошибаемся, то лучше сделать это в пользу милости, нежели в пользу осуждения и сурового обращения». Она осознавала, что этот принцип был истинным проявлением «духа Христова» и желала, чтобы в нашем народе его было «намного больше».

Пророк Михей прекрасно формулирует эту идею как основное требование Бога: «О, человек! сказано тебе, что — добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих.6:8). Я читал и цитировал этот текст годами до тех пор, пока его значение, наконец, не дошло до меня. Михей выражает здесь фундаментальное правило отношения к себе и к другим.

Основное правило отношения к себе состоит в том, чтобы применять справедливость — «действовать справедливо». Бог требует, чтобы я дал отчет перед высшим голосом совести, чтобы я был консервативным в том, что касается моей личной ответственности перед Ним.

Основное же правило отношения к другим предполагает применение милости — «любить дела милосердия». Бог требует от меня проявлять бесконечное и обильное сострадание к другим, быть либеральным в любви, великодушным в прощении тех, кто заблуждается.

Жить подобным образом значит «смиренномудренно ходить пред Богом». Но, будучи падшими людьми, мы имеем тенденцию быть эгоистичными в своих мнениях. Для нас куда более естественно применять строжайшие стандарты справедливости по отношению к другим и быть либеральными в милости к самим себе. Жить подобным образом — это все равно что ходить пред Господом в самоправедности и гордости. Осудить другого человека означает, фактически, заявить о собственной невиновности. Когда мы относимся к нашим ближним с осуждением, мы тем самым отрицаем свою нужду в Божьем прощении и требуем, чтобы Он принял нас на основании нашей личной праведности. Бесспорно, такое принятие невозможно, потому что в действительности каждый из нас виновен так же, как и другие. Праведность, которую, как нам кажется, мы видим в себе, является всего лишь самовнушением и иллюзией, рожденной осуждением в адрес других. Вы неизбежно столкнетесь с недостатками членов вашей церкви. Вы увидите промахи и ошибки тех, вместе с кем носите имя Христа. Не единожды представится повод, когда вы сочтете необходимым исправить замеченные ошибки. Если вы почувствуете подобную нужду, то мне хотелось бы предложить вам задать себе один серьезный, испытывающий сердце вопрос: «Какова моя цель — выставить напоказ и осудить грешника или наставить его на правильный путь и покрыть множество грехов?»

Мотив, с которым вы подходите к деликатному вопросу исправления других, сформирует ваш дух, когда вы будете выполнять неприятное задание. Если ваше стремление заключается в том, чтобы победить и вывести грешника на правильный путь, тогда существует лишь один правильный и действенный подход. Примите в сердце следующий совет:

«Заблудшего брата нельзя вывести на правильный путь иначе, как только в духе кротости, мягкости и нежной любви» («Свидетельства для церкви», том 2, с. 52; курсив добавлен).

«Никому еще не удавалось укорами и порицаниями убедить людей отказаться от заблуждения, но многие из-за этого совсем уходили от Христа и навсегда закрывали сердца для Духа Святого. Только кроткий дух и нежное, смиренное сердце могут спасти заблудшего и покрыть множество грехов. Откровение Христа в вашем характере произведет преобразующее действие на всех, соприкасающихся с вами» («Нагорная проповедь Христа», с. 128, 129).

Этот же принцип применим и по отношению к церкви в целом:

«Мы не должны метать молнии в сторону Христовой воинствующей церкви, ибо сатана делает все, что может, в этом направлении, и вам, претендующим на звание остатка народа Божьего, было бы лучше не оказываться в числе его помощников, обличая, обвиняя и осуждая. Стремитесь вывести на правильный путь, а не погубить, не лишить мужества и не разрушить» («Ревью энд Геральд», том 6, с. 516).

«Пусть всякий, стремящийся жить христианской жизнью, помнит, что церковь воинствующая не является церковью победоносной. В церкви окажутся люди, имеющие плотское мышление. Их нужно больше жалеть, чем винить. Не следует осуждать церковь, говоря, будто она поддерживает и одобряет подобные характеры, хотя такие люди находятся в ее пределах… Иисус видел в церковных взаимоотношениях и добрых, и злых; Он сказал: «Пусть растут до жатвы»» («Основы христианского воспитания», с. 294, 295).

«Господь хочет, чтобы Его народ использовал разные методы, только не осуждение заблуждения, даже если осуждение это будет справедливым. Он хочет, чтобы мы делали нечто большее, чем опровергали обвинения наших врагов, ибо это оттолкнет их еще дальше от истины. Дело, которое Христос пришел совершить в нашем мире, заключалось не в том, чтобы возводить преграды и постоянно говорить людям, что они неправы.

Тому, кто рассчитывает просвещать обманутых людей, необходимо сблизиться с ними и трудиться для них с любовью. Он должен стать центром святого влияния» («Свидетельства для церкви», том 6, с. 121, 122).

Если эти цитаты не кажутся вам удивительно подходящими для нашего времени, тогда радуйтесь, что ваших имен нет в списках заблуждающихся. Мы живем в то время, когда осуждение достигло высочайших вершин мастерства под предлогом защиты истины. Церковь сейчас столкнулась с целым движением, граничащим с адвентизмом и специализирующимся на выставлении напоказ и осуждении ошибок. Некоторые считают себя профессиональными обличителями. С финансовой точки зрения, это, может быть, довольно прибыльная профессия. Как-то один сообразительный мастер своего ремесла с напускной откровенностью признался группе подобных ему обличителей: «Когда я разоблачаю заблуждение и упрекаю церковь, деньги и в самом деле прибавляются. А когда я пытался просто проповедовать евангелие, денежный поток сокращался».

Я уже знаю, как некоторые отреагируют на идеи, изложенные в этой главе. Всякий раз, когда я рассказываю об этом, находится кто-нибудь, кто возражает: «Да, то, что вы говорите, правда… для некоторых людей, но все мы разные, и не все мы призваны к одинаковому служению. Некоторые из нас просто говорят правду, так пусть там, где можно, щепки летят. Некоторые из нас не обладают спокойным нравом. Мы говорим прямо, и если вы не можете этого вынести, то это ваша проблема. Некоторые из нас похожи на Илию, Иоанна Крестителя и протестантов-реформаторов». Должен признаться, мне никогда не нравились картины, изображающие Иоанна Крестителя со спутанными волосами, сдвинутыми бровями, стиснутыми зубами, простертой рукой и обличительно указывающим пальцем. Честно говоря, я рад, что в Библии не сказано, что религиозная живопись вдохновлена Святым Духом. Писание содержит только слова Иоанна, а мы сами добавляем тон голоса, взгляд, отношение, с которым, как мы себе представляем, он говорил. То же самое относится и к Илии. Что же касается реформаторов, у Елены Уайт есть такие слова: «Резкие и излишне строгие люди часто оправдывают или пытаются оправдать отсутствие христианской вежливости тем, что некоторые реформаторы трудились в таком же духе, и люди эти утверждают, что дело Божье в наше время якобы тоже нуждается в подобном духе; но это не так. Даже в самой грубой компании, да и вообще в любом месте спокойный и рассудительный дух предпочтительнее. Пламенное негодование никому не приносит пользы. Бог избрал реформаторов не потому, что они были властными, резкими людьми. Он принимал их такими, какими они были, невзирая на эти черты характера. Но Он возложил бы на них в десять раз больше обязанностей, если бы они обладали смирением и кротостью и всегда подчиняли свои чувства разуму» («Свидетельства для церкви», том 4, с. 486).

Если сама Елена Уайт, женщина, наделенная пророческим даром, сожалеет о «подчеркивании недостатков», которые она видела в братьях, то как можем мы не почувствовать нужду в том, чтобы быть чрезвычайно осторожными в обращении с заблудшими? И если она была разочарована неправильным использованием написанного ею, тем, что ее слова цитировались с целью сурово поступить с ошибающимися, то как можем мы не проявлять осторожности в употреблении ее слов сегодня? Моя молитва о том, чтобы мы решили жить по правилу, установленному ею: «Если мы ошибаемся, то лучше сделать это в пользу милости, нежели в пользу осуждения и сурового обращения».