2. Театр благодати

Время от времени я встречаю в Библии или Духе Пророчества провокационно завуалированный отрывок, который как будто так и просит: «Узнай моё значение. Отгадай мою тайну. Истина, сокрытая здесь, будет приятна твоей душе». Такие слова рисуют моему мысленному взору очертание чего-то чудесного, хотя еще не ясного. За кажущимся на первый взгляд туманным образом я стремлюсь разглядеть грань Божественной мудрости, сокрытой от моего понимания. На вашем духовном пути, несомненно, был подобный опыт.

Я никогда не забуду чрезвычайно жаркий день в Австралии, когда моему вниманию предстала подобная вдохновенная цитата. Я ездил из города в город, проводя семинары о возрождении и преобразовании. Я назвал эти семинары так, потому что… как бы лучше сказать… потому что некоторые люди нуждались скорее в преобразовании, чем в возрождении. И почти на каждой такой встрече я сталкивался с группами отделившихся адвентистов, которые отошли от организованной церкви и были настроены противодействовать ей. Снова и снова я оказывался вовлеченным в жаркие дебаты относительно того, стала церковь Вавилоном или нет. Я был твердо убежден в том, что церковь не является Вавилоном, а потому вооружен всеми цитатами, необходимыми для того, чтобы отстоять свою позицию. Но все же… почему-то… я чувствовал, будто что-то важное ускользнуло от моего понимания сущности вопроса. И это было действительно так.

Бесспорно, я был уверен в том, что церковь — не Вавилон. И если вы не замечаете эту мысль в Духе Пророчества, то либо вас обманывают, либо вы сами обманываете себя и других. «Но почему, — спрашивал я себя в схватке с самим собой, — почему так важно сохранять связь с церковью? Что, если люди хотят отделиться и создать новое движение? Что делает церковь столь важным компонентом в Божьем плане? Какие у Него намерения относительно церкви?»

Я вырос не в церкви, а потому не ощущал культурной привязанности к ней. Я знал, что спасение приходит только через Христа, а не через заслугу церковного членства. И в то же время я знал, что очень важно быть частью видимой организованной Божьей церкви. Я прочитал утверждения, которые твёрдо убедили меня в этом. Но я по-настоящему не понимал, почему так важно принадлежать к церкви.

С многочисленными вопросами, роящимися в моем разуме, я был готов отправиться на учебу, плодом которой стало наконец-то удовлетворившее меня понимание этой проблемы. Мой разум был готов к ответам.

Когда мы ехали по утоптанным кенгуру дорогам Австралии в направлении Квинсленда, я сидел на заднем сиденье, жарясь под палящим солнцем, а мой австралийский друг вёл автомобиль. Нам предстояло длинное путешествие. Когда закончилось дорожное покрытие, мое состояние было на грани сознательного и бессознательного. У меня на коленях лежала христианская книга, которую я изучал в пути; один из моих пальцев лежал между страницами, чтобы запомнить нужное место. Каждый раз, когда я просыпался, мой взгляд автоматически опускался, чтобы прочитать несколько следующих абзацев, прежде чем я снова отключусь. После нескольких часов такого неудобного, полуосознанного чтения мой взгляд остановился на захватывающих словах — словах, которые вызвали у меня изумление и любопытство, словах поразительной простоты и невероятной глубины: «Благодать Христа должна сформировать все наше существо, и её победа не будет полной до тех пор, пока небесная вселенная не засвидетельствует в поведении детей Божьих нежность чувств, ставшую привычной, христоподобную любовь и святые дела» («Удивительная благодать», с. 235).

Я быстро сел, жадно выпил пол-литра воды и перечитал эти слова еще и еще раз (возможно, вы захотите сделать то же самое). «Благодать Христа должна сформировать все наше существо…» Первые слова не были для меня чем-то новым. Я уже успел понять, что Божественная благодать оказывает преобразующее влияние, помимо того что является незаслуженной милостью. Но затем я прочитал дальше. «…И её победа не будет полной до тех пор, пока небесная вселенная не засвидетельствует…» Эта мысль уже была новой для меня. Благодать Христа не просто оказывает преобразующее влияние, но вовлечена в процесс борьбы за победу, которая простирается за пределы опыта отдельно взятого грешника, за победу, влияние которой превосходит этот мир и затрагивает даже разум небожителей. Внимание тех, кто населяет непавшую вселенную, направлено на землю в ожидании полной победы Божьей благодати. Вот это да!

Итак, какой же будет полная победа? «…Её победа не будет полной до тех пор, пока небесная вселенная не засвидетельствует в поведении детей Божьих нежность чувств, ставшую привычной, христоподобную любовь и святые дела». Вы не ожидали этого, как и я. Не может же все быть так лично, реально и просто. Но, увы, это именно так. Вся святая вселенная — благородные и безгрешные ангелы наряду с жителями других миров — не просто ожидает, а жаждет увидеть Божий народ, относящийся друг к другу с чувством «нежности». Нежности? Да, именно так написано. Небожители ждут, когда мы проявим «христоподобную любовь» друг к другу. Они ждут, когда мы явим «святые дела» по отношению друг к другу. Это должно стать для нас привычным, естественным побуждением, исходящим из сердец, которые истинно любят так, как любит Бог!

Как вы видите, это вдохновенное высказывание предлагает очень возвышенные идеи. Когда я прочитал его несколько раз, мой разум стала осенять славная духовная реальность. Я начал осознавать, что церковь, в духовном смысле, является театром, в котором перед всей наблюдающей вселенной должна проявиться сила Божьей благодати. И запомните вот что: простой (или не такой уж простой) вопрос того, как мы, члены одной церкви, относимся друг ко другу, является видимым свидетельством, посредством которого Бог намерен достичь Своей высокой цели. Это почти невероятно, но Господь фактически доверил будущую славу Своего вечного царства церкви — людям, подобным вам и мне. Вот удивительная цитата, которая помогает лучше понять эту истину: «Изначально план Господа заключался в том, чтобы Церковь отражала в мире Его полноту и совершенство. Членам ее, людям, которых Он вывел из тьмы в чудный Свой свет, надлежит являть Его славу. Церковь — хранительница благодати Христовой, и через неё в конечном счёте должна открыться даже «властям и начальствам на небесах» вся полнота любви Божьей» («Деяния апостолов», с. 9). Невероятно! Не упустите ни одной строчки в этом утверждении. У Бога есть «план». Это не новость. Этот план не возник у Него в голове за последние несколько тысяч лет. Он был у Бога «изначально». Главная цель плана заключается в том, чтобы показать «полноту и совершенство» Его характера, «явить Его славу», открыть этому миру и непавшей вселенной «всю полноту» Его любви. Затем следуют поистине изумительные слова! «Господь намерен «в конечном счёте» совершить это величественное и славное деяние именно через церковь».

При дальнейшем изучении я обнаружил, что Павел подробно исследовал эту тему. (У меня перехватило дыхание, когда я натолкнулся на эти мысли в Духе Пророчества, но когда я обнаружил их в Священном Писании, это было для меня настоящим озарением). Проследите вдохновенное рассуждение Павла, когда он описывает этот вопрос в своём Послании к Ефесянам. В первой главе, четвёртом и пятом стихах, апостол сообщает нам, что Бог «избрал нас в Нем [во Христе] прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей». Эти слова описывают предопределенную Богом цель, заранее приготовленный план для искупленных людей. Еще до сотворения этого мира и, бесспорно, до восстания Люцифера, Божественное предвидение узрело великое столкновение, которое произойдет между добром и злом. В Своём бесконечно мудром и любящем сердце Господь разработал план, посредством которого Он победит зло — план, в который был вовлечён Его святой Сын, Иисус Христос, и Его земные дети, церковь.

Падшие, но искупленные люди были «избраны» не за то, какими они являются сами по себе, а за то, какими они станут во Христе. Благодаря плану спасения они станут «святыми и непорочными пред Ним в любви». В избранных Божьих проявится особое качество святости, основанное на любви. Не на страхе. Не на духовной гордости. Даже не на чувстве долга делать добро из соображения, что это правильно. Но всецело на любви.

Святость, отделенная от любви, приравнивается к фарисейству (греческое слово фарисей означает сепаратист). Люди, которые стремятся достичь святости без воздействующего, смягчающего влияния Божьей любви, заканчивают тем, что становятся злыми и придирчивыми. Они злятся на себя из-за своих неудач и придираются к другим в неосознанной попытке компенсировать таким образом ощущение собственной неспособности соответствовать предъявляемым требованиям. Господь не заинтересован в том, чтобы Его народ стремился лишь к внешней святости. Нет лучшего способа потерпеть духовную катастрофу. Бог желает, чтобы мы поистине стали любить Его и поклоняться Ему под влиянием Голгофы и, исходя из этого опыта, стали жить святой жизнью, движимые более высокой целью, чем получение личного спасения. Истинная святость формируется в верующем только во свете креста. Именно на такую святость обращает наше внимание Павел. Он предвкушает, что из лона движимой любовью святости во вселенную родится нечто великое.

В следующем стихе Павел говорит, что Бог исполнит Им Самим разработанный план «в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном» (стих 6). Действие Божьей благодати по отношению к грешникам явит Его характер в такой беспрецедентной красоте, что Он, благодаря торжеству благодати, завоюет Себе несравненную славу и похвалу. Принимая грешников через Христа и творя в них любовь, которая проявляется в святости, Божественная благодать стремится доказать, что она достойна вечного поклонения и верности.

Продолжая свое размышление в первой главе Послания к Ефесянам, Павел развивает мысль об истине, которая окажет сильное воздействие на всю вселенную: «в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены [к тому] по определению Совершающего все по изволению воли Своей, дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа» (Еф.1:7-12). Проследите за рассуждением Павла:

• Бог простил нас посредством крови Христа, явив таким образом Свою благодать во всей полноте (стих 7).

• Такой ответ на наше восстание (проявление благодати) был со стороны Бога выражением премудрости и разумения (стих 8). В каком смысле?

• Потому что (в этом заключается суть) откровение Божественной благодати во Христе завоюет вечную верность разумных творений, как небесных, так и земных (стих 10).

• Искупленное человечество станет источником хвалы и прославления Бога, благодаря которому Господь обеспечит полную гармонию Своего царства (стих 12).

Великая борьба между добром и злом началась с обвинений Люцифера, направленных против характера и правления Бога. Следовательно, очень важно, каким способом Бог решает проблему восстания. Представьте себе, какой могла бы быть реакция следящей за всем происходящим вселенной, если бы Бог просто уничтожил человека в тот момент, когда он вступил в союз с сатаной. Премудрость и разумение продиктовали гораздо более понятный и несущий успокоение ответ. Бог в Своей любви лучше проявит милость, чем немедленно свершит правосудие. Да, непременно придет время и для правосудия, но только после того, как будет проведена четкая грань и обнаружится явный контраст между подлинным характером сатаны и подлинным характером Бога. Проявляя к нам любовь и принятие, Господь завоюет нашу преданность и докажет разумным небесным наблюдателям, что Он действительно является Богом безграничной любви. Отвечая благодатью на проблему греха, Господь приобретет Себе верность всей вселенной, которой Он достоин. «Все, — говорит Павел, имея в виду все разумное, обладающее свободой выбора, творение, — небесное и земное» соединится вместе в одном царстве мира под праведным правлением Иеговы. В 18 стихе апостол вновь подчеркивает окончательную цель Божьего плана: чтобы мы «познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых». Господь призывает нас к искуплению ради более высокой и значимой цели, чем просто получение вечной жизни для себя. Он призывает нас, грешников, спасенных благодатью, чтобы мы стали каналом, через который Он получит богатое наследие славы. Павел говорит, что Бог унаследует славу «в святых» благодаря тому, что Его благодать совершает в них. Каким бы важным ни было наше спасение для нас самих и для Бога, более полная картина показывает, что способ, которым Бог спасает нас, сделает Его царство непоколебимым и явит Его истинный характер.

Первая глава Послания к Ефесянам заканчивается более широким взглядом на святых как на одно тело со многими членами, через которое, в конечном счёте, проявится вся полнота Христа: «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф.1:22,23).

На основании Своего спасения Христос приобрел вечное владычество над всей вселенной. Отец все отдал в Его власть. Между Христом и Его церковью установились особенные и очень важные отношения. Христос — глава. Церковь — Его тело. Метафора глава-тело призвана проиллюстрировать жизненно важный союз, который должен существовать между Христом и Его народом. Глава или разум — это разумная управляющая сила в жизненном опыте человека. Тело — это средство, через которое находит выражение разум. Церковь должна быть как тело, через которое Христос может явить Свою славу и исполнить Свою волю.

В конце концов, в соответствии с рассуждением Павла, церковь должна стать каналом, через который раскроется «полнота» Христова. В этом тексте греческое слово, переведенное как «полнота» (pleroma), означает полноту с оттенком дополнения, сопровождения; то есть здесь имеется в виду нечто такое, что является дополнением, добавкой к чему-то еще. Мысль, которую хочет передать Павел, заключается в том, что церковь представляет собой дополнительный источник славы для Христа. Будучи главой церкви, Христос действует в ней и через нее, чтобы показать полную меру Своей славы. Церковь сама по себе не имеет славы, посредством которой она могла бы предложить Христу то, в чем Он испытывает недостаток. Христос же является Тем, Кто наполняет «все во всем». Он представляет Собой совокупность всей славы, отраженной во всем. Он — первоисточник всего, достойного хвалы. Следовательно, церковь не является производителем славы, посредством которой превозносится Христос. Скорее, церковь — это средство, через которое Христос, источник всякой славы, хочет выразить эту славу. Он зависит от церкви в плане славы, скорее, по Собственному выбору, чем из-за необходимости. Эта истина подчеркивает наше огромное преимущество, а не Его нужду. Он избрал нас не потому, что нуждается в нас, а потому, что Он любит и желает быть с нами.

В ожидании окончательного триумфа церкви Елена Уайт написала эти потрясающие слова: «Христос смотрит на Свой народ, пребывающий в чистоте и совершенстве, как на вознаграждение за все Свои страдания, унижение и любовь, как на дополнение к Его славе, ибо Христос — средоточие всего, и от Него исходит вся слава» (Библейский Комментарий АСД, том 4, с.1180).

Могли ли вы когда-нибудь представить, что у вас и у церкви столь высокое призвание — фактически быть «вознаграждением» Христа, Его «наследием», «дополнением к Его славе»? Какое абсолютно невероятное преимущество!

Во второй главе Павел продолжает объяснять, что Бог возвысил грешников во Христе, «дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (стих 7). Простираясь дальше нескончаемых богатств грядущих веков, Господь укажет на обильную благодать, проявленную Им по отношению к падшему человечеству, как на неоспоримое свидетельство Его благости и любви.

С лаконичной мудростью, данной по вдохновению Духа Святого, Павел продолжает представлять нам таинственное чудо Божественной благодати: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:8-10). Здесь мы видим, почему излитие благодати является для Бога таким бесконечным источником славы. Благодать — это проявление Божественного характера, и она воистину убеждает нас в том, что Господь достоин принять от нас высшие почести, глубочайшую преданность и самую горячую хвалу.

Чем же именно является эта святая черта Божьего характера, которую мы называем благодатью? Благодать — это безупречная подлинная сущность Бога, Который бесконечно свят во всех Своих путях; Бога, Чей закон требует совершенного повиновения; Бога, Который по Своему могуществу мог бы произнести слово и уничтожить все, существующее ныне, а затем сотворить все заново; благодать — это Бог, выбравший простить мужчин и женщин, которые насмехались над Его святостью, восстали против Его закона и не признавали Его власть.

Благодать — это Бог, пожертвовавший Собственным счастьем, Собственным удобством и Собственной жизнью ради нашего счастья, нашего удобства и нашей жизни. Он сделал это не из чувства долга, а потому что любит нас. Не потому, что мы достойны этого, а потому, что Он хочет дать это нам. Не потому, что мы можем что-то сделать, чтобы заслужить это, а потому, что Его сердце желает нашей вечной радости.

Когда мы видим подлинную сущность Божественной благодати, мы начинаем смотреть на все новыми глазами. Мы видим истинную картину Бога. Мы видим, что Он восхитительно прекрасен! И, однажды увидев Его благодать, мы начинаем испытывать на себе ее созидательное влияние. Будучи спасены благодатью, мы становимся видимым средством, с помощью которого проявляется истинная слава характера Благодатного Бога. Павел говорит, что мы становимся «Его творением, созданным во Христе Иисусе на добрые дела».

Он — Мастер, мы — Его творение. Он — Великий Художник, а мы — Его шедевр. Он — Композитор, а мы — Его симфония. Он — Поэт, мы — Его поэма.

Павел ясно говорит, что мы не спасаемся своими добрыми делами. Мы спасаемся прекрасной благодатью, чье могущественное влияние созидает в нас шедевр Божественного подобия. Следовательно, именно Бог есть Тот, Чьей благодатью работа доводится до совершенства и Кто прославляется нашим спасением.

Давайте теперь вернёмся к моему первоначальному вопросу: что делает церковь ключевой частью Божьего плана? Господь избрал церковь, а не отдельного человека, не множество рассеянных и разрозненных людей, не мельчайшие независимые атомы, но одно тело, чтобы стать средством, с помощью которого Он явит славу Своей благодати этому миру и наблюдающей вселенной. Церковь является театром, в котором будет продемонстрирована победа полноты Божьей любви над злом.

Следующая цитата раскрывает нам картину в целом: «Церковь Христа, ослабленная, кажущаяся несовершенной, является земным объектом, на который Бог особенным образом изливает Свою любовь и внимание. Церковь — это театр Его благодати, где Бог радуется, совершая с человеческими сердцами чудеса милости. Святой Дух является Его представителем, работающим для того, чтобы совершить такие чудные преобразования, что ангелы смотрят на них с изумлением и радостью. Небеса наполняются ликованием, когда в членах человеческой семьи проявляется сострадание друг ко другу, любовь друг ко другу, подобная той, которой Христос возлюбил их» («Особые свидетельства для церкви в Батл-Крике», с. 18, 19).

• Церковь — Его театр благодати.

• Господь использует церковь как экспериментальную лабораторию, чтобы продемонстрировать преобразующую человеческие сердца силу Его милости.

• Достижения милости настолько удивительны, что поражают даже ангелов.

• Когда члены церкви относятся друг к другу с таким же милостивым состраданием, с каким Бог относится к ним, небожители ликуют.

Похоже, мы меньше всего хотим воспроизвести в церкви ту черту Божьего характера, которую Он больше всего жаждет открыть миру. Он страстно желает, чтобы мы увидели в Нем нежную милость и проявили ее по отношению к другим. Он желает, чтобы мы смотрели друг на друга глазами, полными слез от признательности за Его благодать — незаслуженную милость, которой Он спас нас. Он использует всепрощающую любовь, чтобы отвратить нас от греха и привлечь к Себе; Он хочет, чтобы мы проповедовали Евангелие миру с такой же любовью.

Теперь я знаю, почему церковь является такой жизненно важной составляющей Божьего плана. Я знаю также, почему Он так терпелив к ее недостаткам. Это благодать. Причина всего кроется именно в ней.