3. Божья Церковь определена

Возможно, одна из самых опасных наклонностей, присущая нам как людям, — делать выводы, не вполне владея информацией. Это очень опасно по той причине, что если однажды мы заняли позицию и заявили о ней окружающим, то гордость мнений становится главным препятствием на пути к изменению, даже если этого требует дополнительный свет. Получается, что сила убеждения, которая помогла бы нам при должном исследовании твердо держаться за истину, упрямо посвящается заблуждению ради того, чтобы спасти репутацию.

Я никогда не видел, чтобы подобная духовная трагедия проявила себя ярче, чем в случае с человеком, которого я назову Брайаном. Когда я впервые встретил Брайана, он казался очень искренним, посвященным христианином-адвентистом седьмого дня. Как и я, он был новообращенным. Как и я, он встретился с церковной проблемой и пытался понять Божью волю относительно данного вопроса.

«Я собираюсь изучить этот вопрос», — заверил он меня. И он изучил…кое-что. Несколько месяцев спустя мы встретились с Брайаном снова. «Тай, я пришел к заключению относительно церковной проблемы». «Правда? И что же ты выяснил?» — спросил я, желая узнать ответ. «Я нашел несколько утверждений Духа Пророчества, таких ясных, что ошибиться просто невозможно». Разумеется, я не хотел больше пребывать в состоянии неопределенности. И если были такие вдохновенные цитаты, которые окончательно решали спорный вопрос, то я хотел прочитать их. «Поделись со мной, Брайан». «Первая цитата записана в «Деяниях апостолов», на странице 11. Слушай: «С самого начала Церковь на земле составляли верные души». Все ясно, Тай: только верные души составляют Божью церковь на земле. Вот еще одна цитата, — продолжал он, — еще более понятная: «У Бога есть Церковь. Это не величественный собор, не государственное учреждение и не различные деноминации; это люди, которые любят Бога и соблюдают Его заповеди. … Где Христос пребывает среди нескольких смиренных людей, там и Церковь Христова, ибо только присутствие Превознесенного и Святого, от века Живущего, может создать церковь» («Взгляд ввысь», с. 315). Проще сказать нельзя, — Брайан расхрабрился в своем открытии, — не деноминация является Божьей церковью, это касается и деноминации адвентистов седьмого дня. Только те, кто любит Бога и соблюдает Его закон, составляют истинную церковь. Вопрос решен! Об этом ясно говорит Дух Пророчества».

И это действительно так. Но, как мы вскоре увидим, это далеко не все, что там написано. Буквально в течение нескольких месяцев Брайан собрал все цитаты, которые только смог найти, в которых Божьей церковью названы верные души. Его компиляция включала также хронологическую последовательность утверждений, размещенных таким образом, чтобы доказать, что испытание Церкви адвентистов седьмого дня завершено и что она стала Вавилоном. Он опубликовал свои находки в книге и продал тысячи экземпляров. Вскоре он уже путешествовал по всему миру, распространяя свою книгу и призывая людей отделиться от организованной церкви.

Хотя компиляция цитат Брайана казалась ему самому убедительной, мне она таковой не представлялась. Еще раньше я читал многие из цитат, на которые обратил мое внимание Брайан. Но помимо этого я прочитал другие, не менее вдохновенные, утверждения, которые говорили о церкви по-другому. Это были утверждения, подобные следующему: «Хотя в Церкви есть пороки, и они останутся до конца мира, в эти последние дни Церковь должна быть светом мира, оскверненного и развращенного грехом. Какой бы слабой, несовершенной, нуждающейся в обличениях, предостережениях и советах ни была Церковь, она дороже всего для Христа» («Свидетельства для проповедников», с 49).

Тот же самый вдохновенный автор, который написал слова, описывающие «церковь» Божью как сообщество «верных душ», также написал, что «в Церкви есть пороки, и они останутся до конца мира».

На первый взгляд, кажется, что если сопоставлять эти цитаты, то они представляют собой вопиющее противоречие. Как церковь может состоять только из верных душ и в то же самое время иметь недостатки, существующие внутри нее? При более тщательном изучении мы обнаруживаем совершенную гармонию между двумя группами утверждений.

Понятие «церковь» употребляется в Духе Пророчества в двух значениях. Иногда Елена Уайт под церковью понимает каждого честного, верного человека на земле, независимо от нации или религиозной принадлежности. Брайан обратил наше внимание на цитаты, которые выражают именно эту истину. В более широком и всестороннем смысле, Бог видит на земле церковь, которой не видим мы, ибо Он читает сердца. «Познал Господь Своих» (2 Тим. 2:19).

Обратите внимание на формулировку: «Хотя церкви, представляющие собой Вавилон, погружены в духовный мрак и далеки от Бога, в их среде еще много истинных последователей Христа» («Великая Борьба», с. 390). С точки зрения Бога, подавляющее большинство Его «истинных последователей» являются членами различных церквей, которые составляют Вавилон. Поэтому, когда Господь призывает их выйти из Вавилона, Он с любовью обращается к ним, называя их «Мой народ» (см. Откровение 18:4). Обладая ограниченным человеческим видением, мы не знаем, кто есть кто. Только Бог видит всех Своих верных по всему лицу земли. В этом смысле мы можем сказать, что у Господа есть невидимая церковь, явная для Него, но в настоящее время сокрытая от нашего взгляда. Но это еще не все относительно Божьей церкви в Духе Пророчества. В то время как Елена Уайт ясно учит, что Бог имеет невидимую церковь, состоящую только из верных людей, в то же время она признает, что у Него есть так называемая «видимая церковь» («Свидетельства для Церкви», том 4, с. 16). Кто же составляет «видимую церковь»? Не нужно строить предположения. Сам по себе контекст этой терминологии делает значение ясным, давая определение подлинной Божьей «видимой церкви» на земле:

«Членам Церкви Христовой следует объединиться в одно гармоничное тело, подчиненное освященному разуму».

«Развитие Церкви замедляется из-за неверного поведения ее членов. Принадлежность к Церкви, хотя она важна и необходима, сама по себе не делает человека христианином и не гарантирует ему спасения. Мы не сможем заслужить право на вечность, если наши имена внесены в церковную книгу, а сердца далеко отстоят от Христа…»

«У нас высокое призвание. Будучи адвентистами, соблюдающими субботу, мы тем самым соглашаемся с тем, что исполняем все Божьи заповеди и ожидаем пришествия нашего Искупителя…»

«Нам следует осознать свою личную ответственность как членов видимой Церкви и работников в винограднике Господнем…»

«Бог выводит Свой народ, чтобы он стоял как одно целое, на фундаменте вечной истины. Христос отдал Себя миру, чтобы «очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». Цель этого процесса — очистить Церковь от всякой неправды, от духа разногласий и соперничества, дабы она созидала, а не разрушала, и сосредоточила бы все силы и энергию на предстоящей великой работе…»

«Многие члены Церкви не сознают святости церковных взаимоотношений и не желают подчиняться ограничениям и дисциплине. Своим поведением они показывают, что ставят свое мнение выше единого мнения Церкви, они не контролируют себя и не угашают в себе дух сопротивления ее голосу. Братья, занимающие в Церкви ответственные посты, могут, как и прочие люди, допускать оплошности и ошибаться в своих суждениях, но, несмотря на это, Церковь Христа на земле наделила их полномочиями, которыми не следует пренебрегать…»

«К членству в Церкви нельзя относиться легкомысленно; однако когда кто-либо переходит дорогу так называемым последователям Христа или когда к их голосу не прислушиваются так, как им того хотелось бы, они грозятся уйти из Церкви…»

«Каждому верующему следует всем сердцем ценить свою связь с Церковью. Его в первую очередь должно интересовать ее процветание, и если он не сознает свой священный долг ставить интересы и благо Церкви впереди своих личных интересов, Церкви без него будет намного лучше. … Такие люди охотно пользуются всеми преимуществами своего членства, но предпочитают, чтобы по счетам платили другие. …Им нужно научиться подчинять свое личное мнение постановлениям Церкви…»

«Пусть личное мнение подчиняется авторитету Церкви» («Свидетельства для Церкви», том 4, с. 16-19; курсив добавлен).

Согласно этому контексту, «видимая церковь» — это:

• церковь, в которой человек может быть членом;

• церковь, члены которой могут следовать «неверным курсом»;

• церковь, которая ведет «церковную книгу» и записи о членстве;

• церковь «адвентистов, соблюдающих субботу»;

• церковь, которую Бог подвергает «процессу очищения», чтобы очистить от всякой «неправды, разногласий и соперничества»;

• церковь, имеющая «полномочия» налагать «ограничения» и принимать «дисциплинарные меры», руководствуясь «мнением» своего «голоса»;

• церковь, в которой ее члены «занимают ответственные посты»;

• церковь, которую вы можете «оставить», аннулируя свое членство;

• церковь, которая должна «платить по счетам»;

• Церковь, чей «авторитет» должен влиять на «личное мнение».

Есть какие-нибудь предположения по поводу того, что подразумевает Елена Уайт, когда говорит о Божьей «видимой церкви»? Вне всякого сомнения, она имеет в виду организованную Церковь адвентистов седьмого дня с ее всемирным членством и руководством, действующую согласно установленной небом системе власти и дисциплины.

Видимая церковь потому и видимая, что это — легко узнаваемая организация с определенной системой порядка, способная принять в членство и лишить его. Она избирает руководство, выполняет четкую миссию и имеет название, по которому ее может узнать мир. Видимая церковь состоит из плевелов и пшеницы, из верных и неверных членов. Человек не спасается членством в видимой церкви, но это — священное преимущество, к которому не следует относиться легкомысленно, ибо видимая церковь является корпоративным хранилищем божественной истины.

С другой стороны, невидимая церковь невидима в том смысле, что один только Бог видит каждую истинно верную душу на земле. Эта церковь не является организованным движением. Вы не можете быть ее членом. Не существует земных книг, в которых ведется запись имен членов этой церкви. Она не имеет человеческого руководства, запланированной миссии и дисциплинарной системы. Невидимая церковь состоит только из пшеницы без плевелов. Мы можем проиллюстрировать это так:

Обратите внимание, что на иллюстрации, приведенной выше, невидимая церковь состоит только из пшеницы, тогда как видимая церковь представлена пшеницей и плевелами. Два круга пересекаются, потому что большая часть пшеницы разбросана по различным церквям и народам мира, хотя в видимой церкви все же присутствует часть пшеницы. Как мы вскоре увидим, заключительный Божий план предусматривает очищение видимой церкви от всех ее неверных членов и приведение, или перемещение, всех верных из невидимой церкви в видимую, чтобы заменить отпавших. Конечным результатом будет видимая церковь, состоящая только из верных, преданных сердцем членов.

Для того чтобы продемонстрировать, как произойдет это перемещение, нам нужно познакомиться с дополнительной терминологией. Обратите внимание на формулировку следующих цитат, а в особенности — на концепцию «церковь воинствующая / церковь победоносная (торжествующая)»:

«Неужели у Бога нет живой церкви? У Него есть церковь, но эта Церковь воинствующая, а не победоносная. Мы сожалеем, что в ней состоят члены, имеющие недостатки. В то время как Господь приводит в Церковь истинно обращенных, сатана проталкивает необращенных людей. Христос сеет доброе семя, сатана же бросает плевелы. На членов Церкви постоянно оказывают действие две противоположные силы. Одно влияние трудится для очищения Церкви, а другое для развращения народа Божьего» («Вера, которой я живу», с. 305).

«Церковь на земле не совершенна. Церковь воинствующая не является церковью победоносной. Земля не является небесами. Церковь состоит из грешных мужчин и женщин, ради которых необходимо прикладывать терпеливые, кропотливые усилия. Слова наставления и личный пример позволят им стать знающими, обученными и дисциплинированными, чтобы они могли с готовностью выполнять свою работу в этой жизни и быть увенчанными славой и бессмертием в жизни грядущей» («Опубликованные рукописи», том 9, с. 154).

В этих вдохновенных отрывках церковь описана как имеющая два периода существования в мире: (1) Церковь Воинствующая и (2) Церковь Победоносная. Мы живем в период воинствующего пребывания церкви на земле. Она изображается воинствующей, потому что вовлечена в духовную борьбу. Христос приводит в церковь тех, кто истинно обратился, в то время как сатана проводит свою евангельскую кампанию, чтобы привести тех, кто так и не станет истинным членом церкви. В результате, в церкви действуют две противоборствующие силы. Одна сила оказывает развращающее действие, другая — очищающее. Но обратите, пожалуйста, внимание на то, что, несмотря на состояние конфликта, именно эту церковь — видимую, воинствующую, организованную Церковь адвентистов седьмого дня — Господь считает «светом миру». Именно эта церковь — не церковь, свободная от зла, а церковь, в которой существует зло — является «единственным объектом на земле, которому Христос дарует Свою высочайшую заботу». Это не только мое мнение; это то, чему учит Дух Пророчества. Сегодня многие удивляются ошибкам, имеющим место в видимой церкви. Они, похоже, думают, что в былые времена (скажем, во дни Елены Уайт) церковь была свободна от злых веяний. Они указывают на сегодняшние проблемы в церкви как на основание для того, чтобы организовать движение отделения или присоединиться к одному из уже существующих. Но Дух Пророчества ясно учит, что церковь воинствующая всегда была и до сих пор поражена злым влиянием. И это состояние продлится до тех пор, пока она не станет церковью торжествующей, победоносной.

В свете этой действительности Елена Уайт предупреждает нас не путать воинствующую и победоносную фазы церковного опыта:

«Те, кто считает, что церковь воинствующая — это церковь победоносная, совершают огромную ошибку. Церковь воинствующая придет к великому триумфу, но у нее также будут жестокие конфликты со злом, чтобы она смогла твердо укрепиться на основании вечной истины. И каждый из нас должен принять решение стоять с церковью на этом основании» («Взгляд ввысь», с. 152).

Итак, где и когда возникает церковь победоносная? Елена Уайт использует словосочетание церковь победоносная, чтобы описать церковь в приближающийся момент ее истории, когда она предстанет перед миром одновременно как «видимая» и «верная». До этого времени видимая церковь была смешением верных и неверных членов. Невидимая церковь, хотя и состоящая только из верных душ, была скрыта от мира. Но теперь, впервые в истории, у Бога будет явно торжествующая церковь, стоящая перед миром как Его верный свидетель. Но видимая церковь не станет победоносной без борьбы. Произойдет болезненное и почти опустошительное разделение. Обратите особое внимание на то, как оно будет происходить:

«Может показаться, что Церковь [воинствующая] вот-вот падет, но этого не случится. Она уцелеет [станет победоносной], хотя на Сионе грешники будут просеяны и мякина отделена от доброго зерна. Это страшное испытание, но его надо будет пройти. Только лишь победившие Кровью Агнца и словом своего свидетельства будут найдены верными и истинными, без пятна и порока, без лукавства в устах. Мы должны избавиться от самоправедности и облечься в Христову праведность» («Избранные вести», том 2, с. 380, слова в скобках добавлены).

«Как только приблизится буря, многие, уверовавшие в трехангельскую весть, но не освятившиеся через послушание истине, откажутся от своих взглядов и пополнят ряды ее врагов» («Великая борьба», с. 608).

Сегодня появились те, кто не просто говорит, а смело и властно провозглашает, что Божьи верные слуги выйдут из видимой организованной Божьей церкви. Такую позицию можно занять, только отвергнув вдохновенный совет. Приведенные выше и многие другие цитаты ясно говорят нам, как произойдет окончательное разделение. Неверные покинут ряды церкви и присоединятся к оппозиции. Неверные проявят инициативу, чтобы отделиться от верных видимой церкви. Верные предпочтут не покидать видимую церковь и не оставлять ее на произвол неверных. Испытание будет таким ужасным, что будет казаться, будто церковь вот-вот канет в небытие. Но она устоит, в то время как грешники в видимой церкви будут просеяны, после чего в ней останутся лишь те, кто составит долгожданную победоносную церковь.

Каков же исход?

«Церковь воинствующая, подтвердившая свою верность Создателю, станет Церковью победоносной» («Евангелизм», с. 707). Победоносную церковь составят не только верные члены видимой воинствующей церкви: в это время к ним присоединятся и невидимые верные. «Множество людей обретет веру и присоединится к армии Господа» (там же, с. 700).

Под руководящим влиянием Святого Духа все верные дети Божьи, в конечном счете, объединятся вместе, как одно тело преданных верующих. Весть истины для этих последних дней, трехангельская весть, которая повергает в прах всю человеческую славу, возвышая Спасителя как единственную надежду спасения, отвергнет изменников и объединит верных последователей Иисуса.

Следующие иллюстрации изображают весь описанный в Духе Пророчества сценарий:

Современное положение

Большинство верных Божьих последователей сейчас не видны человеческому глазу, тогда как видимая церковь состоит как из верных, так и из неверных членов.

 

Переходный период

Неверные (плевелы) покинут свои позиции в видимой церкви.

 

Окончательный результат

Невидимые верные присоединятся к рядам оставшихся в видимой церкви, и вместе они станут видимой победоносной церковью.

Помните Брайана? Используя всего несколько цитат, определяющих церковь как сообщество верных душ, он отделился от Церкви адвентистов седьмого дня и убедил многих сделать то же самое. После того как я стал понимать более широкий контекст церковной проблемы, я поделился с ним своими открытиями. Мы начали, я бы сказал, с обмена переполнявшими нас мыслями. Наконец, цитаты, определяющие организованную деноминацию адвентистов седьмого дня как Божью видимую церковь, одержали победу. Брайан замолчал и расчувствовался. Со слезами на глазах он признал, что, учитывая все комментарии Елены Уайт, его позиция была неприемлемой. Я ликовал. Но затем уста Брайана произнесли нечто, поразившее меня настолько, что у меня даже живот заболел. «Я знаю, что сказанное тобой — правда, но я опубликовал так много книг, объявляющих церковь Вавилоном. Я никогда не смогу объяснить всем этим людям, что был неправ». Самообладание быстро вернулось к нему, и он начал вновь отстаивать свою позицию. Я умолял Брайана, но все было бесполезно. Он попался в ловушку слишком крепкую для большинства людей — гордость. А началось все с выводов, сделанных после недостаточно глубокого изучения. Имея несколько цитат, односторонне освещающих спорный вопрос, Брайан объявил свою позицию неопровержимой истиной. Когда дополнительный вдохновенный материал указал на ошибку его позиции, у него было только два варианта: смириться пред Господом и признать свое непослушание или сконцентрироваться на своей гордости и уклониться от ясной воли Божьей. К сожалению, Брайан выбрал второй вариант.