5. Дело всего общества

Все адвентисты седьмого дня, особенно сторонники консервативных взглядов, верят, что мы живем в необычный день искупления. Некоторые придерживающиеся ультраправых взглядов указывают на эту великую истину как на оправдание для принятия позиции отделения от церкви. Аргументация этого примерно следующая: «Мы живем сейчас в торжественный и необычный день искупления. В этот день в древности Израиль должен был удалить все грехи из стана, для того чтобы получить окончательное искупление. Организованная церковь не вовлечена в эту работу очищения. В стане есть грех, поэтому мы должны отделиться от него и искать Господа индивидуально». В такой логике рассуждения есть, по крайней мере, один большой недостаток: день искупления не был в первую очередь индивидуальным делом. Это был общественный вопрос. Позвольте мне объяснить. Служение в святилище разделялось на два этапа богослужения: (1) ежедневное служение и (2) ежегодное служение.

Ежедневное служение, действительно, было индивидуальным вопросом. День за днем на протяжении всего года Израильский народ приносил в святилище свои личные жертвы, чтобы получить искупление за свои личные грехи. Каждый грешник совершал личное покаяние и лично признавался в нарушении Божьего закона. Это служение имело мало или совсем не имело ничего общего с иудейской церковью как телом. Прежде всего, важны были личные отношения с Господом.

День искупления отличался по своей цели. Ежегодно в этот торжественный день все собрание должно было предстать пред Господом как один человек, как одно тело. В отличие от жертвоприношения, совершаемого каждым представителем народа за свои личные грехи, в этот день за весь народ приносилась одна жертва, словно все разделяли одну вину; в действительности, так оно и было, в этом и заключалась суть. Никто не стоял обособленно, не ставил себя выше общества в целом. Никто не стремился приблизиться к Богу самостоятельно, чтобы получить то, что предлагал день искупления. Фактически, всякий, кто отказывался откликнуться на призыв совместного обращения к Иегове, истреблялся из стана как потерянная душа. Да, к этому дню каждому необходимо было совершить личное приготовление, но суть заключается в том, что, когда этот день, наконец, наступал, это становилось делом всего общества. Пророк Иоиль помогает нам понять сосредоточенность дня искупления на всем обществе:

«Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание. Соберите народ, созовите собрание, пригласите старцев, соберите отроков и грудных младенцев; пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. Между притвором и жертвенником да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой, не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?» И тогда возревнует Господь о земле Своей, и пощадит народ Свой. И ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам…»

«Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это. Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде».

«И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки. И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я — Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки» (Иоил. 2:15-19, 21-23, 26, 27).

Внимательное изучение данного пророчества проливает важный свет на Божью цель относительно этого великого дня искупления. В пророчестве также показано, какой образ поведения ожидает от нас Бог, исходя из этой цели. Мне бы хотелось выделить три ключевых момента:

1. Призыв объединяться, а не отделяться:

Согласно пророчеству Иоиля, труба истины вострубит «на Сионе»; трубный звук будет исходить не от вестников-самозванцев, стоящих вне стана и взывающих. Весть Господа должна быть услышана в церкви и провозглашена теми, кто явно представляет собой часть общего тела. Иоиль также ясно говорит о том, что мы узнаем звук истинной трубы, потому что он будет призывать церковь «собраться», объединиться как один народ перед Господом, а не разделиться на независимые частицы. Цель процесса объединения заключается в том, чтобы «освятить собрание». Здесь речь идет не просто о личном освящении, к которому мы должны стремиться, сколь важным бы это ни было, но об освящении церкви как тела. Для того чтобы достичь Своей величайшей цели в борьбе между добром и злом, Господь должен иметь больше, чем по одной освященной личности то там, то здесь. Он призывает освященный народ, тело, состоящее из отдельных представителей, которые связаны вместе, как одно целое, продемонстрировать преобразующую силу Божественной благодати.

2. Дух заступничества, а не осуждения:

Стих 17 учит нас тому, как нам следует относиться к этому великому дню искупления. Пророчество Иоиля признает, что церковь не имеет правильных отношений с Богом. Однако оно побуждает нас обрести дух заступничества за церковь. Заступническая молитва — это назначенное Богом средство исправления ситуации. Иоиль скорее взывает о духе, который рыдает и умоляет Господа принять Свой несовершенный народ, чем о духе, который покидает ее на верную гибель. Те, которые облечены духом заступничества, описанного Иоилем, поступают так, потому что они осознают, что на карту поставлена честь Бога. Их в первую очередь беспокоит то, чтобы у неверующих не было причин насмехаться и говорить: «Где Бог их?» Ибо, если бы церковь пала, репутация Господа, Которого мы представляем, обрела бы дурную славу перед миром. Его истина, Его закон, Его жертва спасения пали бы вместе с самой церковью.

3. Будущая победа, а не поражение:

Пророчество Иоиля полно надежды. Согласно его вдохновенному пониманию, «Господь пощадит Свой народ» в ответ на дух заступничества с его стороны. Бог не только пощадит церковь, но и обильно благословит ее «хлебом, вином и елеем», которые являются символами духовного обогащения. «Господь велик, чтобы совершить это» для Своего возлюбленного народа. Он даст церкви «принести свой плод… и оказать свою силу». Она возродится и получит долгожданное излитие Святого Духа в силе «позднего дождя». Господь «дивное сотворит» со Своим народом, обещает Иоиль, и они «прославят имя Господа». Церковь поднимется, засверкает в сиянии присутствия Господа и никогда больше «не посрамится».

Нельзя забывать о той истине, что мы спасаемся индивидуально, как отдельные верующие во Христа, а не как деноминация в целом. «Название деноминации не имеет никакой силы для того, чтобы привести нас в согласие с Богом. Мы спасаемся индивидуально, как верующие в Господа Иисуса Христа» («Ревью энд Геральд», 10 февраля, 1891). Но так как мы являемся адвентистами седьмого дня, живущими в день искупления, в наших сердцах должно что-то измениться, и это изменение предполагает нечто гораздо более важное, чем наш персональный билет на небо. Делом высочайшей важности является честь Божьего имени, подтверждение Его характера. И единый народ, связанный любовью Спасителя, представляет собой самое убедительное свидетельство Божьего характера, которое только может быть дано этому миру.

Молитва Христа в 17 главе Евангелия от Иоанна подчеркивает, насколько важно единство церкви в окончательном Божьем плане для мира. Эта молитва имеет особое значение для церкви, живущей в день искупления, ибо именно эту молитву Христос возносит сейчас к Отцу как наш небесный Первосвященник. «Эта молитва является уроком, касающимся заступничества, которое Спаситель осуществляет за завесой в то время, когда должна завершиться Его великая жертва ради людей, принесение Самого Себя в дар» (Библейский комментарий АСД, том 5, с. 1145). Иисус молился молитвой из Иоанна 17 перед Своим вознесением на небеса, чтобы мы узнали реальность Его ходатайства за нас. Первое, с чем мы встречаемся в молитве Христа, — это Божья слава. «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить… Я открыл имя Твое человекам», — сообщает Спаситель Своему Отцу. Величайшей целью, для которой Иисус пришел в мир, было раскрыть истинный характер Бога и защитить честь Его имени. Он достиг этой жизненно важной цели, живя безгрешной жизнью бескорыстной любви и добровольно страдая от наказания за наше восстание. Его жизнь и смерть со всей очевидностью продемонстрировали, что Бог действительно является тем добрым и любящим Господом, каким Он Себя называет. Но обратите, пожалуйста, внимание на то, что Христос не заканчивает Свою молитву, представляя Отцу великие достижения Своей жизни и смерти. Его молитва продолжается, охватывая безграничную славу, которая должна изливаться из всего, что Он совершил. «Я о них молю… и Я прославился в них», — говорит Христос о Своей церкви. Как Иисус был проводником славы для Отца, так и церковь является проводником славы для Сына. «Я уже не в мире, — продолжает Он, — но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». Молитва Спасителя открывает нашему пониманию практическое средство, с помощью которого Его слава осветит мир. Осознавая, что Он вскоре взойдет на небо, Иисус умоляет Отца сохранить верность Своего народа «во имя Твое» — то есть через познание истинного Божьего характера, открытого в Иисусе. Затем Он подходит к ключевому вопросу, вопросу единства. Единство церкви является важнейшим ощутимым благословением, которое исходит от знания Бога: «Чтобы они были едино, как и Мы». Согласно словам Иисуса, именно единодушие Его народа будет эффективно свидетельствовать о славе Его имени.

По мере того как Иисус продолжает молиться, эта тема развивается более полно: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня». Слова «да уверует мир» являются ключевыми в молитве Христа. В сущности, Он говорит, что единство церкви является мощным влиянием, которое убедит неверующих поверить Ему как своему Спасителю. Но почему, говоря практическим языком, единство церкви является таким мощным свидетельством миру? Ключевые слова молитвы Спасителя объясняют нам, почему это так. «И мир Тебя не познал, — объясняет Иисус, — а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них». Больше всего Христос опечален тем, что мир не узнал истинного характера Божьего. Именно это незнание держит мир в рабстве у сатаны, греха и эгоизма. Дьявол может осуществлять контроль над своими жертвами, питая человеческий разум искаженными представлениями о Божественном характере. «А…» Иисус вот-вот сделает кардинально противоположное заявление. «А Я познал Тебя». Мир не познал Отца, но Его познал Иисус. Он от вечности жил в тесных дружеских отношениях с Тем, Кто пребывает в неприступном свете. Если кто и знает истинный характер Бога, так это Иисус. А потому — благословенная правда — Он пришел в наш мрачный мир с неотложной миссией открыть сердце Отца. Иисус совершенно уверен, что, если падшие мужчины и женщины смогут увидеть Бога во всей Его непревзойденной красоте, они охотно отдадут свою верность Его оклеветанному царству. Но как мир будет освещен подобным образом? Ответ на этот вопрос просто восхищает: «Любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них». Дорогой друг Иисуса, ты понимаешь? Через практическое проявление Божьей любви в церкви Иисус прославится перед миром.

Мир нуждается не в безупречной проповеди.

Коренную перемену совершит не грандиозная евангельская программа.

И не самые привлекательные публикации, выпускаемые серийно и распространяемые по земному шару, убедят мир, что Христос должен господствовать в их сердцах.

О, друг, послушай: мир страстно желает увидеть именно Божью любовь.

Божью любовь в тебе и во мне, в церкви.

Божью любовь, открывающую свою силу объединять падших, грешных, эгоистичных мужчин и женщин, которые преобразились в подобие Христа.

Я уже слышу, как кто-то шепчет пылкое «аминь». Если это ты, тогда я приглашаю тебя присоединиться к растущим рядам адвентистов седьмого дня, которые с радостью осознают всемогущую силу Божественной любви. Великая система истины, которую Бог дал этой церкви, оказывает спасительное влияние только в освещающем контексте той любви — той непревзойденной любви, — которая была провозглашена, явлена и продемонстрирована в жизни и смерти Христа Иисуса. Храня в памяти молитву Христа, давайте пройдем сейчас весь цикл, возвращаясь к первоначально интересующему нас вопросу этой главы — корпоративной, то есть общественной, природе дня искупления.

Причина того, почему день искупления является делом всего общества, а не делом отдельно взятых людей, заключается в том, что искупление — это слово, которое означает быть одним целым. Эта истина имеет конечной целью примирение падшего человека со святым Богом и примирение падшего человека с падшим человеком в церкви как практическое доказательство того, что это искупление заслуживает внимания всего мира. Дух искупления — это дух объединенного покаяния, когда каждый член исповедует свою личную вину как равную вине всего церковного тела. Это не дух типа «спаси меня и прокляни их». Здесь нет и намека на отношение «я прав, а они ошибаются». Каждый член осознает, что он или она настолько же нуждается в Божьей милости, как и все остальные.

Дух искупления — это дух объединенной позиции перед Богом, когда каждый член ходатайствует за все тело, как за собственную душу. Сильные поддерживают слабых. Мудрые терпеливо относится к неразумным.

Дух искупления выходит за пределы заботы лишь о личном спасении и сосредотачивается на чести Бога и спасении других душ. В самых широких масштабах своего влияния искупление Христа в конечном счете имеет цель «в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф.1:10). «Дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Еф.3:10). Единство церкви не только убедит многих в этом павшем мире принести свою верность Христу, но оно также будет громко звучать по всей вселенной, как убедительное свидетельство любви Спасителя, явленной в Его народе. Мыслящие, думающие, наблюдающие небожители увидят во Христе и Его церкви многоразличную премудрость Божью. Благодаря искуплению Христа Вселенная навсегда будет защищена от второго восстания. Все сердца на небе и на земле будут биться в славном унисоне. Все с радостным восторгом провозгласят:

Одного Бога — доброго и любящего Отца всего творения, который навеки оправдан.

Одно царство — церковь Христа на земле и непавших небожителей как одну гармоничную семью.

Одно желание — восхищаться и поклоняться Тому, Кто доказал, что достоин нашей наивысшей верности и глубочайшей любви.

Будет ли ваш голос звучать в том огромном множестве?