4. Где находятся мертвые до воскресения?

Библия указывает лишь на одно место, куда попадают мертвые. Она не различает местонахождение добрых в отличие от злых. Ветхий Завет называет это место еврейским словом «Scheol» (шеол), в то время как в Новом Завете употребляется греческое слово «Hades» (гадес). Из нижеприведенных текстов станет явным, что слова «шеол» и «гадес» обозначают то место, куда попадают все мертвые, — гроб, кладбище, место захоронения, склеп и т.д. Используются также и другие слова для определения этих понятий, однако все они в обсуждаемом вопросе имеют второстепенное значение.

Богобоязненный Иаков верил, что его праведный сын Иосиф был разорван хищным зверем и находится в шеоле. Иаков знал, что и он сам, если умрет, попадет туда же:

«… с печалию сойду к сыну моему в преисподнюю» (Быт.37:35, ср. гл. 42:38; 44:31).

Нечестивый Корей с бунтарями и всем своим имуществом попали живыми в шеол (преисподнюю):

«Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними. И разверзла земля уста свои, и поглотила домы их, и всех людей Кореевых, и все имущество. И сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества» (Числ. 16:31-33).

Давид уже во время побега от Саула ощутил себя в сетях смерти:

«Объяли меня волны смерти, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада (шеола) облегли меня, и сети смерти опутали меня» (2Цар.22:5-6).

Необходимо отметить, что праведная Анна в своей песне хвалы упомянула об освобождении из «шеола» в момент воскресения:

«Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1Цар.2:6).

При сравнении Псал.15:10 и Деян.2:27,29,31 ясно видно, что греческое слово «hades» (ад), которое встречается в Новом Завете, имеет то же значение, что и еврейское «Scheol» (шеол).

«Ибо ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому твоему увидеть тление».

«Мужи братья! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян.2:27,29,31).

Обычно мертвые разлагаются в «шеоле» (в могиле), или в «аде» (в гробу), однако Христос был исключением, ведь Он воскрес, прежде чем Его тело было подвержено тлению.

Итак, «Scheol» и «Hades» не имеют ничего общего с тем, что в обычном понимании называют словом «ад». Слово «Scheol «встречается в Старом Завете 64 раза и «Hades» в Новом Завете — 10 раз. И ни одно из этих мест не говорит, что в «шеоле» или «аду» горит огонь или что там страдают злые люди, сознавая свои мучения как свое наказание. Некоторые из этих текстов упоминают наказание, но оно состоит в том, что люди просто умирают и погребаются в могилу. Никогда и нигде не говорится, что люди подвергаются в «Scheol», или в «Hades» для наказания и мучения.

«Шеол» и «ад» обычно отождествляются с прахом земли, червями, разложением и тлением. Что же касается греческого слова «Gehenna» (геенна), обозначающего в нашем понимании «ад», дело обстоит совсем иначе: там, где оно употреблено, нет и намека на тление или разложение. Оно означает: «быть брошенным в огонь» для мучения и наказания. Но об этом поговорим несколько позже.

Когда человек умирает, его хоронят и он лежит в могиле (Scheol, Hades). Согласно Библии, он больше не живет и потерял всякую возможность иметь и поддерживать контакт с Богом и с людьми.

«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл.9:5,10).

«Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Псал.6:6).

«Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя ? Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления ? Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою?» (Псал.87:11-13).

После смерти разлагается не только тело, но угасают и все функции ума и души.

«Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Псал. 145:4).

«Ибо не преисподняя славит Тебя, не смерть восхваляет Тебя, не нисшедшие в могилу уповают на истину Твою. Живой, только живой прославит Тебя…» (Исайя 38:18-19).

«Только Ты — Отец наш; ибо Авраам не узнает нас, и Израиль не признает нас своими…» (Исайя 63:16).

Поскольку смерть является противоположностью жизни, то человек после смерти ни в каком виде не принимает участия в том, что совершается на земле.

«За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие…» (4Цар.22:20).

Зная эти высказывания, необходимо всегда помнить, что Библия сравнивает смерть со сном, во время которого человек не знает ничего, что делается под солнцем. И все же для всех людей придет день, в который они будут пробуждены от смертельного сна могучим голосом Иисуса Христа.