5. Бессмертная душа — не библейское понятие

Когда Бог создавал первого человека, то вначале Он изваял из земли тело и затем вдунул в него дыхание жизни. Дыхание — по-еврейски означает «Ruach» (а также «Neschamah»). «Ruach» переводится как «дыхание, дуновение, дух» и т.д. Когда Бог дал человеку дыхание, то он стал душою живою, или, как говорят другие переводы, — живым существом.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7, ср. 7:22).

Изваянное из земли, безжизненное тело стало только тогда душою живою, когда Бог вдунул дыхание в его ноздри. Это факт: человек не получил живой души, но стал душою живою.

Религиозный исследователь Рене Пахе в своей книге «Загробная жизнь» очень метко подчеркивает:

«Человек является душой живою… После того как Бог создал его из праха земного, Он вдунул в его ноздри живое дыхание. Таким образом, человек стал живою душею» (стр.17).

В книге Фритца Ринекера «Прекрасное еще последует. О жизни после смерти» (карманное издание 1983 г.) читаем:

«Поэтому Библия не расчленяет, не разделяет человека на три части, например: здесь дух, там душа, а там тело! …Она видит человека целостным. Душа или дух не могу т освободиться или оторваться от того, что происходит в теле, или наоборот. Итак, человек — это единое существо: тело, душа и дух неразделимы и связаны друг с другом» (стр.41).

Фритц Ринекер цитирует на стр. 45 профессора Емила Брунера, который написал:

«Человек — это целостность духа, души и тела. Творение Божье — это также целостность — единство, при котором духовное и физическое неразделимо едины. Неразделимо они получили свое начало и так же нераздельно должны угаснуть… Тело и душа нераздельными должны опять возвратиться к Богу» (стр.45-46).

В 1978 году в Германии была опубликована книга Спироса Цод-хиатеса «Существует ли жизнь после смерти?», в которой говорится:

«Бог Иегова создал человека из праха земного и вдунул ему в ноздри дыхание жизни; в результате «человек стал душею живою». Этот стих объясняет точную последовательность создания человека, Автором которого является Бог. Вначале Он изваял человека из обычного земного праха. Это было тело, материальный элемент его существования. Хотя тело во всех деталях было совершенным, оно между тем оставалось неподвижным и безжизненным. Жизнь — элемент, который содействует движению (работе) сердца и появлению мышления, — не принадлежала ему; отсутствовали также чувства, осмысление самого себя. Лежало одно лишь тело — продукт первого Божьего акта творения, — олицетворяющее человека. Затем Бог сделал следующий шаг. Он «вдунул в его ноздри дыхание жизни; и человек стал душею живою» (стр.17).

Хотя Рене Пахе, Фритц Ринекер и Спирос Цодхиатес прекрасно знают, что Божье Слово говорит о сотворении человека, они в своих книгах все же поддерживают небиблейское учение о бессмертной душе, утверждая, что душа, как сознательное существо, после смерти оставляет тело. Поразительно, с какой беззаботностью и беспечностью некоторые излагают свои утверждения. Читатель таких книг зачастую не имеет возможности, а возможно, желания проверить, соответствуют ли они библейской истине.

Если бы архитекторы и инженеры таким же образом манипулировали своей работой, как некоторые христианские толкователи Библии, то здания и мосты сразу же терпели бы крушение. Если бы экономисты подделывали документы с выгодой для себя, то их очень скоро посадили бы в тюрьму. Что же касается религии, то каждому человеку кажется дозволенным все делать по своему усмотрению или как ему заблагорассудится. Апостол Павел предупреждал об опасности такого образа действий:

«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествоватъ вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема» (Гол. 1:8). Повторим совершенно отчетливо сами себе: человек при сотворении не получил души, но он стал душою, после того как Бог вдунул в его безжизненное тело дыхание жизни.

Слово «дыхание» (Ruach) встречается в Ветхом Завете 379 раз. И ни одно из этих многочисленных мест не говорит, что «Ruach» является чем-то отделенным от человеческий личности, что имело бы способность мыслить, действовать или чувствовать. Слово «Ruach» переводится как «дыхание, движение воздуха, дыхание в ноздрях, дыхание жизни, душа, дух, мышление, чувства, воля, намерение, дух от Бога, злой дух или смелость». Если Бог дает «Ruach», то человек живет. Если же Он «Ruach» отнимает — человек умирает; так же умирают и животные.

«Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех; и нет у человека преимущества пред скотом… Все

идет в одно место; все произошло из праха, и все возвратится в

прах» (Еккл.3:19-20).

«Ruach» можно сравнить с электрическим током. Если источник питания включен, то он воспроизводит в лампе — свет, в батарее — тепло, а в машине — силу. И это один и тот же ток. Человек и бесчисленное число животных живут потому, что Бог дает им дыхание. Если же Бог дыхание отнимает, то как человек, так и животное разлагаются, превращаясь в прах земли.

«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух (ruach) возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7).

«И вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух (ruach) жизни. Все, что имело дыхание духа (ruach) жизни в ноздрях своих на суше, умерло» (Быт. 7:15,22).

«Сокроешь лицо Твое — мятутся; отнимешь дух (ruach) их — умирают, и в персть свою возвращаются. Пошлешь дух (ruach) Твой — созидаются, и Ты обновляешь лицо земли» (Псал. 103:29-30).

Очень важно принять во внимание, что после смерти и человека и животного ожидает одна и та же участь. Бог просто отнимает жизнь (по-еврейски «ruach», по-гречески «pneuma»), которую Он дал. Жизнь добрых людей, жизнь плохих людей, а также жизнь животных после смерти возвращается к Богу — к Тому, Который ее дал.

Второе важное значение находим в Ветхом Завете под еврейским словом «nephesch» (нефеш). Оно там встречается 745 раз. Это выражение имеет более сорока различных значений, например: душа, жизнь, личность, дух, сердце, воля, похоть, создание, живое существо, мертвое тело, дыхание, животное, рыба, удовольствие и т.д. Ниже увидим на некоторых примерах применение этого понятия.

В Новом Завете слово «дух» является переводом греческого слова «pneuma» (пнеума). Оно встречается 385 раз и обозначает «дыхание, движение воздуха, дух человека, ветер, душа, жизнь». Так же, как в примерах с «ruach» и «nephesch», необходимо показать взаимосвязь со словом «pneuma», что здесь имеется в виду. Первые христиане хорошо понимали его значение. Так, Стефан, когда его забрасывали камнями, молился:

«…Господи Иисусе! Прими дух (pneuma) мой» (Деян.7:59).

Стефан знал, что именно Бог дал ему жизнь, а потому просил: «Возьми мою жизнь снова, я отдаю ее в Твои руки». Но произошло совсем противоположное, когда Иисус воскресил дочь Иаира:

«Он же, выслав всех, вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань. И возвратился дух (pneuma) ее; она тотчас встала; и Он велел дать ей есть» (Лука 8:54-55).

Жизнь снова возвратилась, девочка была живой.

Еще одно греческое слово в Новом Завете — «psyche» (психе) встречается 105 раз. Оно переводится как «душа, жизнь, сердце и даже как мужество». О Павле и Варнаве сказано, что они свои души отдали за имя Господа. В переводе Мартина Лютера это звучит так:

«… Человеками, посвятившими свою жизнь ради имени нашего Господа Иисуса Христа» (Деян. 15:26).

В Библии имеется множество других примеров, которые показывают, что Писание под словом «душа»подразумевает всего человека. Рассмотрим некоторые тексты:

«Итак, охотно принявшие слово его, крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян.2:41).

Эта взаимосвязь очень интересна при сравнении старого и нового библейских переводов. Иезекииль 18:4 в переводе Лютера (изд. 1912 г.) звучит следующим образом:

«Ибо вот, все души — Мои: как душа (nephesch) отца, так и душа (nephesch) сына — Мои; душа (nephesch) согрешающая, та умрет». А теперь прочитаем этот библейский стих в современном переводе 1984 г.:

«Ибо, все люди принадлежат мне; отцы принадлежат Мне, а также и сыновья; каждый, кто согрешает, — должен умереть».

В Библии перевода Лютера, изданной в 1912 г., в Псалме 7 слово «nephesch» также переведено как «душа»:

«Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня. Да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего» (Псал. 7:2-3).

В современном переводе (1984) вместо слова «душа» стоит личное местоимение «меня», и это также в этом стихе соответствует слову «nephesch».

Когда апостол Павел воскресил упавшего с окна юношу, то сказал: «… не тревожьтесь, ибо душа (psyche) его в нем» (Деян.20:10).

Этим апостол Павел подчеркнул, что юноша больше не мертв, но стал снова живым.

Давайте еще раз в нашем сознании зафиксируем важнейшие, часто встречающиеся понятия, которые переводятся как «дух» и «душа»:

В Ветхом Завете: В Новом Завете:

дух — «ruach» — 379 раз дух — «pneuma» — 385 раз

душа — «nephesch» — 745 раз душа — «psyche» — 105 раз

Как видим, эти четыре важнейшие понятия встречаются в Библии более чем 1600 раз. И ни единого раза они не обозначают нечто могущее сознательно существовать вне тела; нигде не подчеркивается об этом как о чем-то отделенном от тела, что могло бы быть названо сознательной субстанцией; ни единого раза не упоминается о бессмертной душе и неразрушимом духе. Естественно, напрашивается вывод: бессмертие не свойственно ни душе, ни человеческому духу.

Божье Слово ясно и определенно утверждает о том, что только один Бог обладает бессмертием. «Единый» обозначает — «никто другой»:

«Единый, имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может, Ему честь и держава вечная! Аминь» (1Тим.6:16). В противоположность Богу — люди смертны. И лишь при Втором пришествии Иисуса Христа спасенные получат бессмертие от Бога:

«Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою» (1Кор. 15:53-54).

Во всей Библии слово «бессмертие» встречается лишь три раза. Давайте порассуждаем, что же означает тот факт, что только Бог обладает бессмертием, а верующие лишь при Втором пришествии Иисуса Христа обретут бессмертие.

Человек является неделимой целостностью.

Если апостол Павел говорит, что мы должны быть безупречными в День Господень, он имеет в виду всего человека, состоящего из тела, чувств и способности мыслить:

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. (1Фес.5:23).

Весь человек как личность осквернен грехом, а посему он во всей своей полноте должен быть очищен, освящен и спасен. Посредством греха человек потерял все. Через Иисуса Христа все будет вновь восстановлено.

Вот что по этому вопросу написано в голландском «катехизисе» (Библиотека Гердера, т.382):

Умирают не только руки, туловище и голова. Весь земной человек подвластен смерти. Поэтому правы те, которые не признают потусторонней загробной жизни; смерть обозначает конец существованию человека как личности, которую мы знали (стр.521). Уже в древности люди пытались найти решение вопроса о том, происходит ли после смерти разделение души и тела. Некоторые утверждали, что после смерти покинувшая тело душа продолжает жить, в то время как тело подвергается разложению. Во время же последнего суда тела будут взяты из земли. Делались попытки эти представления наглядно подтвердить высказываниями Священного Писания. Однако, чтобы быть справедливыми к высказываниям Священного Писания, мы должны размышлять по-другому. Почему?

Потому что Библия никогда не представляет человеческую душу полностью отделенной от своего тела. Из этого следует: мы как современные люди не должны думать иначе. То, что мы называем человеком, находится в нераздельной связи с телом, поэтому невозможно вообразить человеческое «Я» без тесной связи с телом. Необходимо без всякой предвзятости обратить наше внимание к библейским истинам. Что же говорится там? Об Иисусе Христе читаем: «Он воскрес». Об умерших также говорится: «Они будут воскрешены…» Слово «душа» на любом языке никогда не означало самостоятельную, отделенную, духовную часть человека… Библейское истолкование не знает никакой бестелесной души человека…» (стр.524-525).

Если же любое библейское толкование не обозначает бестелесной человеческой души, то почему же именно в этом вопросе существует такое множество заблуждений и чуждых Библии учений?

Виновником и инициатором этого обмана является сатана, которого Иисус Христос назвал лжецом и отцом лжи:

«Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийцей от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан.8:44).

Уже в раю сатана показал себя лжецом. Бог сказал первым людям:

«…ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:17).

Однако сатана сказал другое: «нет, не умрете» (Быт.3:4). Кто же был прав? Бог, Который сказал: «Ты должен будешь умереть» или сатана, утверждавший: «Вы не умрете»?

Библия утверждает, что смерть является прямым следствием греха:

«Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римл.5:12).

«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Быт.3:19).

Однако, это еще не конец. Во время пришествия Иисуса Христа все, принадлежащие к Божьей семье, будут воскрешены к новой вечной жизни.