6. И все же ад существует!

Существует немало христианских и общественных организаций, пренебрегающих христианским верованием и категорически отклоняющих существование ада.

В третьей главе этой книги мы приводили различные библейские тексты, свидетельствующие, что нечестивые однажды воскреснут, чтобы быть наказанными за свой образ жизни. Божье Слово определенно говорит о будущем суде и наказании нераскаявшихся.

«…Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса Христа…» (Рима.2:16).

«…Который нелицеприятно судит каждого по делам его…» (1Петр. 1:17).

«… а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2Петр.2:9).

«А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков»

(2Петр.З:7).

Действительно, наказание людей, упорствующих в своих грехах, будет чем-то ужасным:

«Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр. 10:26-27).

«Тот будет пить вино ярости Божьей, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере…» (Откр. 14:10).

По Своей справедливости Бог воздаст каждому соответственно тому, что он заслужил:

«То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет ? Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10:29,31).

«…примут тягчайшее осуждение» (Марк. 12:40).

«Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, не делал по воле его, бит будет много» (Луки 12:47).

Божественный верховный суд не минует людей, которые не пожелали знать о спасительном подвиге Иисуса Христа и упорствовали в своем нежелании раскаяться.

Для человека существуют два возможных пути: Иисус Христос определенно указывает на конец каждого:

«Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф. 7:13-14).

Узкий путь — жизнь, широкий путь — погибель; так будет звучать Божественный приговор. Греческое слово «apoleia», которое переведено как «погибель», означает уничтожение, разрушение, т.е. полная противоположность жизни. «Apoleia» может также означать — «потерянный» (ср. Иоан.17:12).

Апостол Павел объясняет:

«Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели» (Рима.9:22).

«Apoleia» обозначает здесь уничтожение. В Филип. 1:28 слово «спасение» противопоставлено слову «погибель». В Филип.3:19-20 «погибель» противопоставляется праву гражданства на Небесах. Человек, нарушающий Закон, является сыном погибели (2Фес.2:3).

Достойно внимания следующее высказывание:

«А желающие обогащаться, впадают в искушение и в сеть и

во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают

людей в бедствие и пагубу» (1Тим.6:9).

«Apoleia» приводится также и во 2 Петра 2:1,3; 3:7,16 и обозначает окончательное уничтожение, разрушение или гибель и крушение. В Откровении 17:8,11 также встречается слово «apoleia» и переводится как «погибель».

Другое греческое понятие «olethros aionos» касается той же мысли. Во 2Фес. 1:9 эти слова переводятся как «вечная погибель». Упомянутые места в Библии в точности созвучны с высказываниями Иисуса Христа о том, что только те будут жить, «которые верят в Него». (Ио-ан.3:15-16,36). Здесь следует обратить внимание на тот факт, что мы имеем жизнь не в самих себе, а лишь в Иисусе Христе и через Него. Без Божьего Сына жизни не существует. Кто с Богом не примирился посредством жертвы Иисуса Христа, — не может иметь никакой надежды на вечную жизнь; его участь — Божье осуждение (Иоан.5:29). Слово, которое говорит о будущем месте наказания безбожников и может быть переведено как «ад», на греческом обозначает «Gehenna». Оно встречается в Новом Завете 12 раз, а именно: в Матф.5:22,29-30; 10:28; 18:9; 23:15,33; Марк.9:43,45,47; Луки 12:5 и Иаков.3:6. «Gehenna» — это слово отождествляется с огненным судом. Оно имеет очень интересную историю, уводящую нас в Ветхий Завет. В древние времена небольшая долина на южной окраине города Иерусалима принадлежала сыновьям Еннома. Нечестивый царь Ахаз проводил в этой долине отвратительное и мерзское идолослужение. Об этом говорится:

«…и он не делал угодного в очах Господних… и даже сделал литые статуи Ваалов; и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь» (2Пар.28:1-3). Также нечестиво действовал и царь Манассия (2Пар.ЗЗ:6). Последующий царь Иосия, который был на стороне Бога, вел борьбу с языческими мерзостями. Он превратил сооруженные вокруг Иерусалима идольские алтари в кучи развалин (2Цар.23:5,10). После этого в долине Еннома на протяжении столетий сжигался мусор, нечистоты и отбросы. Здесь также предавались огню трупы преступников. Дым, который можно было видеть из Иерусалима, поднимался день и ночь к небу. Эта долина «Ge-hinnom» (Еннома) со временем получила название как место, где нечестивые посредством огня будут наказаны — «Gehenna» (геенна, ад) (см. Zeller, Библейский настольный словарь, стр.347).

Лежащая вне города Иерусалима долина Еннома стала символом будущего места наказания. Это приводит нас к пониманию того, что Библия подразумевает под этим огнем, который будет зажжен Богом по прошествии тысячи лет на этой земле для того, чтобы наказать нечестивых, которые будут воскрешены для суда.

Нечестивые, которые названы в Откровении «прочие», будут воскрешены через тысячу лет после Второго пришествия Иисуса Христа, чтобы получить заслуженное наказание:

«Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет…» (Откр.20:5).

«… но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» (Евр. 10: 27).

«И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это — смерть вторая» (Откр.20:14).

«Боязливых же и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев, и чародеев, и идолослужителей, и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это смерть вторая» (Откр.21:8).

Далее Писание открывает, что нечестивые в конце будут поглощены огнем:

«И ниспал огонь с неба от Бога и померил их» (Откр.20:9).

Это окончательное огненное наказание является тем судом, который Библия подразумевает под словом «Gehenna» (ад). Многие религии имеют различные представления об аде, однако они не имеют ничего общего с Божьим Словом. Беспочвенны и те учения, которые успокаивают, что вообще не существует никакого ада.

Вторая смерть, после которой больше не будет воскресения, спасенных не коснется:

«… побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр.2:11).

«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти…» (Откр.20:6).

В этой связи желательно затронуть вопрос о том, будет ли пылать огонь ада на протяжении всей вечности? Для объяснения действительного положения вещей нам необходимо понять библейское применение выражений «вечно», «вечность», «неугасимый» и т.п. В еврейском тексте Ветхого Завета для выражения слова «вечно» стоит слово «olam», а в греческом оригинальном Новом Завете «вечность» обозначается словом «aion» и как имя прилагательное — «aionios». Во всей Библии эти слова встречаются 541 раз. В различных словарях слово «aion» имеет целый ряд значений. «Aion» и «aionios» применяются как имя существительное и имя прилагательное для следующих определений времени: длительный период времени, доисторическое время, время глубокой древности (Де-ян. 15:18), ни разу, никогда, конец (например, мирового времени, времени жатвы), на протяжении жизни или поколения будущая или прошедшая эпоха, постоянно, продолжительное время. Вот некоторые примеры, при помощи которых можно понять употребление этого слова:

«Но если раб скажет: «Люблю господина моего, жену мою и детей моих; не пойду на волю», то пусть господин его приведет его пред богов, и поставит его к двери или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно» (Иск. 21:5-6).

Здесь «вечно», или «навсегда» обозначает: «пока он жив».

В Исх.29:9 читаем, что Аарон и его сыновья должны исполнять служение священников по уставу «на веки». И тем не менее служение жертвоприношений было упразднено посредством жертвы Иисуса Христа.

Информация о слове «вечно» имеется также во Втор.23:3:

«Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне вовеки».

Даже десятое поколение «вовеки» не должно входить в общество израильтян. В новой Библии в переводе Лютера очень метко передается суть этого стиха: «… также его потомки до десятого рода…»

Мать Самуила решила посвятить своего сына на служение Богу. Свое намерение она выразила словами:

«…когда младенец будет отнят от груди и подрастет, тогда я отведу его и он явится пред Господом и останется там навсегда» (1Цар. 1:22).

В переводе Лютера (изд. 1912 г.) это звучит так: «и останется там навеки». В 28-м стихе ясно выражено, что подразумевается под «навсегда» или «навеки»: «Поэтому я отдаю его Господу на всю его жизнь, потому что он выпрошен у Господа».

Когда Иона был проглочен огромной рыбой, то он молился во чреве этого животного:

«До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня…» (Ион.2:7).

Уже во второй части седьмого стиха Иона выражает ожидание, что «навек» не обозначает «навсегда»: «…но Ты, Господи, Боже мой, изведешь душу мою из ада».

В библейско-теологическом настольном словаре Остерло и Ен-гельланда объясняется:

«В греческом оригинале Нового Завета чаще всего употребляемое слово «вечность» обозначается «Aeon», что в большинстве случаев означает «все оставшееся время», но не бесконечную вечность. Для выражения бесконечности греческий язык имеет другие слова, которые в Новом Завете лишь попутно употребляются. Все, что обозначается словом «вечный», не всегда понимается как «бесконечный», а скорее — «пока существует мир» (Vanden-hoek, Gottingen, 1959, стр. 131,132).

«Во веки веков» (Откр. 14,11;20:10) обозначает просто длительный период времени. В Библии говорится, что придет такое время, когда Иисус Христос поразит сатану в голову (Быт.3:15). Соблазнителя и всех соблазненных ожидает одна участь — они погибнут навеки, то есть будут уничтожены и совершенно изглажены из памяти. С ними однажды произойдет так, как будто их никогда и не существовало.

В Откровении 20:14 «огненное озеро» четко определено как «вторая смерть». Этим подтверждается стих 9-й, согласно которому огонь с неба пожрет нечестивых.

В этой же взаимосвязи следует понимать Марка 9:44,46,48. Эти слова цитируются из книги пророка Исайи 66:24, где говорится: «Где червь их не умирает и огонь не угасает». Здесь они значат: пока имеется в наличии питание для червей и огня. С долиной Еннома

не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Исайя 65:17).

«Вечно» горящее пламя ада было бы постоянным напоминанием о «прежнем» мире, что не предусмотрено Божьим планом.

То, что было уничтожено вследствие падения первого Адама, будет восстановлено вторым Адамом — Иисусом Христом. Утраченное из-за греха Бог снова отдаст каждому, кто принял Иисуса Христа как своего Спасителя.

Первые две главы Библии описывают чудесное творение Божие до грехопадения. Две последние главы Библии изображают мир, когда даже следы греха будут уничтожены и Бог восстановит все точно так же, как было Им запланировано первоначально:

«И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет…»

«…и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое…» (Откр.21:1,4-5).

Движимый огромной любовью ко всем людям, Бог и сегодня продолжает обращаться к нам с поощряющим и ободряющим приглашением:

«И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр.22:17).