Крест

Вступление

На Голгофской горе умерло три человека: два из них были разбойниками.

Один умер в своих грехах; другой умер для своих грехов. На среднем Голгофском кресте был Христос. Он умер за грехи — наши грехи и всего мира. Его крест стоит на вершине человеческой истории, как самый великий кризис, коснувшийся человечества. Так решалась судьба всех людей. Жить или умереть, выжить или погибнуть,- вот исход креста Христова, стоявший пред каждым человеком.

Но и здесь, на Голгофе, происходило еще и многое другое. Там присутствовал и Люцифер, архивраг. Здесь была его последняя возможность — вызвать из уст Сына Божьего малейшую жалобу, проклятие, малейшую уступку. Все, что злые ангелы не могли сделать за 33 года,- они должны были преуспеть за эти последние моменты.

Их задача того дня была чрезвычайно великой и обнадеживающей. Успех или неудача ожидали их в эти часы мучений Спасителя.

Крест дал ответ на все эти вопросы. О Голгофе можно сказать как о Вифлееме: «Надежды и опасения всех лет встретились здесь, в эти предвечерние часы». Здесь встретилась милость и справедливость. Здесь кажущееся поражение было явной заключительной победой. Пролитие крови Сына Божьего принесло полное прощение грехов. Разочарованные ученики даже в тот мрачный час сомнений и тревог могли, «подобно утренним звездам и всем сынам Божиим»,- петь и восклицать от радости из-за победы на кресте! Попросим, пусть вся мудрость пророков, касающаяся креста, послужит для обращения грешников и утверждения святых!

Христос — спаситель от древних времен

Вопрос: В какой момент истории был обещан человеку Спаситель от греха?

Ответ: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15).

Вопрос: Первое обетование человеку, предвозвещавшее кризис креста, указывало на Люцифера, змея, жалящего Спасителя в пяту. Скажи нам, Моисей, какое драгоценное обетование выразил Иаков относительно пришествия Мессии?

Ответ: «Не отойдет скипетр от Иуды и Законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель и Ему покорность народов» (Быт. 49, 10).

Вопрос: Скажи нам, Исаия, какая исключительная причина побудила Бога на жертву Христа?

Ответ: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3, 16).

Вопрос: Павел, ты согласен?

Ответ: «Но Бог Свою любовь доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римл. 5, 8).

Вопрос: Что в действительности смерть Христа даровала человеку?

Ответ: «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор. 5, 19).

Вопрос: Что поэтому смерть Христа принесла для нас?

Ответ: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8, 9).

Вопрос: Можно ли было искупить человеческую семью каким-либо другим средством?

Ответ: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12).

Вопрос: Не скажешь ли, Павел, почему?

Ответ: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано» (Кол. 1, 16).

Воплощение Христа ради нашего спасения

Вопрос: Теперь ясно, только Творец мог искупить Свое творение. Лука, а каким образом стало возможным для Творца отдать Свою жизнь, как жертву?

Ответ: «Ангел сказал ей в

Ответ: Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1, 35).

Вопрос: Можем ли мы со всей достоверностью сказать, что Христос физически сроднился с человеческой семьей?

Ответ: «Посему Он должен был во всем уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр. 2, 17).

Вопрос: Будучи подобным нам,- Он сроднился с нами. Это верно. А что сказано о времени Его воплощения?

Ответ: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону» (Гал. 4, 4).

Вопрос: Это был наиболее мрачный час человеческой истории, ибо люди крайне пали в культурном отношении и духовно были мертвы. По словам Христа, какова цель Его первого пришествия?

Ответ: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоан. 10, 10).

Вопрос: Хорошо, Лука, но относится ли это высказывание к настоящему или грядущему миру?

Ответ: «Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для царствия Божьего и не получил бы гораздо более в сие время и в век будущий жизни вечной» (Лук. 18, 29-30).

Вопрос: Какова цель этого личного высказывания Христа?

Ответ: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лук. 19, 10).

Вопрос: Иоанн, Бог Отец согласен с этим?

Ответ: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него» (Иоан. 3, 17).

Вопрос: Как важно иметь веру в Спасителя?

Ответ: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан. 3, 36).

Голгофа — центр плана спасения

Вопрос: Марк, где распяли Христа Иисуса?

Ответ: «И привели Его на место Голгофу, что значит лобное место» (Марк. 15, 22).

Вопрос: Марк, расскажи подробнее, что там произошло?

Ответ: «И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его» (Марк. 15, 23-25).

Вопрос: Исаия, можешь ли ты что-нибудь добавить к этому?

Ответ: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих, как овца веден был Он на заклание и как агнец пред стригущими его безгласен, так Он не отверзал уст Своих… Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его» (Ис. 53, 7-9).

Вопрос: Исаия, почему Он умер?

Ответ: «За преступления народа Моего претерпел казнь» (Ис. 53, 8).

Вопрос: Петр, ты согласен с Исаией?

Ответ: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды; ранами Его мы исцелились» (1 Петр. 2, 24).

Вопрос: О, дорогой Иисус! Ты уплатил цену за наши грехи на кресте. Скажи нам, Петр, можем ли мы теперь избежать наказания за нарушения закона?

Ответ: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, был умерщвлен во плоти, но ожил Духом» (1 Петр. 3, 13).

Вопрос: Матфей, каким должен быть наш отзыв на такую безграничную любовь?

Ответ: «Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Матф. 22, 37).

Вопрос: Павел, каким безнадежным было наше состояние и как Христос изменил его?

Ответ: «Вы были в то время без Христа, отчуждены от общества израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.

А теперь во Христе Иисусе, вы, бывшие некогда далеко, стали близки кровию Христовой» (Ефес. 2, 12-13).

Плоды крестной смерти

Вопрос: Теперь обратим внимание на особые заслуги и плоды креста Христова. Иоанн, что Сам Иисус сказал об этом?

Ответ: «Дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3, 16).

Вопрос: Смерть Христа на Голгофе была моей второй смертью. Никто из нас не имеет нужды гореть в аду. Христос уже испытал такую участь вместо нас, находясь в руках жестоких людей и демонов. Иоанн, представь нам еще другое преимущество, как плод креста Христова.

Ответ: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1, 9).

Вопрос: Действительно, мы можем устранить все наши грехи и недостатки очищающей кровью, пролитой на Голгофе. Исаия, что ты можешь прибавить к этому?

Ответ: «Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый — путь свой и беззаконник — помыслы свои и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 56, 6-7).

Вопрос: Мы не только получаем очищение, но и прощение наших грехов.

Благодарение Богу! Павел, что еще совершает благодать, дарованная нам на кресте?

Ответ: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Титу 2, 11-12).

Вопрос: Так, Павел, ты прибавил к очищению и прощению силу жить праведной и святой жизнью. Лука, что еще совершила смерть Христа на Голгофе?

Ответ: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своею» (Деян. 20, 28).

Вопрос: Мы искуплены из рук врага кровью Христа: искуплены из рук тирана, похитившего нас в свой плен. Павел, представь нам свое важное замечание.

Ответ: «Которого Бог предназначил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Римл. 3, 25).

Вопрос: Итак, Его кровь является полным возмещением за наши грехи. Смерть Христа также свидетельствует о необходимости послушания закону Божьему. Ибо нарушенный закон требует жертвы. Скорее чем изменить Свой закон, Христос занял наше место и исполнил требования закона, которые в сущности — Его собственные требования. Итак, можем ли мы согласиться с важным заключением апостола Павла?

Ответ: «Чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровью креста Его, и земное и небесное» (Кол. 1, 20).

Вопрос: Моисей, когда язвы пали на Египет, каким образом избежали смерти все первенцы Израиля?

Ответ: «И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх. 12, 13).

Вопрос: Моисей, а какое животное заклалось, чтобы символизировать кровь избавления?

Ответ: «И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху» (Исх. 12, 21).

Вопрос: На Кого этот агнец указывал?

Ответ: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: «Вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1, 29).

Христос на кресте явил любовь ко всем

Вопрос: Большинство учеников убежало с места распятия Христа, но Иоанн оставался до конца. Какое внимание Христос, находясь на кресте, проявил к Своей земной матери и Иоанну?

Ответ: «Иисус, увидев матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Иоан. 19, 26-27).

Вопрос: Умирая на кресте, какую любовь и заботу проявил Христос кающемуся разбойнику?

Ответ: «И сказал Иисусу: Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: Истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в раю» (Лук. 23, 42-43).

Вопрос: Как умирающий Иисус относился к Своим врагам?

Ответ: «Иисус же говорил: Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лук. 23, 34).

Вопрос: Что случилось в девятом часу, три часа после полудня?

Ответ: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух мой.

И сие сказав, испустил дух» (Лук. 23, 46).

Вопрос: Как сама природа выразила свое сочувствие к страдающему Творцу?

Ответ: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого… и земля потряслась; и камни расселись» (Матф. 27, 45-51).

Вопрос: Они похоронили Господа в новом гробу Иосифа, где Он покоился до утра первого дня недели. Скажи нам, Матфей, что случилось тогда?

Ответ: «И вот, сделалось великое землетрясение; ибо ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был как молния, и одежда его бела как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо я знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Матф. 28, 2-6).

Заключение

Я весьма потрясен событиями, описанными в этой главе о кресте.

Самые разнообразные чувства одолевают меня, когда я пишу это заключение. Это радость и печаль, довольство и сожаление, надежда и страх, улыбка радости и слезы печали,- может ли все это поместиться одновременно в одном и том же сердце? Каким образом еще можно выразить радость покаяния? Голгофа — гора, где тысячи умилились сердцем; источник вдохновения для миллионов гимнов. Крест — символ нашего позора и колыбель нашей надежды и цели. Но не конца — начала. Да, начала новой жизни во Христе для всех нас сегодня…