Закон, который предвозвещал будущее

Вступление

Люди мало изучают церемониальный закон и еще меньше понимают.

И все же его значение в плане спасения нельзя отрицать. Жертвенная система указывала на Христа. Это было Евангелие Ветхого Завета. Оно изображало миссию Христа в нашем мире, символизировало Его страдания и первосвященническое служение. От жертвенных приношений времен Авеля до изысканных служений в храме Соломона — церемониальный закон всегда выполнял свою главную функцию: удовлетворял требования нарушенного закона Божьего — смерть грешника или его заместителя и служения благами этой жертвы. Церемониальный закон был своего рода обетованием о грядущем Спасителе, питая надежду народа Божия в период их длительного путешествия чрез историю человечества вплоть до Вифлиема и воплощения.

В данном случае мы обращаемся к пророкам, чтобы получить откровение благодати в Ветхом Завете. Близко познакомиться с церемониальным законом — означает изучить учение о спасении чрез благодать посредством веры в Господа нашего Иисуса Христа.

Различие между нравственным и церемониальным законом

Вопрос: Моисей, в книге закона, которую ты написал, согласно моему пониманию, есть закон, отличительный от десяти заповедей и который мы называем церемониальным.

Какими словами ты описываешь это различие?

Ответ: «Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа, Бога нашего, и она там будет свидетельством против тебя» (Втор. 31, 24-26).

Вопрос: Где ты положил десять заповедей?

Ответ: «И обратился, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтобы они там были, как повелел мне Господь» (Втор. 10, 5).

Вопрос: Моисей, Бог дал тебе повеление написать церемониальный закон, а кто же написал закон десяти заповедей?

Ответ: «И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исх. 31, 18).

Вопрос: Почему дополнительно к закону Божьему был дан церемониальный закон?

Ответ: «Для чего же закон? Он был дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан чрез ангелов, рукою посредника» (Гал. 3, 19).

Церемониальный закон указывал на первое пришествие и страдания

СПАСИТЕЛЯ

Вопрос: Итак, церемониальный закон был дан из-за нарушения Десятисловия. Интересно. Но скажи мне, какую миссию выполнял церемониальный закон?

Ответ: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3, 24).

Вопрос: В каком смысле церемониальный закон приводил людей ко Христу?

Ответ: «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-либо праздник, или новомесячие или субботу; это — есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол. 2, 16-17).

Вопрос: Таким образом, церемониальный закон указывал на Христа. Он символизировал Его. И не по этой ли причине церемониальный закон окончил свое действие, когда Христос умер на кресте? Можешь ли подтвердить это, Павел?

Ответ: «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол. 2, 14).

Вопрос: Поскольку церемониальный закон представлял Христа, весьма ясно, почему он прекратился у креста. Тень всегда указывает на какой-либо предмет или сущность. Но скажи мне, Павел, что ты имеешь в виду, когда говоришь: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие?» Рассуждаешь ли ты здесь о вкушении нечистой пищи?

Ответ: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас» (2 Кор. 6, 17).

Вопрос: Из твоих слов, Павел, вытекает, что ты все еще придерживался библейских ограничений в пище — «не прикасайтесь к нечистому». Но скажи нам, Лука, был ли в Новом Завете обычай воздерживаться от нечистой пищи? Каково значение удивительного признания апостола Петра?

Ответ: «Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого» (Деян. 10, 14).

Вопрос: Конечно, мы знаем, что животные в видении Петра представляли людей и что Бог пытался устранить предубеждение в сердце Петра именно в этом значении. Петр прежде всего понял, что весть ниспосланного видения относится к пище. Но Господь дал ему правильное понятие. (Деян. 10, 28). Что же из себя представляла пища, бывшая тенью на Христа? (Колос. 2, 14-16). Представляли ли жертвы, приносимые согласно церемониальному закону в различные праздники и обрядовые субботы, тень, указывающую на Христа?

Ответ: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними» (Евр. 10, 1).

Вопрос: Ты назвал эти жертвы тенью будущих благ. Это знакомое выражение. Эти жертвы за грех в действительности не обеспечивали прощения грехов, но указывали на Христа, смерть Которого могла сделать это. Таким образом, церемониальный закон в лице умирающей жертвы вел грешника ко Христу. Ты согласен?

Ответ: «И всякий священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога». (Евр. 10, 11-12).

Вопрос: Таким образом, земные жертвы указывали грешнику на одну великую жертву на Голгофе.

Сильна ли кровь Христа очистить от всякого греха?

Ответ: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». (1 Иоан. 1, 7).

Церемониальное служение указывало на небесное служение Христа

Вопрос: Почему кровь тельцов и козлов применялась в служении земного святилища?

Ответ: «Итак образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами» (Евр. 9, 23).

Вопрос: Чем было это символическое очищение?

Ответ: Образом истинного: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9, 24).

Вопрос: Павел, представь нам в сравнении действие церемониальных жертв и крови Христа.

Ответ: «Ибо, если кровь тельцов и козлов и пепел телицы чрез окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному» (Евр. 9, 13-14).

Вопрос: Поскольку эти церемониальные требования служили лишь одной цели — указать на заместительную жертву и первосвященническое служение Христа, что случилось с жертвами, когда Иисус умер?

Ответ: «Потом прибавил: «Вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе». (Евр. 10, 9).

Вопрос: Весьма ясно: «Второе» — есть исполнение «первого». Тень не имеет значения и важности, когда пред нами реальный предмет или сущность. Мы лишаемся благ живой реальности, пытаясь умалить значительность и важность установленного Богом ритуала. В таком случае, этот ритуал свидетельствует «против нас». Павел, ты согласен с этим?

Ответ: «Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол. 2, 14).

Вечеря господня и закон Божий

Вопрос: Когда люди допускают, чтобы «тень будущих благ» заставила их отвергнуть Того, на Кого эта тень указывала — тень или служение обрядов свидетельствуют «против нас». Павел, людям, жившим до креста, церемониальные служения храма указывали на крест и священническое служение Христа. Мы живем после Креста, после распятия. Какое служение установил наш Господь как напоминание, что Христос умер за наши грехи?

Ответ: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» (1 Кор. 11, 23-24).

Вопрос: Приносимые кровные жертвы указывали на пронзенное тело Христа, в то время как ломимый хлеб за столом Вечери Господней указывает на факт распятия. Оба эти символа предназначены укрепить нашу веру; первый — в грядущем явлении и миссии Христа; другой — в том же самом, но уже исполнившемся событии, относящемся теперь к первосвященническому служению Христа. Павел, я верю, что ты выразишь это более полно?

Ответ: «Также и чашу после Вечери, и сказал: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание». (1 Кор. 11, 25).

Вопрос: Также и применение вина в церемониальном ритуале указывало на пролитие крови на Голгофе.

Оно сходно со значением чаши при Вечере Господней, указывая на уже совершившийся факт пролития крови Господней. Это вполне ясно. Посему в обоих случаях заключается проблема веры. Бог знал, что без детоводителя люди могут забыть, посему Он установил церемониальный закон, чтобы сохранить живую веру среди Своего народа в грядущее событие. А как обстоит дело с десятью заповедями? Иаков, можем ли мы не почитать хотя бы одну из них?

Ответ: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем». (Иак. 2, 10).

Вопрос: Но некоторые считают ограничения этого закона бременем. Иаков, правы ли они в этом?

Ответ: «Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» (Иак. 1, 25).

Вопрос: Итак, десять заповедей, вопреки мнению некоторых — закон свободы. Матфей, что Иисус сказал об этом?

Ответ: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня; ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Матф. 11, 28-29).

Заключение

Ответ на проблему послушания находится во Христе.

Предоставим Ему первое место в нашем сердце, и Он даст полноту благословений и радость в процессе опыта послушания. Когда мы ежедневно будем приходить к Нему с детским доверием — Он наполнит наши сердца Своей лювовью и Его закон станет для нас целебной мазью для глаз и как путь жизни для дитяти Божьего…