Закон Божий

Вступление

В Библии представлено по крайней мере пять различных законов:

1. Десять заповедей (Десятисловие).

2. Церемониальный закон.

3. Гражданский закон.

4. Законы здоровья.

5. Законы природы.

В дополнение к этому слово «закон» в библейском применении часто означает или первых пять книг Библии или волю Божью, как она открыта в Ветхом Завете.

Несомненно, гражданский закон, представленный в Св. Писании, прекратил свои функции, когда Израиль как нация не выполнил своего назначения и пришел к своему концу. Мы знаем, что законы природы все еще действуют во вселенной и на нашей планете. В последующей дискуссии мы коснемся законов здоровья, как они открыты в Библии, и нашего отношения к ним.

В этой и следующих главах мы будем беседовать о моральном и церемониальном законах. Эти два закона — родственны, однако это два разных закона.

Обязателен ли закон Божий для христиан? Или, как некоторые учат, весь закон потерял свою силу? За ответом мы снова обратимся к пророкам и не будем разочарованы.

Закон Божий — великий наставник

Вопрос: Моисей, были ли в Ветхом Завете люди, которые спасались через соблюдение закона?

Ответ: «Ной же обрел благодать пред очами Господа». (Быт. 6, 8).

Вопрос: Павел, Моисей ответил нам примером Ноя. Не можешь ли ты более подробно осветить этот вопрос?

Ответ: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке». (Титу 2, 11-12).

Вопрос: Итак, люди во все времена спасались незаслуженной милостью Христа.

Какова же тогда задача и назначение морального или церемониального закона в истории человечества?

Ответ: «Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по прошествии же веры мы уже не под руководством детоводителя» (Гал. 3, 24-25).

Вопрос: Бог был учителем Своего народа, и на протяжении всех веков закон и пророки были его наставниками. Лука, можешь ли ты подтвердить это?

Ответ: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Луки 16, 16).

Вопрос: Матфей, означает ли это, что десять заповедей пришли к своему концу при пришествии Иоанна? Что сказал об этом Иисус?

Ответ: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота, или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф. 5, 17-18).

Вопрос: Это ясно. Но означает ли это, что мы должны соблюдать все десять заповедей пока небо находится над землей?

Ответ: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Матф. 5, 19).

Вопрос: Разве и при втором пришествии Христа не будут отменены десять заповедей?

Ответ: «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Луки 16, 17).

Закон Божий — детоводитель ко Христу

Вопрос: Теперь мы знаем, что до согрешения Адама люди имели преимущество общаться с Богом лицом к лицу, но впоследствии они общались преимущественно через закон и пророков. Как долго это должно продолжаться?

Ответ: «Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по прошествии же веры мы уже не под руководством детоводителя» (Гал. 3, 24-25).

Вопрос: В таком случае, закон, который дал Бог, служил в качестве детоводителя в период от событий на горе Синай и до пришествия Христа. Но с пришествием Христа личное общение на краткое время восстановилось, и Христос восполнил функцию закона — как личного толкователя. Славная мысль! Но правильно ли это, Матфей?

Ответ: «Когда Он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте» (Матф. 17, 5).

Вопрос: Понятно, что закон (писание Моисея) и пророки должны были передать великому Учителю свою главную функцию — наставников, что они и сделали. Но каким заявлением иудеи ясно выразили, что они не признали этого славного факта — божественного Учителя среди них и Его значения?

Ответ: «Они же укорили Его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики; мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же не знаем, откуда Он» (Иоан. 9, 28-29).

Вопрос: «Сего не знаем, откуда Он». Иудеи рассматривали Христа, как обычного человека, подобного другим людям. Но в этом смысле они ошибались все снова и снова. Скажи нам, Матфей, присутствие Живого Детоводителя освобождало ли человека от соблюдения десяти заповедей?

Ответ: «Вы слышали, что сказано древним: «Не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Матф. 5, 21-22).

Вопрос: Это, наоборот, увеличивало силу закона, ибо он достигал сердца. Какую заповедь, как пример ее возвеличения, привел Иисус далее?

Ответ: «Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф. 5, 27-28).

Закон Божий — определитель греха. Христос — освободитель от греха

Вопрос: Все это возвеличивает закон и открывает новые глубины познания и интереса. Новый Детоводитель, в сущности, был Учителем человека еще в Едеме. Он дал закон и наставления, которые передавал через пророков во все времена. Он весьма расширил и возвеличил Свой закон через эти два заявления. Павел, кроме функции наставника, которую Христос естественно взял на Себя, какую другую функцию или назначение совершает закон сегодня и всегда?

Ответ: «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак; но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай» (Римл. 7, 7).

Вопрос: Закон определяет грех и таким образом показывает нам нужду во Христе. Хороший ответ. Но каким образом это происходит?

Ответ: «Итак неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди» (Римл. 7, 13).

Вопрос: Итак, закон становится данным от Бога обвинителем чрезвычайной пагубности греха. Закон восполняет эту жизненно важную нужду. Но неужели нет избавления от вины греха, представленной законом?

Ответ: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божьего, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 20).

Вопрос: Таким образом, закон более не осуждает меня, ибо я обратился ко Христу, Который простил мои грехи, изменил мое сердце и дух и привел мою жизнь в согласие с моральным законом Божиим. Павел, что еще ты желаешь сказать по этому вопросу?

Ответ: «Так и вы, братья мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу» (Римл. 7, 4).

Вопрос: «По твоим словам, Павел, когда ты говоришь «быть свободным от закона» — ты имеешь в виду быть свободным от его осуждения?

Ответ: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу». (Римл. 8, 1).

Вопрос: Итак, при новом опыте изменяется не закон, но человек! Указанный законом грех — необходимо устранить. Грешник должен умереть со Христом. Он должен обратиться! Это освободит его от закона осуждения и введет в солнечное сияние божественной благосклонности. Но скажи нам, Павел, какой должна быть позиция новообращенного к закону Божьему?

Ответ: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем» (Римл. 7, 22).

Отношение закона Божьего к вере, благодати, любви и обетованиям

Вопрос: Павел, каким образом закон Божий становится частью ежедневной жизни?

Ответ: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу». (Римл. 8, 3-4).

Вопрос: Затем скажи нам, Павел, будет ли рожденный свыше христианин послушным закону Божьему?

Ответ: «Потому не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Римл. 2, 13).

Вопрос: Но, Павел, некоторые полагают, что вера во Христа заместила послушание закону Божьему, верно ли это?

Ответ: «Итак мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Римл. 3, 31).

Вопрос: Другие же считают, что благодать освободила их от послушания десяти заповедям. Павел, ты поддерживаешь такое учение?

Ответ: «Что же скажем? Оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? (Римл. 6, 1-2).

Вопрос: Но в Библии сказано, что любовь есть исполнение закона. Что это означает, Иоанн? Какое объяснение такого состояния дал Сам Иисус?

Ответ: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан. 14, 15).

Вопрос: Это ясно. В христианине любовь ко Христу производит послушание закону Божьему. Послушание — не принужденное, но естественное действие любви. Любящие Бога — послушны Ему. Чудесно! Но это также истинно и относительно веры? Иаков, не ответишь ли нам?

Ответ: «Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела; покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един; хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? (Иак. 2, 18-20).

Вопрос: Важный фактор! Послушание — проявление веры. Оно естественно проистекает из доверия. Посему послушание — выражение доверия к Богу, созидаемого в нас посредством Его освящающей силы. Оно требуется не как состояние спасения, но как доказательство, что личность находится в состоянии спасения. Свое послушание христианин проявляет не потому, что он должен, хотя он и в самом деле должен, но потому, что он любит своего Господа и своих ближних как самого себя. Благодарение Богу за такую чудесную истину! Но, Павел, некоторые верят, что послушание закону настраивает человека против обетований Божьих. Правильно ли это?

Ответ: «Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо, если бы был дан закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона». (Гал. 3, 21).

План Божий один во все века — послушание на основании любви и веры

Вопрос: Скажи нам, Моисей, это особенное понятие о послушании на основе любви присуще только Новому Завету?

Ответ: «Слушай, Израиль: Господь Бог наш, Господь один есть.

И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими» (Втор. 6, 4-5).

Вопрос: Итак, послушание даже в Ветхом Завете исходило из любви к Богу.

А как относительно любви к ближним? Что ты скажешь, Моисей? Это уже, несомненно, новозаветное откровение.

Ответ: «Люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь» (Лев. 19, 18).

Вопрос: В таком случае — Бог неизменный. Во все века небо принимало послушание, если оно истекало из любящего отношения к Богу. А как насчет веры? Видимо, это исключительно новозаветное учение? Что ты скажешь, пророк Аввакум?

Ответ: «Праведный своею верою жив будет» (Аввак. 2, 4).

Вопрос: Великолепно! Тогда истина ясна. Бог даровал Своему народу от самого начала евангельское понятие. Но евреи извратили Евангелие чрез свое неправильное применение закона. Посему Павел выступал против извращения закона Божьего, но не против самого закона. Скажи нам, Давид, каким образом оправдывался человек в твое время?

Ответ: «Окропи меня иссопом и буду чист; омой меня и буду белее снега… Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Псал. 50, 9-14).

Заключение

Нет более ясного высказывания о благодати Божьей.

Поэтому надо заключить, что план Божий спасения людей был одинаковым во все века.

Из этой дискуссии становится ясным, что сегодня многие недоразумения происходят от неправильного понимания взаимоотношений христиан со святым законом Божиим. Нам необходимо уразуметь сложность проблемы, с которой в свое время столкнулся апостол Павел. Иудеи верили, что они оправдываются законом Божиим. Павел противопоставил этому понятию истину, что мы оправдываемся верою во Христа.

Иудеи верили, что чрез послушание закону они приобретают особое достоинство пред Богом. Павел отрицал это. Он смело утверждал, что достоинство пред Богом достигается благодаря Христу и воспринимается верующим, как действие благодати, свободного дара Божия. А послушание закону является естественным откликом верующего, исполненного верой и любовью к Богу. Удивительная благодать! Безграничная любовь! Закон десяти заповедей и пророки выполняли свою роль на протяжении всех столетий, начиная от грехопадения человека и до первого пришествия Христа, как видимые Божьи средства наставления. И как таковые они были детоводителями, ведшими нас ко Христу. Христос, будучи на земле, взял на Себя их функцию и ясно представил их значение и ценность. Когда Он вознесся к Богу — функцию Наставника взял на Себя Святой Дух, побуждая принимать требования закона и пророков чрез совесть людей. Такой план будет простираться до окончания века. Церемониальный закон достиг только времени распятия символизируя, служение Христа для спасения погибающего человечества. Через церемониальную систему людям было возвещено, что Христос должен сделать, чтобы спасти их и таким образом привлечь их ко Христу. Такое служение было символическим по природе и, следовательно, временным и преходящим. Но это ни в коем случае не относится к десяти заповедям.