Капитал и труд

Вступление

Напряженность между работодателями и рабочими непрерывно увеличивается.

В первые времена управляющие формулировали и приводили в исполнение весь курс дел. Деловые отношения не регулировались никакими правилами. За низкую плату нанимали детей, которые выполняли работу взрослых, и, вообще, все люди были вынуждены трудиться за низкую плату или умирать от голода. Спустя некоторое время вопросами труда занялось правительство, и человеческий труд получил некоторую правовую защиту. Затем рабочие начали организовываться в союзы. Вначале это была сцена вражды и насилия. Когда рабочие встречали сопротивление, они отвечали на огонь огнем. Безобразные повествования отмечают эту часть нашей истории, повествования, которые как работодатели, так и рабочие предпочитают забыть.

Сегодня работодатели и рабочие встречаются лицом к лицу как равные за столом переговоров. Что Библия говорит им обоим? Непримиримость с одной стороны или обеих может уничтожить нацию и подвергнет опасности мир. Каждая жизненно важная функция, столь необходимая для человеческой жизни, покоится на хрупком балансе отношений между капиталом и трудом. Слово Божие проливает яркий свет на этот вопрос. Ниже следует «интервью» с пророками на тему отношений капитала с трудом.

Труд — Божье благословенное установление

Вопрос: Моисей, есть ли подчеркивание со стороны Бога от самого начала, что человек должен трудиться своими руками?

Ответ: «И взял Господь Бог человека и посадил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15).

Вопрос: Как повлиял грех человека на вопрос труда?

Ответ: «Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3, 17-19).

Вопрос: Благодарю тебя, Моисей.

Соломон, ты известен своей мудростью. Что ты скажешь о достоинстве труда?

Ответ: «Труды праведного — к жизни; успех нечестивого — ко греху» (Прит. 10, 16).

Вопрос: Есть ли непосредственная польза от прилежного труда?

Ответ: «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает.

Собирающий во время лета — сын разумный, спящий во время жатвы — сын беспутный». (Прит. 10, 4-5).

Вопрос: Павел, что ты скажешь о человеке, который не заботится о своей семье?

Ответ: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного». (1 Тим. 5, 8).

Вопрос: Какую позицию необходимо занимать в приводящих к насилию спорах относительно денег?

Ответ: «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. Великое приобретение — быть благочестивым и довольным». (1 Тим. 6, 5-6).

Наставления работодателям и богатым

Вопрос: Павел, правильно ли, когда богатый притесняет рабочего без всякого ограничения?

Ответ: «Ибо Писание говорит: «Не заграждай рта у вола молотящего», и «трудящийся достоин награды своей». (1 Тим. 5, 18).

Вопрос: Иаков, каково отношение Бога к богатому, который удерживает надлежащую плату?

Ответ: «Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак. 5, 4).

Вопрос: Какое проклятие произнесено над богатыми, не исправившими своего курса поведения?

Ответ: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.

Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь; вы собрали себе сокровище на последние дни» (Иак. 5, 1-3).

Не деньги, а любовь к деньгам является грехом

Вопрос: Соломон, а разве быть богатым — грех?

Ответ: «Потому что под сенью ее то же, что под сению серебра; но превосходство знания в том, что мудрость дает жизнь владеющему ею». (Еккл. 7, 12).

Вопрос: Павел, разве грех иметь деньги?

Ответ: «Ибо корень всех зол сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6, 10).

Вопрос: Теперь понятно, иметь деньги — не грех. Но любовь к деньгам — грех. Иисус, насколько опасно быть богатым?

Ответ: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит Слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слов,о и оно бывает бесплодно» (Мат. 13, 22).

Вопрос: Соломон, можно ли быть богатым и духовно благословенным?

Ответ: «Благословение Господне — оно обогащает и печали с собой не приносит» (Прит. 10, 22).

Вопрос: Моисей, что всегда нужно помнить богатым?

Ответ: «Чтобы помнил Господа Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который с клятвою утвердил отцам твоим» (Втор. 8, 18).

Заключение

Из этого интервью становится ясным, что регулируемые небом отношения между работодателями и рабочими принесут взаимную выгоду и процветание.

И наоборот, если одна или две стороны стараются извлечь личную одностороннюю выгоду,- это принесет только несчастье, как лично, так и для всего общества в целом. Всеми нашими взаимоотношениями должна управлять воля Божия или человеческая слепота и безрассудство уничтожат нас.