Мертвые — действительно мертвые

Вступление

Тема, касающаяся смерти, интересовала человека со дня смерти Авеля, которого убил его брат Каин. Природа человека долгое время изображалась кистью художников, воспевалась в стихах поэтов и описывалась плодотворным пером философов и мудрецов. Всемирные религии основаны на понятии о естественном бессмертии. Это, в свою очередь, составляет главное основание спиритизма. Однако другие, провозглашающие смертность человека, ссылаются на мрачную могилу, как его конечную судьбу: «Ешь и пей и веселись, ибо завтра умрем»,- воспевают они.

Аттила, вождь гуннов, завещал похоронить себя в трех гробах — золотом, серебряном и железном. Он заповедал отвести русло реки, скрыть гроб в могиле, углубившись в русло реки, и затем возвратить течение вод этой реки по его естественному руслу,- в напрасной надежде на вечное одиночество.

Но что говорит о смерти Священное Писание? Бог, Который создал человека, несомненно знает о его состоянии в смерти. Является ли человек смертным или бессмертным? Является ли могила концом всего или началом? Является ли смерть освобождением или заключением в тюрьму? За ответами на эти вопросы мы обратимся к пророкам.

«Возмездие за грех — смерть»

Вопрос: Какой отеческий совет, подчеркивающий вечную жизнь человека, дал Бог Адаму?

Ответ: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2, 16-17).

Вопрос: Моисей, какое доказательство мы имеем, что Ева имела полное представление о Божьей заповеди?

Ответ: «И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть. Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3, 2-3).

Вопрос: Весьма ясно: Бог желал, чтобы человек жил вечно — на условии послушного служения Богу. Непослушание должно было принести смерть, о которой они были предостережены. Моисей, что могло побудить мужчину или женщинув кусить запретный плод? Моисей, что предложил сатана?

Ответ: «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 5).

Вопрос: Итак, Ева стала с подозрением относиться к Богу.

Она поняла, что Он скрывает от нее нечто хорошее. Она усомнилась в Божьей доброте. Из-за этого она согрешила. Адам также усомнился в Боге. Он не мог понять, что Бог в состоянии дать ему вторую Еву. Он также согрешил. Павел, что было естественным последствием согрешения?

Ответ: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Римл. 5, 12).

Вопрос: А какова судьба тех, которые не согрешили подобно Адаму?

Ответ: «Однакоже смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего» (Римл. 5, 14).

Вопрос: Павел, я полагаю, что здесь весьма уместно сказать о благодати Божьей.

Ответ: «Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешниками, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Римл. 5, 19).

Вопрос: Павел, кто же это, Дарующий нам столь свободно Свою Благодать?

Ответ: «Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Римл. 5, 17).

Вопрос: Павел, еще один вопрос к тебе: «Нарушили ли закон Божий Адам и Ева, когда согрешили?» @B1 =

Ответ: «Ибо закон производит гнев, потому что, где нет закона, нет и преступления» (Римл. 4, 15).

Вопрос: Иоанн, ты согласен с Павлом? Вопрос: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Иоан. 3, 4).

Человек смертен

Вопрос: Теперь, когда мы исследуем причину смерти, обратим внимание на природу человека.

Моисей, опиши нам, пожалуйста, как Бог создал человека.

Ответ: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7).

Вопрос: Весь человек является душой. Он не имеет душу, но он весь — душа. В созданного человека был введен единственный элемент — дыхание жизни. Это ясно, Моисей. Давид, когда человек умирает, что оставляет его?

Ответ: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою, в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145, 4).

Вопрос: Моисей, это дыхание иногда называют словом «дух», равнозначно ли это?

Ответ: «Доколе еще дыхание мое во мне, и дух Божий в ноздрях его» (Иов. 27, 3). Книгу Иова писал Моисей.

Вопрос: Очень ясно сказано — когда умирает человек, тело оставляет лишь дыхание. Куда направляется тело человека при смерти святого или грешника?

Ответ: «Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвращается в прах» (Еккл. 3, 20).

Вопрос: Соломон, какое существенное различие между живыми и мертвыми?

Ответ: «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли; и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9, 5-6).

Вопрос: Некоторые говорят, что мертвые имеют преимущество над живыми, находясь в каком-то отдаленном месте покоя. Верно ли это?

Ответ: «Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву» (Еккл. 9, 4).

Вопрос: Моисей, что сказал Елифаз Феманитянин о природе человека?

Ответ: «Может ли смертный человек быть праведнее Бога? Может ли человек быть более чистым, чем Его Создатель?» (Иова 4, 17 — англ. пер. стиха).

Библейское представление о душе

Вопрос: Итак, человек смертен, подвержен смерти. Он не имеет бессмертной души. Ты согласен с этим, Павел?

Ответ: «Которое в свое время откроет блаженный и единственный сильный Царь царствующих и Господь господствующих, Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная!» (1 Тим. 6, 15-16).

Вопрос: Идея, что человек имеет бессмертную душу, заимствована от языческого философа Платона. Но не Платон положил начало этой идее. Моисей, кто был творцом идеи о бессмертной душе?

Ответ: «И сказал змей жене: нет, не умрете» (Быт. 3, 4).

Вопрос: Итак, согласно утверждению диавола, мертвые в самом деле не мертвы. Иезекииль, что Бог сказал об этом?

Ответ: «Ибо вот, все души — Мои; как душа отца, так и душа сына — Мои; душа согрешающая, та умрет» (Иезек. 18, 4).

Вопрос: Итак, душа умирает, когда умирает человек. Это важный факт. Павел, как многие души согрешили?

Ответ: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Римл. 3, 23).

Вопрос: Иоанн, слово «душа» относится только к человеческим существам?

Ответ: «Второй ангел вылил чашу свою в море; и сделалась кровь как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море» (Откр. 16, 3).

Вопрос: Оказывается, даже морские животные имеют «души». Это ясно. Пророк Соломон, имеют ли люди какое-либо превосходство над животными при смерти?

Ответ: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества пред скотом; потому что все — суета! Все идет в одно место; все произошло из праха, и все возвращается в прах» (Еккл. 3, 18-20).

Вопрос: Моисей, насколько мертвые являются вполне мертвыми?

Ответ: «Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет» (Иова 7, 9).

Вопрос: Ты говоришь, Моисей, что умерший не имеет силы выйти из преисподней. Но, возможно, некоторая часть мертвого возвращается в родной дом?

Ответ: «Не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его» (Иова 7, 10).

Вопрос: При смерти, куда направляются как праведные, так и нечестивые?

Ответ: «Всему и всем — одно; одна участь праведнику и нечестивому… они отходят к умершим» (Еккл. 9, 2-3).

Бесовские духи под видом умерших

Вопрос: Иоанн, а кто же это, являющийся под видом умерших после смерти?

Ответ: «Это — бесовские духи, творящие знамения, они выходят к царям всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя» (Откр. 16, 14).

Вопрос: Духи бесовские! Посему они являются преступниками. Павел, а не могут ли они изменить свой вид настолько, чтобы выглядеть подобно отошедшим в могилу родственникам и говорить подобно им? Могут ли они подражать праведным?

Ответ: «И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света» (2 Кор. 11, 14).

Вопрос: Если эти духи могут подражать добрым ангелам, тогда им легко подражать нам. Павел, ты согласен?

Ответ: «А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11, 15).

Вопрос: Но, Иоанн, с какой целью они делают это?

Ответ: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 9).

Вопрос: Они желают обольстить мир.

Это ясно. И сам диавол, отец лжи, разве не желает этого, как ты думаешь, Иоанн?

Ответ: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан. 8, 44).

Вопрос: Диавол был первым ложным проповедником о бессмертии мертвых, а именно, что некоторая бессмертная часть человека живет после смерти. Олицетворяя мертвых, он надеется увековечить свою ложь. И, к большому сожалению, он имеет слишком много последователей. Павел, поскольку человек смертен, подвержен смерти, каким образом мы можем искать бессмертия?

Ответ: «Тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия — жизнь вечную» (Римл. 2, 7).

Каким образом и когда мы достигнем бессмертия?

Вопрос: Мы должны стремиться и искать бессмертия, пока живы. Почему, Соломон?

Ответ: «Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9, 10).

Вопрос: Хорошо! Мы становимся достойными бессмертия по эту сторону могилы, будучи послушными Евангелию. Затем мы должны надеяться, что таковое свершится после воскресения праведных. Как говорит об этом Иов?

Ответ: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить? Во все дни определенного мне времени я ожидал бы, пока придет мне смена» (Иова 14, 14).

Вопрос: Моисей, как Иов описывает смерть?

Ответ: «Как цветок он выходит и опадает: убегает, как тень, и не останавливается» (Иова 14, 2).

Вопрос: Диавол говорит, что при смерти часть человека продолжает жить. Бог говорит, что жизнь человека прекращается. Выбор за вами. Лука, как Иисус описывает смерть?

Ответ: «Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит» (Лук. 8:52).

Вопрос: Иисус повторил это определение о смерти у могилы Лазаря. Во сне человек не имеет никакого сознания. Посему он несознателен и в смерти и будет оставаться таким вплоть до времени воскресения. Что говорит об этом Иов?

Ответ: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога» (Иова 19, 25-26).

Вопрос: Иов сказал: (9.7), что умершие не могут выйти из могилы или преисподней, т. е. своей собственной силой.

Иов, по чьему зову воскреснут мертвые?

Ответ: «Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ; и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих» (Иов. 14, 15).

Вопрос: Иоанн, кто вызовет мертвых из могил? Как говорит об этом Сам Иисус?

Ответ: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божьего, и услышавши оживут» (Иоан. 5, 25).

Вопрос: Иоанн, мы знаем, что все мертвые, несомненно, воскреснут, но фраза: «те, которые услышат, оживут» (англ.

пер. стиха), подчеркивает, что не все будут вызваны в одно и то же время. Правильно ли это, Павел?

Ответ: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» (1 Фес. 4, 16).

Вопрос: Посему христиане насладятся преимуществом выйти из могилы первыми. Павел, как изменится их естество в то время?

Ответ: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление» (1 Кор. 15, 53).

Вопрос: Павел, не можешь ли ты описать это изменение более подробно?

Ответ: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которую Он действует и покоряет себе все» (Фил. 3, 20-21).

Вопрос: Какому Образцу тогда мы будем подобны?

Ответ: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3, 2).

Какая судьба ожидает нас?

Вопрос: Благодарю тебя, Иоанн. Именно в это время мы получим бессмертие. Мы не имеем его теперь. Павел, как много людей должны пройти через опыт смерти?

Ответ: «И как человеку положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9, 27).

Вопрос: Павел, есть ли из этого числа какое-либо исключение?

Ответ: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся» (1 Кор. 15:51).

Вопрос: Кто же будет в числе тех, кто избежит смерти?

Ответ: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божьей, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4, 16-17).

Вопрос: Живые праведники будут изменены и восхищены на небо, не вкусив смерти. Ясно.

Иоанн, какое преимущество воскресших в первом воскресении?

Ответ: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом; над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (Откр. 20, 6).

Вопрос: Чудесно! А что будет с умершими нечестивыми? Как много времени пройдет после воскресения праведных до воскресения нечестивых?

Ответ: Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение» (Откр. 20, 5).

Вопрос: Благодарю тебя, Иоанн. Между первым и вторым воскресением будет период в тысячу лет. Павел, что есть последний враг, который будет уничтожен?

Ответ: «Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор. 15:26).

Заключение

Благодарю вас, дорогие пророки.

Смерть некоторые называют другом, вводящим нас в личное присутствие Господа. Теперь мы знаем о смерти лучше. Смерть является врагом. Смерть — прекращение жизни.

Она подобна сну, бессознательному состоянию. Смерть — возмездие за грех, она — не дар Божий.

Хотя нам неприятно встречаться со смертью, Евангелие Иисуса Христа дает нам способность умереть в мире. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс. 22, 4). Прибавьте к этому славную надежду на вечную жизнь после воскресения, и вы будете иметь надежду, которая сделает мысль о смерти терпимой и сносной. «Утешайте друг друга сими словами» (1 Фес. 4, 18) — говорит апостол.

Молитва автора этой книги, чтобы эти слова утешили и вас.