Может ли человек быть совершенным?

Вступление

Бог изложил план спасения в таких терминах, которые может воспринять верой наиболее простой и смиренный человек.

Но простота Евангелия много страдает от теологических споров и скрупулезных анализов. Пред честным искателем истины предстают неясные, завуалированные размышления теологов и простые заявления Христа и пророков, в которых они должны найти свет и жизнь. К ним мы и обратимся в этой дискуссии за мудростью веков, ибо они говорят к нашему времени столь реально, как будто они живут в наше время.

Мы спасены незаслуженной милостью чрез Христа на кресте

Вопрос: Матфей, я верю, что ангел имеет для нас личное заявление, не так ли?

Ответ: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф. 1, 21).

Вопрос: Лука, кто был этот ангел?

Ответ: «В шестый же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет» (Луки 1, 26).

Вопрос: Какими словами обратился Гавриил к деве Марии?

Ответ: «Ангел, вошед к ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами» (Луки 1, 28).

Вопрос: Лука, скажи, Кем в сущности было дитя, рожденное Марией?

Ответ: «Ангел сказал ей в

Ответ: Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1, 35).

Вопрос: Как ангел описал рождение нашего Спасителя?

Ответ: «И сказал им ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лук. 2, 10).

Вопрос: Почему рождение Иисуса является таким важным для всех людей?

Ответ: «Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Луки 2, 11).

Вопрос: Павел, каким образом Христос спас людей?

Ответ: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (Ефес. 2, 8).

Вера достигает совершенства чрез дела

Вопрос: Итак, мы спасены незаслуженной милостью и любовью Божией к нам. Хорошо! Но только чрез данную Богом веру. Павел, все ли люди имеют некоторую долю веры?

Ответ: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Римл. 12, 3).

Вопрос: Посему мы спасаемся от греха чрез проявление веры, которую Бог дал нам во Христе. Правильно ли это?

Ответ: «Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16, 31).

Вопрос: Иоанн, какими словами Иисус подтвердил это?

Ответ: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3, 16).

Вопрос: Что Христос сказал затем?

Ответ: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоан. 3, 17).

Вопрос: Иоанн, что только осудит мир?

Ответ: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Иоан. 3, 19).

Вопрос: Предположим, я являюсь верующим человеком, но не принял Христа как личного Спасителя,- могу ли я спастись?

Ответ: «Однако же, узнавши, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа; а не делами закона, ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2, 16).

Вопрос: Ясно, что только делами без веры мы не можем спастись. Но скажи нам, Иаков, может ли спасти нас одна вера без дел?

Ответ: «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2, 17).

Вопрос: Скажи Иаков, а какая вера является действенной?

Ответ: «Но скажет кто-нибудь, ты имеешь веру, а я имею дела; покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2, 18).

Вопрос: Таким образом, послушание вытекает из живой веры.

Оно является проявлением природы веры. Если вера живая — она действует. Можем ли мы в таком случае заключить, что спасение совершается лишь живой верой во Христа? И как она действует? Иаков, можешь ли ответить нам?

Ответ: «Ты веруешь, что Бог Един; хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?.. Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства?» (Иак. 2, 19-22).

Значение благодати и закона в достижении совершенства

Вопрос: Что можно сказать о природе благодати? Мы знаем, что благодать дана человеку, но что она может сделать для каждого человека лично? Павел, можешь ли ты помочь нам в этом вопросе?

Ответ: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (2 Титу 11-12).

Вопрос: В таком случае, Павел, можешь ли ты сказать, что благодать помогает верующему исполнять закон? Ибо именно закон определяет умеренность, праведность и благочестие.

Ответ: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Римл. 8, 3-4).

Вопрос: Закон осуждает греховные плотские дела, но когда чрез веру во Христа мы становимся новым творением, закон более не осуждает нас, ибо наша жизнь посредством благодати чрез веру приходит в полное согласие с законом Божьим. Это действительно так. Какова же природа Божьей любви? Как она влияет на человека?

Ответ: «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли» (2 Кор. 5, 14).

Вопрос: Что именно любовь Божия совершает в нас? Павел, не можешь ли ты ответить?

Ответ: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римл. 12, 2).

Вопрос: Итак, любовь Божия ежедневно преобразует жизнь и обновляет ум.

Что при этом требуется со стороны любящих Бога? Иоанн, что Иисус сказал об этом?

Ответ: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоан. 14, 15).

Вопрос: Таким образом — исполнение закона.

Благодарю тебя, Иоанн. Ап. Павел, не скажешь ли ты — будут ли люди, «спасенные чрез послушание»?

Ответ: «И совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5, 9).

Вопрос: Скажи, Павел, будут ли оправданы люди, исполняющие требования закона?

Ответ: «Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Римл. 2, 13).

Вопрос: А как ты скажешь, Моисей, когда человек согрешает — ищет ли он Бога, или Бог ищет его — Кто инициатор плана спасения?

Ответ: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня.

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: «Где ты?» (Быт. 3, 8-9).

Вопрос: В спасении Бог ищет погибающего человека, исходя из любви. Павел, ты согласен с этим?

Ответ: «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам Слово примирения» (2 Кор. 5, 19).

Вопрос: Не находим ли мы на Голгофе, как и в Едеме, Бога, снова ищущего человека?

Ответ: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» (Римл. 5, 6).

Вопрос: Смерть Христа спасла нас от греха чрез веру в это действие. Жившие до креста выражали свою веру в грядущую Жертву, принося жертвы согласно левитскому служению. Мы же, живущие после креста, выражаем свою веру в смерть Христа при Вечере Господней. Посему, прежде и после креста, люди спасались и спасаются благодатью чрез веру. Павел, Библия говорит, что мы спасаемся от греха благодатью. Означает ли это, что мы не должны быть послушными закону Божьему?

Ответ: «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак; но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай» (Римл. 7, 7).

Вопрос: Спасающая Божья благодать избавляет нас от осуждения закона, но не от его подсудности. Павел, кто под влиянием благодати повинуется Божьему закону в христианской жизни?

Ответ: «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8, 10).

Совершенный человек — вполне обращенный человек

Вопрос: Павел, имея в виду Свою беспредельную любовь, каких результатов в нашей жизни ожидает Бог?

Ответ: «Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш сделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе» (2 Фес. 1, 11).

Вопрос: Главная сущность заключается в деятельной вере.

Это ясно. Мы также знаем, что наша вера увеличивается, когда мы читаем Его Слово (Римл. 10, 17) и когда молимся Ему (Матф. 7, 7), проявляя уже имеющуюся веру.

Когда мы верим во Христа, к чему побудит Его благость?

Ответ: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости, и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Римл. 2, 4).

Вопрос: Иаков, что включает в себя покаяние?

Ответ: «Итак покоритесь Богу, противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4, 7).

Вопрос: Иоанн, что ты желаешь прибавить к этому определению?

Ответ: «Если мы исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1, 9).

Вопрос: Этот процесс, происходящий в человеке, со всеми его подробностями, называется обращением.

Павел, опиши нам этот опыт.

Ответ: «И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3, 10).

Вопрос: Давид, изложи нам свою молитву, которая совершила преобразующее влияние в твоей душе.

Ответ: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс. 50, 12-14).

Вопрос: Безусловно, человек спасается благодатью, чрез веру в Иисуса Христа.

Какую первую заповедь необходимо исполнить спасенному человеку после обращения?

Ответ: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов,- и получите дар Св. Духа» (Деян. 2, 38).

Вопрос: Какие другие заповеди будет соблюдать спасенный человек после крещения?

Ответ: «Кто вникнет в закон совершенный, закон свободы и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, а исполнителем дела, блажен будет в своем действовании» (Иак. 1, 25).

Вопрос: Иаков, ты говоришь о законе свободы.

Не можешь ли ты более точно определить его? Приведи нам некоторые заповеди из этого закона свободы.

Ответ: «Ибо Тот же, Кто сказал: «Не прелюбодействуй», сказал и: «не убей»; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Иак. 2, 11-12).

Вопрос: Благодарю тебя, Иаков. Это ясно.

Я понимаю также, что послушание христианина основано на любви, вере и уважении Бога. Иоанн, не желаешь ли ты присоединить заключение к этой теме о совершенстве?

Ответ: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть.

Вот диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10).

Заключение

Благодарю вас, пророки.

Теперь я понимаю, почему ап. Павел говорит о спасении как тайне, явленной чрез живое свидетельство Иисуса Христа. Только искренний искатель может постичь ее. Все таковые принимают обетования Божии верой, и воспринявшие их станут живой действительностью. «Идите все к водам»,- звучит приглашение Господа.

Тысячи живых и духовно умерших нашли удовлетворение у источника живых вод. Все другие источники были призраком и не принесли никакого удовлетворения. «Они вкусили от плодов Содомских и испытали их горечь…» «Жаждущие, все идите в водам, даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис. 55, 1). Благодарю тебя, Исаия!