Библиотека soteria.ru
История рабства
Алексей Опарин
Дата публикации: 16.04.16 Просмотров: 8674 Все тексты автора Алексей Опарин
Глава 4. Варвар, погасивший солнце. На берегах Азовского моря
В воздухе Рима 16 июня 455 года чувствовался запах гари от догоравших домов и носились стоны умирающих мужчин и женщин. Город являл собой страшное зрелище. С высоких его башен можно было наблюдать за тающими в дымке судами вандалов, увозящих с собой то, что скапливалось веками и было привезено в Вечный город со всех концов света: золото, серебро, произведения искусства, а главное Ч увозились тысячи человеческих жизней, увозились в неизвестность, где их ждал рабский труд, надругательства и смерть. УНа опустевший после убийства Максима императорский престол при помощи вестготов, которые вместе с другими варварами хозяйничали в Италии, был избран один из представителей знатной фамилии Авит. Ётот человек на протяжении нескольких десятилетий верно служил Риму, а затем он удалился от дел в одно из своих имений, в окрестностях Клермона, откуда его вызывает императорский указ о назначении его начальником кавалерии и пехоты в Галлии. На этом посту его застает известие о гибели Максима. На собрании представителей от провинций Галлии с подачи вестготского короля Теодориха II он был избран императором. Однако достигнув престола, престарелый Авит стал заниматься не столько государственными делами, сколько развратом, причём публично, сообщая мужьям о поруганных им их женахФ [Гиббон. Указ. соч. Т. 4. С. 73]. Так же и в самой Италии очень многие, и, в частности, Сенат, были недовольны, что на престол был избран какой-то галльский чужеземец, к тому же без их согласия. Одновременно с этим было большое количество желающих занять этот трон, уже практически несуществующего, но овеянного ореолом славы государства. Одним из таких людей, мечтающих о всемирной власти, был Рицимер. Последний был сыном свевского короля и дочери короля вестготов. Он служил римским императорам как начальник наёмных германских дружин. Именно ему удалось разбить в морской битве у Корсики грозного разорителя Рима Гейзериха, за что он получает титул УОсвободителя ИталииФ. После этого влияние и авторитет Рицимера крайне возросли, чем он не преминул воспользоваться, чтобы заставить Авита отречься от престола (октябрь 456 г. х. э.). Вскоре после этого Авит погибает. На опустевший престол Рицимер возводит близкого себе человека Майориана. Исследуя историю этих последних дней Империи, невольно удивляешься тому, что буквально все Ч и императоры, и рабы, и варвары делали всё, чтобы государство пало, даже и не желая этого. Те же, кто искренно хотел спасти погибающее государство, весьма трагически заканчивали свою жизнь. Времени, отпущенному власти четвертого зверя, в образе которого у библейского пророка Даниила (Дан. 7:7) была предсказана Римская империя, подходил конец. Над страной прозвучали три пророческих трубы, возвещавшие неотвратимость Божьего суда. И поэтому, конечно же, все попытки людей обратить колесо истории вспять и вдохнуть жизнь в агонирующее государство были обречены на провал. И деятельность нового императора Майориана подтвердила это. На фоне убийств, заговоров и духовных отступлений тех лет фигура этого человека выглядит весьма трагически. Будь он императором Рима в другое, более счастливое время, он, вероятно бы, прославился как великий правитель и реформатор. Но ему пришлось царствовать в другое, трагическое время в истории страны. И в результате этого мы можем наблюдать человека, все благие мероприятия которого обращались в прах. УМайориан сосредоточил всё внимание на том, чтобы развить государственные силы, облегчить подати, ограничить, насколько возможно, коррупцию чиновников, восстановить правосудие, обеспечить спокойствие как городского, так и сельского быта. Из сохранившихся до наших времен его указов и распоряжений видны добрые намерения и в то же время видно, в какую непосильную борьбу он вступил с безнравственностью и распущенностью, которые проникли во все уголки Римского государстваФ [Вегнер. Указ. соч. Т. 2. С. 438Ч439]. Понимал ли это сам император или он заблуждался, переоценив свои силы? Всматриваясь в ту эпоху, читая его указы и воспоминания современников, убеждаешься в том, что он отчетливо понимал весь трагизм ситуации. И это особенно видно из его обращения к сенату, сделанному им при своём восшествии на престол: УВаш выбор, отцы сенаторы, и воля самой храброй из всех армий сделали из меня вашего императора. Молю Бога, чтобы Он направил и увенчал успехом все мои начинания согласно с вашей пользой и с общим благом! Что касается меня, то я не стремился к престолу, а вступил на него по обязанности, так как я нарушил бы долг гражданина, если бы с постыдной неблагодарностью и себялюбием отказался от бремени тех забот, которые возложила на меня республика. Поэтому помогайте монарху, которого вы избрали; принимайте участие в исполнении обязанностей, которые вы возложили на него, и будем надеяться, что наши совокупные усилия приведут к благосостоянию империю, которую я принял из ваших рук. Будьте уверены, что справедливость снова вступит в свои прежние права и что за добродетель не только не будут преследовать, но будут награждать. Пусть доносы будут страшны только для тех, кто их сочиняет: я не одобрял их как подданный, а как государь буду строго за них наказывать. Наша собственная бдительность и бдительность нашего отца, патриция Рицимера, будут руководить всеми делами военного управления и заботиться о безопасности римского мира, который мы спасли от его внешних и внутренних врагов. Вам теперь известны принципы моего управления, и вы можете положиться на преданность и искренние уверения такого монарха, который некогда жил с вами одной жизнью, делил с вами опасности, до сих пор гордится званием сенатора и постарается, чтобы вы никогда не раскаялись в решении, поставленном в его пользуФ [Гиббон. Указ. соч. Т. 4. С. 76]. Новый император пытается всеми силами спасти погибающее государство и впервые в отличии от многих своих предшественников начинает обращать внимание не только на решение политических и экономических проблем, но и духовных. Он понимает, что не возродив духовности стабилизировать ситуацию не удастся. Но моральное разложение достигло того предела за которым возврата уже не бывает. Поэтому все отчаянные попытки Майориана что-либо сделать не принесли желаемого результата. К тому же зависть Ч это страшный двигатель человеческой истории так же сыграла не последнюю роль в трагической судьбе этого человека. Дело в том, что многие из тех кто ставил его на престол были раздосадованы увидев, что Майориан не только не стал игрушкой в их руках, но начинает проводить весьма независимую политику. Особое недовольство от этого испытывал граф Рицимер, который начинает всячески настраивать против императора знать и дружины варваров, подтолкнув тех на убийство Майориана (461 г. х. э.). Захватив всю власть в свои руки, Рицимер посадил на престол сначала Либия Севера, а затем, убив его, Анфимия. Попытка всесильного временщика разбить вандалов, закончилась, как мы уже писали выше, страшным поражением римско-византийского флота. Вскоре после этого между Анфимием и Рицимером возникает вражда, вылившаяся в очередную гражданскую войну в ходе которой войска Рицимера взяли Рим. Анфимий был зверски убит, а город подвергнут страшному разграблению, мало чем уступающему вандальскому. Но убийства и насилия не принесли пользы Рицимеру. Через 40 дней после взятия Рима он умирает. Последующая история Рима представляет собой смену безвольных императоров и честолюбивых временщиков-варваров, оспаривающих друг у друга власть в империи, которая к тому времени ограничилась лишь территорией Италии. И здесь на авансцене истории появляется человек, которому было суждено поставить последнюю точку более чем в тысячелетней истории Рима. Звали его Одоакр. Его происхождение до сих пор не известно. Большинство современных историков относит его к племени герулов, хотя есть предположения о его происхождении от ругов или готов. Прежде, чем оказаться в Италии и принять там участие в последней драме многовековой истории Римской империи, герулы прошли по украинской земле, творя разбой и насилия. К III в. х. э. герулы жили вблизи Азовского моря или как его называли в древности Мэотийского болота [Пиоро. Указ. соч. С. 40] Ув топких местах, которые греки называют ДэлэУ, и потому именовались элурами. Племя это очень подвижно и ещё более необыкновенно высокомерноФ [Иордан. Указ. соч. 117. С. 84]. УОни почитали большое количество богов; они считали делом благочестия ублажать их даже человеческими жертвами. Многие их законы и обычаи были совершенно не похожи на законы и обычаи других людей. У них не полагалось стараться продлить жизнь стариков или болящих; но всякий раз, как кого-нибудь из них поражала болезнь или старость, он обязательно должен был просить своих родственников возможно скорее устранить его из числа живых людей. Тогда его родные, навалив большую и высокую кучу дров и положив этого человека на самый её верх, посылают к нему кого-либо из эрулов, но только не родственника, вооружённого ножом. Полагается, чтобы убийца этого человека не был ему родственником. Когда убийца их родича возвращается к ним, они тотчас же поджигают всю кучу дров, начиная с самого низа. Когда костёр потухнет, они, собрав кости, тотчас же предают их земле. После смерти какого-либо эрула, если его жена хочет проявить своё высокое нравственное достоинство и приобрести себе вечную славу, она обязательно должна спустя короткое время удавиться у могилы своего мужаЕ побуждаемые жадностью, всегда старались насиловать своих соседей, и подобный образ действия не вызывал у них стыда. Они вступали в безбожные половые сношения, между прочим, с мужчинами и с ослами; из всех людей они были самыми негодными и преступными [Прокопий Кес арийский. Война с готами. В 2т. М.: Арктос, 1996. Т. 1. Книга VI, 14. С. 154Ч155, 158]. Вместе с готами герулы принимают участие в их походах в Малую Азию в 267 и 269 гг. [Пиоро. Указ. соч. С. 40, Ременников А.М. Борьба племен Северного Причерноморья с Римом в III в. н. э. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 129]. Затем вместе с другими германскими народами они покидают Крым и черноморское побережье Украины, отправляясь в Европу навстречу новым зверствам и грабежам. Но Азовское море ещё долго будет хранить память об этом зловещем народе, убивающем своих родителейЕ Отец Одоакра Ёдико был одним из приближенных лиц Аттилы, выполняя различные дипломатические поручения. По смерти отца Одоакр во главе незначительной группы варваров появляется в Италии, где вступает на службу к императору под непосредственное командование Рицимера. Одоакр видит с каким хладнокровием Рицимер расправляется с неугодными ему императорами, на службе у которых он состоит. Видит затем Одоакр и сменившего Рицимера на посту временщика империи другого варвара гунна Ореста, который так же меняет неугодных ему римских властителей и наконец доходит до того, что провозглашает императором своего собственного сына Ромула Августула. Видимо тогда Одоакр, дослужившись до высоких постов и решил, почувствовав свою силу, вступить в борьбу за власть. От лица наёмных варварских дружин, главную роль среди которых играли герулы, недовольных тем что Орест не дал им обещанных земель, Одоакр требует от отца нового императора сдержать данное им слово. Противоборство вождей варваров завершается войной, закончившейся разгромом Ореста, который по приказу Одоакра 28 августа 476 года был убит в Павии. Неделю спустя Одоакр вступает в Равенну, где у его ног шестнадцатилетний император, сын Ореста, Ромул Августул складывает знаки императорского достоинства. Ётот юноша отличавшийся удивительной красотой по иронии судьбы носил имена двух великих властителей Рима Ч Ромула, основателя города Рима и Августа Ч основателя Римской империи. Однако ещё современники презрительно именовали его из-за полного безвластия не Августом, а Августулом. В отношении этого мальчика Одоакр изменяет своим принципам, вместо того чтобы убить его, он дарует ему не только жизнь, но и шесть тысяч солидов и Лукулланский замок в Кампании с разрешением свободно жить вместе с родственниками [Иордан. Указ. соч. С. 321Ч322]. Однако, это был не великодушный жест, ими вообще не отличалось то время. Ёто был хорошо продуманный дипломатический ход, который должен был утвердить законность воцарения Одоакра. Поэтому последний заставляет Ромула Августула в обмен на жизнь отправить от лица себя и сената посольство в Константинополь с заявлением о том, что Италии император не нужен. Достаточно, чтобы император был один в Константинополе, считавшегося тогда пусть и символическим, но центром Римской империи. Для управления же Италией вполне достаточно лишь управителя, которым безусловно должен быть Одоакр. В ответ на это посольство император Византии Зинон сначала даёт Одоакру титул Уmagister militiae praesentalisФ для Италии, а затем признаёт и полноправным её правителем, находящегося однако под эгидой, хотя и номинальной, Константинополя. Итак, 5 сентября 476 года Римская империя перестаёт существовать. Вместе с ней уходит в историю целая эпоха Ч Древний мир и именно с неё начинается новая эпоха Ч Средневековье. Хотя современники не придали этому событию сколько-нибудь видного места, ибо уже несколько десятилетий Римская империя существовала лишь номинально. Захватив власть Одоакр вскоре умерщвляет и своих ближайших помощников. Ётот гордый король герулов не подозревает, что через 17 лет он будет лежать предательски зарезанным в шатре, а его трон над Италией перейдёт к другому. Но это будет после, а пока он наслаждается властью и осознанием того, что он погасил солнце, т.е. упразднил императорскую власть в Риме (императоры любили себя сравнивать с солнцем), освещавшую мир более, чем 400 лет. Почти за четыреста лет до её падения апостолу Иоанну было явлено Богом это событие. УЧетвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была Ч так, как и ночиФ (Откр. 8:12). Каковы же главные выводы из этого пророчества: во-первых, четвертая труба прозвучала после третьей и, следовательно события относящиеся к ней, должны были произойти после 455 года; во-вторых, в стихе говорится, что будет поражена только третья часть солнца, луны и звёзд. Действительно в 395 году х. э. Римская империя была поделена на Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Константинополе. Однако, вскоре от Западной откололись: Британа, часть Галлии, земли Пиренейского полуострова, Марокко. Таким образом к середине V века земли собственно Западной Римской империи составляли треть от территории некогда единой империи. В-третьих, под символом солнца, луны и звёзд имеются в виду три главных института власти Ч император (солнце), консулы (луна), сенат (звёзды). Причём пророчество подчеркивает, что сначала погаснет солнце, за ним луна а потом звёзды. И действительно: в 476 году Ч была упразднена императорская власть; в 541 году консульство, а в 552 году Ч сенат. Так же интересно отметить, что первые четыре трубы идут как бы одним блоком. Одна за другой. В одном стихе звучит одна труба, а в следующем уже другая. Затем в Откр. 8:13 УИ видел я и слышал одного Ангела, летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех Ангелов, которые будут трубить!Ф Идёт как бы перерыв, своеобразное вступление к следующим трём трубам, которые должны затрубить с течением времени, этот своеобразный перерыв мы можем наблюдать и в истории. Первые четыре трубы Ч это был суд над Западной Римской империей и отступившей от Божьей истины папской церковью. Ёти суды: вестготы (395Ч410 годы), вандалы (428Ч455), гунны (451Ч453 гг.), герулы и остготы (476Ч552гг.) один за другим обрушивались на Западный мир, не касаясь другого наследника Великого Рима Ч Восточно-римской империи или Византии. И только спустя некоторое время Господни суды разразятся и над этой державой, впитавшей в себя разврат, жестокость и лжеучения западного Рима. Как видим пророческие трубы удивительно, вплоть до мелочей нарисовали за целые столетия историческую картину гибели Древнего мира и средневековья. Ёпоха физического рабства сменялась эпохой духовного рабства, как мы увидим ещё более зловещего.