Библиотека soteria.ru
В поисках бессмертия
Алексей Опарин
Дата публикации: 04.05.13 Просмотров: 12914 Все тексты автора Алексей Опарин
Глава 16. Лесной город
Город Кириафиарим (в пер. город лесов, лесной город) в древности был окружён величественными лесами, которым он был обязан своим названием. Он лежал невдалеке от Вефсамиса, на границе владений колен Иуды и Вениамина, попеременно входя в состав то одного, то другого колена. До завоевания Палестины иудеями, Кириафиарим входил в союз городов евейского племени. В это объединение кроме него входили Кефира, Беерофа и Гаваон, бывший главным городом союза (И. Нав. 9:17). Одно время евеи владели и Сихемом, как раз в то время, когда в Палестину вернулся патриарх Иаков. Именно к племени евеев принадлежал сын правителя города, также носящий имя Сихем, обесчестивший Дину, дочь Иакова (Быт. 34 глава). Евеи, населявшие эти города, были потомками Ханаана (Быт. 10:17) и славились своей торговлей. Относительно спокойное для евеев время закончилось, когда они получили известие о вторжении в Ханаан евреев, ведомых Иисусом Навином, которые сметали всё на своём пути. В отличии от жителей других хананейских городов и племён, евеи поняли, что сопротивляться в данном случае бесполезно. И поэтому они не вступили в союз для борьбы с израильтянами, а решили, напротив, вступить в союз с израильтянами. Однако, “Полагая что будет небезопасно сразу объявить себя хананеями, и думая, что можно будет совершенно избегнуть ее [опасности], выдав себя за людей, которые ничего общего с хананеями не имеют и живут от последних в дальнем расстоянии, послы решили сказать Иисусу, что они прибыли издалека и не испугались продолжительного путешествия, так как и до них дошла молва о доблести евреев. В доказательство справедливости своих слов они собирались указать на состояние своего платья, которое, будучи совершенно новым при начале их путешествия, теперь от продолжительности последнего совсем истрепалось. С этой целью они нарочно оделись в старые одежды, чтобы Иисус легче поверил их заявлениям. В таком виде они затем действительно явились к евреям и сообщили о народном собрании, что их послали гаваонитяне и жители соседних с последними городов, которые находятся в значительном отсюда расстоянии, для того чтобы по установленному у них обычаю заключить дружественный договор: они-де узнали, что по милости Предвечного евреям предоставлена в дар страна Хананейская, а что они сами очень рады этому и очень просят удостоиться чести гражданства у евреев. Говоря таким образом и указывая в доказательство справедливости своих слов на признаки совершенного ими дальнего путешествия, они уговаривали евреев заключить с ними дружественный союз. Иисус поверил уверениям их, что они не хананеяне, заключил с ними дружественный договор, а первосвященник Елеазар с советом старейшин скрепил этот союз присягою в том, что евреи будут их друзьями и союзниками и ничем не станут обижать их, причем народ присоединился к этой клятве. Достигнув обманным образом желанной цели, посланцы вернулись к себе домой. Когда же впоследствии Иисус повел свое войско в нагорные части страны и при этом узнал, что гаваонитяне живут невдалеке от Иерусалима и принадлежат к племени хананейцев, то он велел призвать к себе их старейшин и стал обвинять их в обмане. Когда же те заявили, что у них не было другого средства к спасению, кроме этого, и что они поэтому по необходимости прибегли к нему, он призвал первосвященника Елеазара и старейшин и стал совещаться с ними, как поступить в данном случае. Так как было решено, что клятвы никак нельзя нарушить, но что гаваонитян можно употребить на общественные работы, то Иисус и постановил соответствующее решение. Таким образом гаваонитяне нашли способ, как уберечься от угрожавшего им бедствия и как гарантировать себе личную безопасность. Так как царь иерусалимский очень рассердился на переход гаваонитян на сторону Иисуса, то он предложил царям ближайших народностей пойти совместно с ним войною на изменников. Когда же гаваонитяне увидели, что те действительно соединились с ним (их было всего четверо), теперь идут на них и, расположившись станом вблизи одного источника, невдалеке от их города, уже готовятся к осаде, то они обратились за помощью к Иисусу, так как предполагали, что при настоящем положении дел им можно ожидать от своих соплеменников одной только гибели, тогда как им можно было рассчитывать ввиду заключения дружественного договора на поддержку и спасение со стороны тех, которые поставили себе целью войны окончательное истребление всего хананейского народа. Иисус действительно со всем своим войском поспешил к ним на выручку, совершал переходы в продолжение целого дня и целой ночи, напал на врагов врасплох рано утром, обратил их в бегство и преследовал их по ложбине, носящей название Вифоры. Тут-то он убедился в том, что Господь Бог помогает ему, потому что началась сильная гроза с громом, молнией и необычайно крупным градом. Вдобавок и день тогда продолжился для того, чтобы наступление ночи не помешало полной победе евреев. Наконец Иисус настиг четырех царей в пещере Маккед, где они искали убежища, и перебил их всех. А что день тогда действительно удлинился сверх обыкновения, это засвидетельствовано в священных книгах, лежащих в храме” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 5. Глава 1, 16, 17. С. 215—217]. Так, вступив весьма необычным образом в союз с Израилем, евеи сохранили себе жизнь, продолжая существовать как народ ещё несколько столетий. Евеи были язычниками и оставшись в среде израильского народа, прививали ему через родственные браки свои порочные обычаи (Суд. 3:3, 5, 6). Поэтому ко времени Самуила население Кириафиарима состояло в значительной степени из смешанного иудо-евейского населения. В отличии от Вефсамиса, Кириаф-Иарим никогда не был левитским городом. И потому, учитывая эти два фактора, можно было бы предполагать, что духовный уровень его жителей должен быть намного ниже, чем уровень жителей Вефсамиса, население которого составляли практически чистые иудеи, а сам город принадлежал левитам — хранителям истинной религии. Но получилось совершенно наоборот. Жители Кириаф-Иарима с благоговением и радостью принимают ковчег. Более того, понимая, что это священный символ, они отдают его в дом на хранение ни кому-нибудь, а левиту, которого специально находят среди живущих в их городе. Ибо, согласно 1 Пар. 15:10—11, Аминадав и его сын Елеазар (1 Цар. 7:1) принадлежали к колену Левия [Лопухин. Указ. соч. Т. 2. С. 243]. О благоговейном отношении жителей этого города к ковчегу говорит и тот факт, что ковчег завета оставался в этом городе несколько десятилетий, вплоть до воцарения Давида (2 Цар. 6:2, Ваал Иудин — одно из названий Кириаф-Иарима). В этом заключается и глубокий урок для нас. Часто, а, точнее, в основном, мы судим людей по их внешним данным, роду занятий, образованию, религиозной принадлежности и т.д. И жителей Кириаф-Иарима мы, безусловно, оценили бы не очень высоко. Какие-то богоотступники, смешавшиеся с язычниками. Но именно они, почему-то, поняли волю Божью и искали её больше, чем левиты Вефсамиса, от религиозности которых осталась только принадлежность к колену Левия. Именно смешанному населению небольшого Кириаф-Иарима Господь доверил ковчег завета, а не сильным городам Иуды или Израиля. Этим было показано, что Господь является спасающим Богом всех народов. И слова Христа, говорящего к “религиозным” иудеям, что “мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие” (Мф. 21:31), и что “многие придут от востока и запада и возлягут на лоне Авраама” (Мф. 8:11) были актуальны всегда. Мы видели, как Господь хранил евеев, когда на тех напали другие хананеяне, возмущенные тем, что те заключили союз с Израилем. И мы ещё увидим, как Он будет справедлив и милостив к этому народу, наслав бедствия на израильтян, несправедливо обидевших их (2 Цар. 21 глава). Свысока относясь к представителям других конфессий, мы можем не заметить, как те обратятся всем сердцем к Богу, приняв всю полноту Истины, а мы в своей религиозной гордыне, базирующейся лишь на принадлежности к церкви остатка, отпадём от Истины, сохранив только внешнюю форму, как жители левитского Вефсамиса. Сегодня от Кириаф-Иарима сохранились руины at Erma (31є46’ с.ш., 35є1’ в.д.). Давно вырублен лес, который некогда окружал город, и развалины обширного монастыря, построенного в XII веке крестоносцами, вообще изменили сам древний дух этой местности. Но память об этом городе живет благодаря тому, что в его стенах находился ковчег завета. А его жители всегда останутся примером того, что нельзя судить о людях только по наружности.