Библиотека soteria.ru
В поисках бессмертия
Алексей Опарин
Дата публикации: 04.05.13 Просмотров: 13032 Все тексты автора Алексей Опарин
Глава 27. Странный выбор
Услышав Божий призыв, Самуил не стал рассуждать, а только спросил: “Как я пойду? Саул услышит, и убьёт меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада, и скажи: „я пришел для жертвоприношения Господу“” (1 Цар. 16:2). Это очень интересное место в 1 книге Царств, которое затрагивает вопрос, уместна ли ложь для христиан. В этой истории мы видим, что сказать неправду Самуила как бы учит Бог. В Писании мы можем найти ещё несколько подобных примеров. Например, “И сказал Седекия Иеремии: никто не должен знать этих слов, и тогда ты не умрешь; и если услышат князья, что я разговаривал с тобою, и придут к тебе, и скажут тебе: „скажи нам, что говорил ты царю, не скрой от нас, и мы не предадим тебя смерти, — и также что говорил тебе царь“, то скажи им: „я повергнул пред лице царя прошение мое, чтобы не возвращать меня в дом Ионафана, чтобы не умереть там“. И пришли все князья к Иеремии и спрашивали его, и он сказал им согласно со всеми словами, какие царь велел сказать, и они молча оставили его, потому что не узнали сказанного царю” (Иер. 38:24—27). Получается, и пророк Иеремия солгал князьям. А ведь это вроде бы нарушение IX заповеди — Не лжесвидетельствуй. Что же, выходит, есть святая ложь? А если она есть, то где и как установить её границы? И кто вправе делать это? Во-первых, прочтём полностью, как звучит IX заповедь: “Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего” (Исх. 20:16). Значит, любая наша ложь, в результате которой прямо или, хотя бы, косвенно кто-то может каким бы то ни было образом пострадать — это будет грех. Словарь Даля говорит, что “ложь — это противное истине” [Даль. Указ. соч. Т. 2. С. 241]. Библия выделяет пять истин: “Слово Твое есть истина” (Ин. 17:17); “А Господь Бог есть истина” (Иер. 10:10); “Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе” (Еф. 4:21); “Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина” (1 Ин. 5:6); “Все заповеди Твои — истина” (Пс. 118:86). Следовательно, нарушение, несогласие, несоблюдение одной из этих пяти истин делает человека лжецом. В случае же с Самуилом, Иеремией и пр., нарушения этих истин не было и никто из людей не пострадал ни прямо, ни косвенно. Как никто не пострадал и тогда, когда, в Великую Отечественную войну укрывавшие евреев русские пришедшим эсэсовцам говорили, что евреев у них в доме нет. Святой лжи нет и не может быть, но проявление разума и осторожности перед лицом врага во имя, к тому же, добра, является библейским учением. В этом эпизоде о призвании Самуила идти в Вифлеем обращает на себя внимание и тот факт, что пророк не стал спрашивать у Бога, кого Он избрал в цари для Израиля. Не стал, так же, Самуил и со своей стороны предлагать кого-то. Он просто доверился Господу. Как этого часто не хватает нам. А как часто, не дождавшись Божьего ответа на то, как решить ту или иную проблему, мы начинаем её решать так, как считаем наиболее правильным. Итак, пророк отправляется в Вифлеем, в дом Иессея. Не успев зайти в его жилище, Самуил увидел старшего Иессеева сына Елиава, который удивил его своим величественным внешним видом: “Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце” (1 Цар. 16:7). В этом стихе Господь хочет предостеречь нас, во-первых, от того, чтобы мы чисто по внешнему виду не судили о человеке, о его уме и духовности. Ибо и сегодня, к сожалению, ещё встречаются случаи, когда в церкви женщин в брюках и с украшениями многие старые члены церкви начинают осуждать. Порой делаются и весьма грубые замечания. Христос же не делил людей по признаку одежды. К Нему приходили на служение и падшие женщины, и воры. Более того, Он сказал о “праведных фарисеях”, что “мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие” (Мф. 21:31). Во-вторых, этот текст предостерегает делать нас выводы о мотивации поступков человека. Ибо очень часто мы на себя берём роль судей, констатируя не просто действие человека (в этом преступления никакого нет — ибо это факт), но и начинаем придумывать мотивировку, почему человек сделал это, или же просто по внешности судим о том, что это за человек и что он может сделать. Итак, Иессей по очереди подводил к Самуилу своих сыновей, но тот лишь отрицательно качал головой и говорил: “Нет”. “Когда же был получен ответ, что ни один из них недостоин царствовать, то старец спросил Иессея, нет ли у него ещё каких-нибудь других сыновей? Тот ответил, что есть ещё один, Давид, служащий у него в пастухах и смотрящий за мелким скотом. Самуил велел немедленно позвать его, так как, по его словам, без него нельзя приступить к трапезе. Когда же явился Давид, за которым послал отец, и перед старцем предстал красивый юноша с русыми волосами, загорелым лицом и живыми глазами, Самуил подумал про себя: „Это именно и есть избранник Божий“” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 6. Глава 8, 1. С. 289]. “И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму” (1 Цар. 16:13). Выбор Бога с человеческой точки зрения был неожиданным. Новым царём предстояло стать не опытному и сильному воину, не мудрому мужчине, а ещё совсем мальчику, который ещё только вошёл в юношеский возраст. Предстояло стать тому, о ком говорят: “Молоко на губах ещё не обсохло”. Как можно было выбирать царём в столь критическое время совершенно неопытного юношу, который занимался выпасом скота и понятия не имел о государственных делах? Но это ещё раз доказывает то, что Бог смотрит на сердце, а человек на лицо. Если мы будем внимательно исследовать биографии библейских героев, то увидим, что большинство из них начали служение Богу в юношеском возрасте. Это и Иеремия, и Даниил, и Исайя, и апостол Иоанн и многие-многие другие. В послании к Тимофею апостол Павел пишет: “Никто да не пренебрегает юностью твоею” (1 Тим. 4:12). И действительно, в истории Божьей церкви молодёжь всегда играла ключевую роль. И сегодня особое рвение, искренность и посвящённость наблюдается в среде, в основном, именно молодых пасторов, которые живут проповедью Евангелия. Да, у них, порой, не хватает опыта, иногда глубокого богословского образования, но их вера и желание делать дело Божье искупают это. Своей энергией они заряжают окружающих, которые становятся такими же молодыми, как и они. В предыдущей книге мы кратко писали о некоторых из них, и сейчас хочется более подробно остановиться на их служении, через которое действует Бог. Их опыт является интересным в том плане, что они трудятся здесь, на нашей украинской и русской земле, со всеми её плюсами и минусами. Не где-то в Америке или сто лет назад, а сейчас. А это значит, что и в других городах нашей страны наверняка так же успешно проводится проповедь Трёхангельской вести молодыми и посвящёнными служителями. Среди них Олег Назаров, 29 лет, осуществляющий служение в центральной церкви № 5 города Харькова. За короткий промежуток времени была создана дружная церковь, состоящая из старых членов и принявших крещение в 2002 году на евангельской программе Джона Картера. Эта церковь регулярно ежемесячно проводит миссионерские евангельские служения, а так же программы. Прекрасно работает отдел Тавифы (отдел помощи нуждающимся, руководитель — Полюскевич Ж. А.) и дьяконская служба (руководитель — Олефиренко П. Д.), заботящаяся о престарелых и больных. В церкви еженедельно выпускается на благотворительные средства и бесплатно распространяется библейская газета “Путь”. На служение, которое оснащено современнейшей аппаратурой, приходит очень много молодёжи и интеллигенции. В другом районе города Харькова, на Салтовке, в церкви № 3 осуществляет служение 26-летний пастор Александр Тюпин. Прекрасный администратор и организатор, он так же возглавляет молодёжный отдел по Харьковской области, который с его приходом начал полноценно функционировать. Ежемесячно проводятся молодёжные встречи, проходящие на высоком духовном и техническом уровнях, и на которые всегда приходит много неверующей молодёжи, находящей здесь понимание и узнающей о полноценной счастливой жизни. Хочется отметить и церковь № 13 города Киева, проводящую служения в самом центре города, на которых присутствует огромное количество людей. Эта церковь, руководимая пастором Жаловагой А. С., старшим пресвитером, прекрасным организатором Кацалом С. А., пресвитером Корниенко В. В., отличается высоким духовным уровнем и большой миссионерской активностью. И таких молодых посвященных пасторов по Украине и России ни один и ни два (см. по этому вопросу и книгу Джулай В. Дом на камне. К.: Джерело життя, 2003). Конечно, враг рода человеческого не бездействует и пытается воспрепятствовать продвижению Евангелия и их работе, используя, при этом, и внешние факторы давления и внутрицерковных фарисеев, сеющих, как всегда в истории, раздоры и сплетни. Но дело Божье идёт и современные Давиды идут в его авангарде. Помазав Давида на царство, Самуил “наставлял его быть всегда справедливым и покорно исполнять повеления Предвечного, ибо только под этим условием царская власть останется долгое время в его руках, дом его будет славным и знаменитым, он победит также, филистимлян, равно как и другие народы, с которыми вступит в борьбу, и стяжает себе прочную славу своими военными подвигами не только при жизни, но и передаст эту славу своим потомкам” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 6. Глава 8, 1. С. 290]. Не успел юноша оправиться от подобной неожиданности, как вскоре из Гивы прибывает гонец от царя, который, проведав о музыкальных дарованиях молодого сына Иессея, призывал его к своему двору. “И взял Иессей осла с хлебом и мех с вином и одного козленка, и посла л с Давидом, сыном своим, к Саулу” (1 Цар. 16:20). Покидая отцовский дом, юноша не подозревал, на какой трудный и славный путь он вступает, но Давид верил своему Богу, полностью вручив Ему свою жизнь. Он ехал в Гиву, ко двору обезумевшего, как вскоре ему станет известно, царя Саула. Последуем и мы за ним в этот путь, по узкой палестинской дороге, в неприступную Гиву, к обуреваемому страхами Саулу.