Библиотека soteria.ru
В поисках бессмертия
Алексей Опарин
Дата публикации: 04.05.13 Просмотров: 12923 Все тексты автора Алексей Опарин
Глава 28. Пять шагов к безумию, или одержимость и наука
Бог очень любит каждого человека и долготерпит. Но когда человек все дальше и дальше отходит от Него, не принимая Его обличений и советов, то в жизни наступает, наконец, страшный момент, когда человек уже не может услышать голос Божий, ибо он полностью находится под контролем злых сил — он одержим. Именно это произошло с царём Саулом, к которому был вызван обеспокоенными придворными Давид. В разное время к проблеме одержимости относились по-разному. В Древнее время и Средние века подобные проявления расстройства психики рассматривались всегда как признак контроля над человеком злых сил. В XIX — начале XX века эти проявления стали называть более мягко душевной болезнью. А в XX веке, с приходом господства материалистических взглядов, посчитали и это название не совсем удачным, так как оно содержало упоминание слова “душа”, само понятие которой атеистами отвергалось. Поэтому причину психических расстройств стали искать в нарушении физиологических систем работы мозга, и, в первую очередь, обмена веществ. Т.е. причину стали искать в том, что у душевнобольных идёт неправильный обмен биологически активных веществ, принимающих участие в обменных процессах головного мозга. И вот после долгих десятилетий, во время которых пытались найти сугубо материальные причины возникновения психических расстройств, медицина пришла к выводу, что найти их не удалось. Здесь не имеются в виду психические нарушения, вызванные возрастными изменениями сосудов головного мозга, инфекционными или соматическими заболеваниями, при которых происходит непосредственное поражение мозговых структур, то ли вследствие ишемии, то ли воспалительного процесса, то ли опухолевого. Названные причины вызывают небольшой процент психических расстройств. Происхождение же известных и ведущих психических заболеваний, таких, как, в первую очередь, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз остаётся полностью неясным. “Патогенез шизофрении остаётся неясным, несмотря на многочисленные исследования в течении десятков лет. Одна за другой сменялись гипотезы, отражавшие теоретические воззрения соответствующей эпохи или основывающиеся на появившихся новых методических подходах в области нейрофизиологии, биохимии, эндокринологии, иммунологии и т.д. Например, в 20-е годы, в эпоху становления эндокринологии, шизофрению пытались представить как „полигландулярную эндокринную недостаточность“, в 50-е годы, в эпоху распространения учения И.П. Павлова об условных рефлексах, — как „запредельное торможение“ и „фазовые состояния“ в коре головного мозга. В дальнейшем патогенез (т.е. развитие заболевания) искали в нарушениях ретикулярной формации головного мозга. Суть патогенеза пытались увидеть в аутоинтоксикации гипотетическими ядами. В дальнейшем биохимические гипотезы строились на нарушениях различных ферментных систем, обмена биогенных аминов (катехоламинов, индоламинов), нейропептидов и др. Иммунологические гипотезы связывали патогенез с нарушениями неспецифического иммунитета или с образованием противомозговых антител. Все обнаруженные до сих пор при шизофрении нейрофизиологические, биохимические, иммунологические и другие отклонения либо оказались неспецифичными, либо встречались далеко не у всех больных, либо, в лучшем случае, коррелировали только с отдельными синдромами или состояниями при этой болезни” [Коркина М.В., Лакосина Н.Д., Личко А.Е. Психиатрия. М.: Медицина, 1995. С. 394]. Отмечено, что наследственность играет определенную роль, т.е. у родителей больных шизофренией дети в значительном проценте случаев так же больны ею. Однако “закономерности передачи наследственного задатка болезни и тем более его механизмы неясны. Никаких достоверно связанных с шизофренией изменений хромосом или иных чётких маркеров наследственности не установлено” [Там же. С. 392—393]. То же относится и к этиопатогенезу маниакально-депрессивного психоза. “До настоящего времени этиологические факторы развития маниакально-депрессивного психоза неизвестны… Результаты биохимических исследований при маниакально-депрессивном психозе противоречивы” [Коркина. Лакосина. Личко. Указ. соч. С. 414—415]. Итак, все ведущие учёные мира признали, что происхождение и механизмы развития этих заболеваний совершенно неясны. И потому их диагноз основывается на клинической картине, т.е. на том, что и как человек делает, говорит, ведёт себя. Целью настоящей работы не является детальное описание и анализ данных заболеваний, и потому мы отметим лишь наиболее важные из их проявлений. Само слово “шизофрения” переводится с древнегреческого как “расщеплённая душа” (schizo — расщепляю, phren — душа). Такое название болезни появилось не случайно. Ибо при ней в человеке странным образом уживаются как бы параллельно нормальные и ненормальные формы поведения и мышления. “Сами больные могут жаловаться на неуправляемый поток мыслей, или его внезапные перерывы, или на параллельно текущие два потока мыслей” [Коркина. Лакосина. Личко. Указ. соч. С. 376]. Т.е., как бы, в одном человеке живет два. Один из которых например кого-то любит, а другой ненавидит этого человека лютой ненавистью, т.е. такие больные целуют и кусают одновременно, интересуются чем-то и в тоже время проявляют к этому же предмету отвращение [Там же. С. 375]. Для многих больных шизофренией характерен аутизм — утрата контактов с окружающими, уход во внутренний мир. Присуща этим людям и абулия, т.е. безволие, проявляющееся падением активности и интереса к жизни. Но ещё более удивительную картину даёт анализ жалоб больных шизофренией, для наиболее распространённой параноидной формы которой (шизофрения имеет ряд клинических форм) “Характерен бред воздействия, преследования и отношения… Бред воздействия проявляется тем, что больной утверждает, что на него кто-то или что-то действует необычным способом, руководя его мыслями, чувствами, поведением или подвергая опасности его здоровье. Эти воздействия не воспринимаются обычными органами чувств: невидимые лучи… гипноз, колдовство, парапсихологические внушения, влияния умерших лиц и т.д. Оценивая подобные идеи как бредовые, всегда необходимо проверить, не распространены ли подобные суждения в той субкультуре, к которой принадлежит больной, в его непосредственном окружении. Например, не увлекаются ли там рассказами о колдовстве, о магических действиях, о влиянии инопланетян или занятиями спиритизмом, парапсихологией и т.д. Особенно характерны голоса , отдающие приказы больному (императивные галлюцинации), которые могут сделать больного опасным для себя (слышится приказ покончить с собой или нанести самому себе тяжкое повреждение), и для окружающих (голос может велеть больному кого-то убить, совершить разрушительное действие)” [Там же. С. 377, 378]. Больному так же кажется, что его языком, губами и другими частями тела управляет кто-то другой. Слышатся голоса, не только поступающие извне, но, как бы, и изнутри головы (псевдогаллюцинации), руководящие человеком [Там же. С. 378]. Так же для форм шизофрении (в частности гебефренической) характерно вульгарное немотивированное поведение, при котором больные кувыркаются, валяются на полу, обнажаются, бьют окружающих, отправляют естественные нужды у всех на виду [Там же. С. 379]. При других формах (кататоническая) больные подвержены немотивированной импульсивной агрессии, круша всё вокруг себя, сменяющейся затем кататоническим ступором — состоянием обездвиженности с полным молчанием. В таком состоянии полной неподвижности больные могут проводить до 20 лет! И при этом сознание может полностью сохраняться, и после ступора больные подробно и вполне осмысленно рассказывают обо всем, происходившем вокруг [Там же. С. 380]. Для многих таких больных “характерна холодная изуверская жестокость (например, больной плеснул кипятком в лицо матери за то, что она не выполнила какую-то его мелкую просьбу)… Сексуальность обращается на членов семьи, у юношей — особенно на мать, проявляется изощрёнными садистскими извращениями… Совершённые действия затем игнорируют (например, изнасиловав девочку в лифте, тут же во дворе дома остаётся сидеть и следить за тем, как играют в футбол) [Там же. С. 385]. Здесь можно вспомнить и страшных маньяков то и дело терроризирующих наши города. Данная картина удивительно схожа с той, которую даёт Библия в отношении одержимости. Здесь сразу же необходимо отметить, что мы говорим лишь об общих принципах, ни в коем случае не ставя знак равенства в каждом отдельном случае заболевания шизофренией с одержимостью. Ученые говорят о расщеплении сознания и о том, что, как бы, в одном человеке уживаются две личности. Библия говорит то же, утверждая, что в человеке поселяется демон. Психиатры выявили, что человеком всецело управляют какие-то голоса. Писание говорит, что при одержимости человек попадает под контроль злых сил, которые отдают ему приказы. Научные наблюдения отмечают, что приказы голосов носят повелительный характер, приказывая совершать изуверские поступки и действия, при совершении которых люди не только не чувствуют угрызений совести, но и ведут себя так, будто бы ничего не произошло. Библия так же показывает, что человек, управляемый демонами, совершает преступления (Деян. 19:16). Эти люди ведут себя крайне вульгарно, при этом не стыдясь этого. Одержимые, описанные в Слове Божьем, так же ходят обнаженными, неряшливыми и изрыгают проклятия (Лк. 8:27—30). Поразительным сходством является и то, как психиатры описывают, что эти люди говорят о воздействии на них колдовства, магии, встрече с умершими близкими, так и Библия говорит о прямой связи этих состояний с воздействием злой силы, которая влияет на человека и подчиняет его себе через колдовство, магию и спир итизм. Подчёркивая ещё раз неправомочность полного отождествления одержимости с каждым случаем шизофрении, тем не менее, необходимо отметить, что, рассматривая данную проблему с библейской точки зрения, явления одержимости были характерны не только в ветхозаветные времена или во времена Христа, но и в последующие века, включая и современность, и будут проявляться до самого II Пришествия Христа, т.е. пока существует дьявол и его приспешники — демоны. Более того, Библия подчёркивает, что особую активность сатана будет проявлять именно в последнее время, стремясь духовно подчинить и поработить себе людей, т.е. сделать их одержимыми: “Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1 Петр. 5:8). И недаром по всему миру сегодня наблюдается небывалый рост психических заболеваний и самоубийств (об этом см. главу “Богиня самоубийства” данной книги). Так на сегодняшний день на каждую тысячу жителей приходится 10 больных шизофренией, а маниакально-депрессивным психозом — до 7% всего населения [Коркина. Лакосина. Личко. Указ. соч. С. 396, 415—416]. Проблема вырождения целых народов, отступивших от Бога, освещённая и в наших работах и на прямую связанная с религией, которую тот или иной народ исповедовал, находит удивительные иллюстрации не только в собственно исторических, социологических, культурологических особенностях проявления вырождения, но и в чисто психиатрических. Так целая отрасль психиатрии занимается, в частности, и этим вопросом. Это проводится с помощью транскультуральных эпидемиологических исследований. “Их задача — сопоставление распространения различных психических расстройств в разных культурах — национальных, региональных, социальных. В нашей стране, например, истерические психозы наиболее распространены среди народностей Крайнего Севера” [Коркина. Лакосина. Личко. Указ. соч. С. 34]. И это немудрено, ведь именно у этих народов до сих пор господствующей религией является шаманизм, являющийся с библейской, да и не только, точек зрения поклонением дьяволу (см. Опарин А.А. В царстве пигмеев и каннибалов. Археологическое исследование книг Ездры и Неемии. Харьков: Факт, 2003. С. 117—128). При камлании вызываются злые духи, вселяющиеся в людей, которые становятся игрушками в их руках. Как видим, даже учёные-атеисты признают и констатируют, что психические расстройства могут охватывать целые народы, а ведь именно об этом говорит Библия, утверждающая, что народ, отходящий от Закона Божьего, деградирует, впадая в руки сатаны. Более того, наука психиатрия выделяет и целые психические эпидемии. “Психические эпидемии — это массовое распространение какого-либо психического расстройства в определённом регионе в какую-либо эпоху. С XI века в средневековой Европе известны массовые вспышки истерии, включая истерические психозы (галлюцинаторные видения, охватывающие толпы людей, одержимость дьяволом, превращение в животных и т.д.)” [Там же. С. 34]. И вновь причина этих массовых психозов или одержимостей понятна при рассмотрении всего контекста истории. Ибо это время истории отличает крайняя суеверность населения, распространение сатанинских сект, расцвет колдовства, на фоне чего христианство не могло представлять достойной альтернативы, ибо в папском виде представляло собой смесь с язычеством. Не говоря уже о том, что духовенство Западной Европы того времени, включая, в первую очередь, папский двор, погрязало не только в разврате, но и в занятиях оккультизмом, спиритизмом и сатанизмом [Лозинский С.Г. История папства. М.: Политиздат, 1986]. Да и жестокость и плоды той эпохи — крестовые походы, индульгенции, создание монашеских военных орденов, — говорит о том, кто был автором всех этих идей, вызвавших в тёмном, суеверном народе настоящую, отметим ещё раз, не просто религиозную или фанатичную, но именно, как подчеркивают ученые, и психическую эпидемию, т.е. эпидемию, при которой мозг людей на определённое время был фактически отключён. Многие лидеры и вожди различных экстремистских сект, религиозных экстремистских или политических движений, были людьми, страдающими психическими расстройствами [Там же. С. 34]. Не менее удивительные параллели между данными современной науки и утверждениями Библии находят место в изучении провоцирующих факторов, приводящих к появлению различных психических расстройств несоматического происхождения (т.е., не обусловленных инфекцией, воспалением, опухолью или ишемией мозга). Но ещё более удивительна будет для многих одна из основных причин, лежащих в основе развития психических нарушений, о которой мы расскажем чуть ниже. Значительная часть психических расстройств начинается с депрессии, которая обусловливается следующими основными причинами: смерть близких, непонимание в семье, насилие в детстве, одиночество, крушение планов, предательство. Но часто психические нарушения возникают у людей, не перенесших какую-либо значимую стрессовую ситуацию и не имеющих отягощённой наследственности. И процент таких людей весьма огромен. С чего же у них, как правило выросших в обеспеченных семьях, имеющих хорошую работу, начались различные психозы? Комплексные исследования этого вопроса привели учёных к очень для многих неожиданным выводам, которые кратко можно представить следующей ступенчатой последовательностью. Первой ступенью в лестнице восхождения к психическим нарушениям является гордыня. Человек в силу объективных и субъективных факторов, национальных, расовых, социальных, внешних, внутренних начинает ставить себя выше других людей. При наличии благоприятных факторов это мнение закрепляется и вскоре такой человек не просто уже ставит себя выше других, но и начинает с неприятием относиться к тому, когда кто-то говорит противное тому, что он хочет слышать и видеть. Эта неприязнь к чужому мнению приводит к тому, что человек начинает резко обрывать своих оппонентов, все более и более отучивая себя сдерживаться. Недаром в присутствии руководителей нередко подчинённые боятся даже рот открыть. В случае же, если вдруг находится кто-то, кто осмеливается делать что-либо вразрез, то у такого человека развивается буквально истерика, закрепление которой приводит к неврозу. Невроз — это обратимое пограничное психическое расстройство, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов, протекающий без нарушения отражения реального мира и проявляющийся, в основном, психогенно обусловленными эмоциональными и соматическими расстройствами. Но в случае, если ситуация (будь то наличие власти или гиперопека в семье, делающая из ребёнка идола) сохраняется, то это состояние приводит к невротическому развитию личности [Там же. С. 486], а та, в свою очередь, является прекрасной базой для последующего развития различных психозов, шизофрении, маниакально-депрессивного психоза. Недаром американская школа психиатрии уделяет больше всего внимания психогенной теории развития данных заболеваний [Там же. С. 393—394]. Итак, условно пять шагов (гордыня, неприятие чужого мнения, невозможность сдерживать себя, невроз, психоз) приводят нормального человека к психическим расстройствам, безумию. Итак, мы увидели, что даже учёные-атеисты признают, что причиной развития психических нарушений являются не какие-либо инфекции, воспаления, опухоли, аутоиммунные конфликты, а проблемы духовного плана, духовно-эмоциональной жизни человека, особенностей его характера. А раз так, то и в лечении, и особенно профилактике данных нарушений, нужны в первую очередь не медикаментозные средства, а что-то другое. На протяжении нескольких десятилетий психические расстройства (вновь подчеркнем, несоматического происхождения) пытались лечить различными медикаментами. Их суть сводилась к тому, что больному назначались препараты, которые “убивали” клетки нервной системы, за счёт чего удавалось “успокоить” больного. Это “успокоение” носило временный характер, и при последующем обострении давали вновь эти препараты, а вместе с ними гибли новые клетки. В течении нескольких лет такого лечения большинство больных просто становилось слабоумными. Это, кстати, вновь подтверждает данные Библии, указывающие на неотделимость понятий духа, души и тела “Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа” (1 Фес. 5:23). На западе от подобной терапии отказались раньше, теперь отказываются от неё и у нас. Ей на смену начала приходить психотерапия, многие постулаты которой были разработаны З. Фрейдом, но и она не дала ожидаемого результата. И вот сегодня, после долголетних безуспешных попыток лечения различных психических заболеваний несоматического генеза различными методами и средствами, учёные стали использовать… Библию! Хотим подчеркнуть, что её стали использовать не священники, а учёные, причём большинство из которых по-прежнему оставались атеистами. Говоря об этом методе, мы будем цитировать одного из ведущих современных русских психиатров, профессора В.Ф. Простомолотова, во-первых, потому, что это авторитет в своей области, а во-вторых, он сам открыто говорит, что он человек не религиозный [Простомолотов В.Ф. Комплексная психотерапия соматоформных расстройств. М.: Триада-Фарм, 2002. С. 125]. Поэтому с его стороны ожидать религиозной агитации в пользу Библии, и тем более, Бога, не приходится. И потому его оценка значения Библии как средства психотерапии представляет особый интерес. Вот какое место он отводит Библии вообще: “Мы рассматриваем Библию как один из древнейших литературных памятников, вобравших в себя мудрость многих и многих предшествующих поколений наиболее образованных людей, занятых поиском духовного начала, духовного основания, стержня в человеке, открывших миру законы нравственности и нормы поведения в обществе, без соблюдения которых homo sapiens очень быстро дичает и вырождается. Надо признать, что за многие годы применения Библии в познавательно-поведенческой психотерапии нам почти не приходилось встречать пациентов, толком знающих историю написания её книг, хорошо знающих и, главное, исполняющих заповеди, как среди так называемых верующих, посещающих православную церковь или какую-либо конфессию христианского толка, так и подавно среди неверующих. Более того, суеверия, по нашим наблюдениям, более распространены среди верующих, чем среди неверующих пациентов… Прежде чем перейти к изучению библейских заповедей, притчей и мудрых мыслей, пациентам предлагается для изучения трихотомическая структура личности: тело, душа и дух… внешний круг, оболочка — тело, средний — душа, внутренний круг — дух, самое глубокое, самое интимное в человеке, ядро личности. Все едино в человеке” [Простомолотов. Указ. соч. С. 122, 123—124]. Как видим, современные учёные так же приходят к библейскому пониманию строения человека, нераздельности и взаимосвязанности духа, души и тела, и что движущей силой в человеке является не тело с его органами и инстинктами, а духовное начало, собственно и отличающее человека от животного. Согласны учёные и с тем, что неисполнение Божьих Заповедей приводит к деградации и одичанию человека. А так же то, что сегодня многие христианские конфессии не уделяют должного внимания изучению Библии, что сказывается негативно на духовном здоровье человека. “… как объективны законы физики, а теперь всем ясно, что и экономики, так же объективны законы нравственности, открытые нашими предками и изложенные в Библии. Они действуют вне зависимости от расы, сословия, места проживания человека. Соблюдая эти законы, человек становится человеком, нарушая их — вырождается. Например, несоблюдение седьмой заповеди „Не прелюбодействуй“ (Исх. 20:14) уже угрожает самому существованию человечества; несоблюдение пятой заповеди „Почитай отца и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле…“ (Исх. 20:12) неминуемо приводит к тому, что дети того, кто нарушает Закон, будут слепы и глухи к любви и милосердию; а молодость, как весна, быстро пролетает, и в старости он остаётся один на один с болезнями и немощью, что, безусловно, сократит ему жизнь… Вторая заповедь: „Не делай себе кумира…“, с точки зрения формирования менталитета у верующего, является ключевой в десятисловии и, к сожалению, в христианской религии, как нам представляется, не находит должного утверждения и распространения. Соблюдение её предполагает цельность натуры, что человек живет в единой вере, по одним законам, что цементирует его уверенность и силу” [Там же. С. 125—126]. “Среди наших пациентов с тревожными, депрессивными, невротическими расстройствами чрезвычайно распространено суеверие, и уже потому изучение Библии им весьма показано, так как познавая Закон и правила поведения в мире людей, сопровождаемые научными разъяснениями врача, они обретают духовную силу, уверенность” [Там же. С. 126—127]. “У многих пациентов причинами, обусловливающими их невротическое состояние, явились неправильные взаимоотношения с людьми (соседями, сотрудниками), в чем они во многом повинны сами и чего могло бы не произойти, воспользуйся они мудрыми словами Соломона: “Честь для человека — отстать от ссоры; а всякий глупец задорен” (Пр. 20:3); “Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него — быть снисходительным к проступкам” (Пр. 19:11); “Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду” (Пр. 28:14); “Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою” (Пр. 11:17); “Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей” (Пр. 14:30); “Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа” (Пр. 15:4). Часто приходится замечать, что пациенты ввязываются в конфликтную ситуацию с людьми, которых следовало бы избегать, или, во всяком случае, игнорировать. Мудрые советы Соломона в этих случаях весьма кстати. “Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость” (Пр. 15:1); “Не отвечай глупому по глупости его, чтоб и тебе не сделаться подобным ему; Не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих” (Пр. 26:4—5); “Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет” (Пр. 10:7). Как мы неоднократно отмечали, около 2/3 от общего числа пациентов у нас составляют женщины, и у них в преобладающем числе случаев психологический конфликт находится в области семейно-супружеских отношений. Во многих случаях воспитание, характер, привычки и в целом уровень культуры женщин способствует этому конфликту, а подчас и определяет его. [В разрешении конфликта помогут следующие библейские тексты]: “Дом и имение — наследство от родителей, а разумная жена — от Господа” (Пр. 19:14); “Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме” (Пр. 21:9); “Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою” (Пр. 21:19); “Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена — равны” (Пр. 27:15); “Добродетельная жена — венец для мужа своего; а позорная — как гниль в костях его” (Пр. 12:4); “Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками” (Пр. 14:1); “Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная” (Пр. 11:22). Стремление к материальному благу в ущерб нравственно-этических норм, а происходящее вокруг нас убеждает, что это нередко имеет место, “разрушает и личность, и семьи, и молодые души. Поэтому “Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть” (Пр. 15:17); “Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором” (Пр. 17:1). Конструктивное обсуждение библейских истин встречает понимание у пациентов и приносит позитивный результат. Нет практически ни одной темы в области невротических и поведенческих расстройств, которые не находили бы отражение в Книге книг, в их числе и суеверие, и половые извращения, и воровство, и предательство, и многое другое. Насколько важное значение библейские мудрецы, начиная с Моисея, придавали проблеме искоренения в своём народе суеверия и рудиментов язычества, демонстрирует суровое, но необходимое напутствие пророка: “Ворожеи не оставляй в живых” (Исх. 22:18)” [Простомолотов. Указ. соч. С. 128—129]. Как видим, учёные, вновь подчеркнем, не имеющие к религии никакого отношения, очень важную роль в формировании психических расстройств придают суевериям и с медико-психиатрической точки зрения успешной профилактикой данных болезней считают вполне правомочным постановление Моисея об истреблении колдунов, деятельность которых разрушала духовное здоровье человека, открывая тем самым прямую дорогу к психическим нарушениям. Итак, Библия сегодня становится неразрывной частью лечения людей, страдающих психическими расстройствами. И можно только предполагать, насколько возросла бы эффективность подобного лечения, если бы параллельно изучению Библии больных учили бы молиться Богу и молились бы вместе с ними об их духовном здоровье и их исцелении. Но бывает так, что гордыня уводит человека настолько далеко от Бога, что он отдаёт себя во власть злых сил, которые начинают духовно терзать его, делая жизнь невыносимой, так что уже никто не в состоянии помочь человеку. Именно к такому человеку и был вызван Давид, подходивший к воротам Гивы.