Евангелие от Марка 1:21-28.

Скажите, какие чувства вы испытываете, когда читаете или слышите что-то о сатане? Полагаю, что никто из нас не хотел бы встретиться с ним один на один и испытать на себе его силу. Хотя так или иначе, но мы испытываем на себе силу дьявола в своей жизни, особенно тогда, когда теряем живительную связь с Богом, когда не живём жизнью, наполненной доверием к Богу и общением с Ним.

Мы как христиане знаем, что нам не нужно бояться дьявола и его силы, если, конечно, мы с Богом. В нас должен быть только страх Божий, а не страх перед дьяволом. Однако сегодня есть немало христиан, в учении которых много значения уделяется силе дьявола и борьбе против него, особенно это проявляется в харизматических движениях. Есть даже такая наука, которая называется демонологией (именно христиане ведь её и создали). Но можем ли мы сказать, что среди нас, адвентистов седьмого дня, нет людей, которые в своих словах и мыслях уделяют немало внимания именно дьяволу и думают о нём иногда даже больше, чем о Боге? Мы не можем отрицать, что такая проблема есть. И более того, почти у каждого из нас бывают такие периоды в жизни, когда нами овладевает страх перед сатаной и всей его вражеской армией. Но, с другой стороны, и не думать совсем о дьяволе тоже нельзя – нам нужно быть начеку, чтобы не позволить себе недооценивать его. А как нам найти ту самую золотую середину?

Библия нас ясно учит нас тому, что мы живём в условиях великой борьбы и что сатана «принимает вид Ангела света» (2 Кор 11:14) и «ходит, как рыкающий лев» (1 Петр 5:8). Вмешательство сатаны в нашу жизнь нельзя отрицать, но и нельзя все проблемы связывать с вмешательством злых духов в жизнь человека и придавать всему происходящему нездоровую окраску. Нам стоит поразмышлять о словах известного христианского писателя Клайва Льюиса, который однажды сказал: «Имеется пара равных и полярных заблуждений, в которые склонен впадать наш народ, когда речь заходит о бесах. Одно из таковых – сомневаться в их существовании; другое – верить в них и испытывать к ним чрезмерный и нездоровый интерес. Что касается самих бесов, то они одинаково рады и тому, и другому заблуждению». Дьявол рад, когда в него не верят или когда о нём думают слишком много. Таким образом, из этой цитаты следует, что мы не должны концентрировать своё внимание на дьяволе и его силе, но и не должны отрицать его силу в нашей жизни, а иметь здравую оценку всего. Мы знаем известный всем библейский текст: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин 3:8).

В любом случае, мы понимаем, что Иисус Христос хорошо знал о существовании дьявола, знал его силу, но не боялся его и всегда был готов вступить с ним в битву. На протяжении всего Своего земного пути Христос сталкивался с дьявольской силой во всём её обличии и бросал ей вызов. И Христос доказал, что Он сильнее, потому что сатана трепетал, когда Христос проявлял всю Свою власть и могущество. Христос и сегодня противостоит этой силе в нашей жизни и готов даровать любому из нас победу над нашими грехами, над эгоизмом и себялюбием, над любыми препятствиями и преградами.

Вместе с вами хотел бы сегодня открыть Священное Писание о поразмышлять о силе Божьей в нашей жизни. Мы поговорим о том, какое значение для нас имеют те проявления силы Христа в борьбе против сатаны и его ангелов, как Он нас желает сегодня освободить от проявлений падшего ангела. Прочитаем Мк 1:21-28: «Приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему? И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее«.

Согласно Евангелию от Марка это было практически самое начало служения Иисуса. Совсем недавно Он уже столкнулся с сатаной в пустыне. Теперь, хотя дни Его искушения были позади, Иисус снова здесь встречается с этой силой. Но прежде чем поговорить об этом, давайте обратим внимание на некоторые важные детали.

Где происходят описанные здесь события? Они происходят в синагоге. Нужно заметить, что синагога в жизни иудеев играла важную роль. Но её роль отличалась от роли храма. Храм был сугубо местом богослужения. Синагога же скорее была местом обучения и духовного наставления. В синагоге не было пения и жертвоприношения. Богослужение там состояло только из трёх частей: молитва, чтение Священного Писания и разъяснение прочитанного. Любой человек, который желал поделиться вестью от Бога, шёл именно в синагогу. В этом отношении синагога очень похожа на церковь, какой она должна быть. А церковь, как мы знаем – это не только место богослужения, но ещё и место обучения, духовного наставления и даже место обличения.

Обучение у иудеев обычно отвечало определённым требованиям. К моменту пришествия Христа у них появилось множество традиций, так называемых устных законов, а кроме того, было ещё множество записанных преданий. Книжники, когда учили народ, опирались обычно на эти законы. Когда они говорили по поводу какой-то темы, они обычно начинали так: „Существует теория, что… ”. А дальше они ссылались на все авторитетные источники и заявления других известных книжников.

Учение Иисуса существенно отличалось от их учения. Ему не нужны были никакие авторитетные источники, кроме Него Самого и Его Отца. Он был независим от всех этих человеческих традиций и преданий. Но сегодня тоже в церкви есть немало таких людей, которые хотят учить независимо от опыта церкви и её понимания истины. Нужно сказать, что их учения не имеют ничего общего с учением Иисуса. Они хватаются за всё новое, ещё до конца не понимая сами, во что же они верят. Иисус очень хорошо знал, для чего Он пришел, и Он был твёрдо убеждён в каждом слове, которое Он произносил. Ему не нужен был человеческий авторитет, Он обладал авторитетом Божественным.

Когда Иисус говорил, люди не могли не почувствовать в Его словах силу и власть, Его убеждённость. Когда люди слышали Его слово, они просто не могли оставаться равнодушными. Они должны были либо повиноваться Его словам, либо воспротивиться им. В словах Иисуса была великая власть. Слово Божье – это величайшая сила во вселенной. Силы, большей, чем эта, не существует. Эта сила творит, создавая что-то из ничего. Но во всей вселенной есть только одно Божье творение, способное противиться и не покоряться этой силе – это человек. Сегодня эта сила также воздействует на наши сердца, побуждая нас признать великую власть Иисуса над нами, чтобы мы позволили Ему преобразить нашу жизнь по Его воле.

Иисус пришёл в синагогу, чтобы учить людей принципам Царства Божьего. Однако, как уже мы говорили, Он столкнулся здесь с проявлением дьявольской силы. Но вопрос вот в чём: откуда в синагоге мог взяться человек, одержимый бесом? Дело в том, что такие люди тоже сознавали свою нужду в истине, нужду в Боге, но они продолжали оставаться одержимыми дьяволом. Учение книжников и фарисеев было не способно изменить этих людей.

Иудеи верили в то, что весь мир был наполнен бесами. Поэтому они совершали множество различных ритуальных очищений, чтобы не подвергнуться власти бесов. Поскольку этот человек тоже находился в синагоге, он был иудеем. А поскольку он был иудеем, он также совершал все эти омовения и очищения. Но они не помогли ему.

Позже Иисус упрекнул книжников и фарисеев: «Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф 23:26). Этот упрёк касался не только посуды, но прежде всего сердца и жизни человека. Дух пророчества нам ясно указывает на то, что почти всегда причиной одержимости бесами была жизнь человека в грехе, когда человек противился Богу и потворствовал своим желаниям. Поэтому какие-то внешние ритуалы не могли тут помочь. Необходимо было изменение сердца и образа мыслей человека.

Евангелие от Марка нам не сообщает, в чём выражалась одержимость этого человека. Обычно мы привыкли думать, что проявление одержимости бесами – это когда человек падает на землю, валяется и кричит, испуская пену. Но в Библии мы можем увидеть, что одержимость дьяволом может проявляться по-разному. Помните как-то, иудеи обвинили Иисуса, что в Нём бес? (См. Ин 7:20; 8:52). Но у Иисуса не было даже близко тех проявлений, о которых мы привыкли думать как о главных признаках одержимости. Они обвинили Иисуса в одержимости, потому что Он думал, говорил и поступал не так, как они. Дорогие друзья, главный признак одержимости дьяволом – это в первую очередь противление Богу, когда мы знаем волю Божью и ищем отговорки, чтобы сделать всё как-то по-своему. Присутствие бесов в нашей жизни начинается с того момента, когда мы позволяем им жить в нас. А позволить им жить в нас – значит не покорить свою волю всецело Богу.

Когда Иисус появился в синагоге и начал говорить со властью, бес, находящийся в этом человеке, вострепетал. Знаете, почему? Потому что больше всего на свете сатана боится Божьего присутствия. И он готов признать то, что Христос имеет эту власть. Но для него это власть не к жизни, а к погибели. Христос не нуждался в бесовском свидетельстве. Но очень интересно этот демон здесь говорит Иисусу: «Что Тебе до нас?» А почему он так говорит? Мы – это кто? Когда дальше мы читаем, что Иисус освободил этого человека от власти сатаны, то сколько из него вышло бесов? Написано, что вышел дух нечистый. Один. А кого же он тогда называл „мы”? Это не множественное величие. Всё очень просто. Когда сатана входит в жизнь человека, в его сознание, он считает этого человека своей собственностью. Он не спрашивает согласие человека на то, чтобы жить в нём. Это Господь стоит у двери и стучит, прося нашего разрешения войти. Но если Господь не живёт в нашем сердце, сатана не будет спрашивать разрешения войти. Он ворвётся в нашу жизнь, как непрошеный гость, а выгнать его своими силами мы уже не сможем.

Нам стоит задуматься над всем этим. Может быть, и мы сегодня находимся в церкви, но мы одержимы духами нечистыми? Звучит как-то непривычно, не так ли? Мы не привыкли о себе так думать. Но может быть, Господь уже давно призывает нас решить какой-то вопрос, какую-то проблему в нашей жизни, а мы откладываем это. Может быть, мы проявляем неверность Богу в соблюдении субботы? А может, мы неверны в десятине – в том, что Господь называет Своей святыней? Или мы не живём жизнью полного посвящения себя Богу и довольствуемся частичным повиновением Ему – настолько, насколько это не так сильно обременяет нас, наши земные желания, не уязвляет нашу гордыню и эгоизм? Может быть, Господь давно побуждает нас что-то изменить в нашем образе жизни, в нашем поведении, в наших отношениях с Ним, а мы не торопились это сделать? Один из главных признаков одержимости – это когда наша жизнь расходится с тем, во что мы верим. Это называется двойной жизнью. В одном лице человек признаёт свою нужду, говорит о своей вере, но в другом продолжает игнорировать призыв Божий. Он боится, что следование за Христом причинит ему неудобства, придётся от чего-то отказаться, чем-то пожертвовать. Вот почему этот бесноватый в синагоге закричал Иисусу: «Ты пришёл погубить нас». Это в то время как Иисус пришёл дать жизнь, а не погубить.

Но Слово Божье, которое Иисус произносит со властью, всегда побуждает к переменам. Мы привыкли думать о Боге, Который просит нас сделать что-то, предлагает. Но когда Бог произносит Своё Слово, Он повелевает. И сегодня Господь так же властно указывает на необходимость покориться Ему полностью, чтобы избавиться от власти дьявола. Он – Бог-Ревнитель, Который никогда не согласится разделить Свою власть в нашей жизни с кем-нибудь ещё. Для того чтобы мы достигли спасения, Он должен безраздельно управлять нашей жизнью.

Как вы думаете, в тот день в этой синагоге был только один одержимый духом нечистым человек? Нет, их там было много. Но остальные, похоже, решили закрыть свои сердца, чтобы не уступить свою собственную власть над своей жизнью силе Иисуса. Но не будем забывать о том, что наша власть – это власть лишь кажущаяся, потому что если мы оставляем её себе, она принадлежит не нам, а дьяволу. Эти люди в синагоге просто ужаснулись от того, что увидели, изумились, они даже говорили другим о том, что увидели, но сами не покорились этой власти Слова Божьего. Проблема была в том, что сатанинскую силу они не восприняли всерьёз. А тот, кто не верит в реальность дьявола, вряд ли способен поверить и в реальность силы Божьей.

А вы верите в то, что сатана и его ангелы – это реальность? Не страшно ли вам при мысли об этом? Но нам не нужно бояться этого. Есть очень простой способ борьбы против него. Есть очень хороший библейский текст: «Не давайте места диаволу» (Еф 4:27). Короткий, но очень ёмкий текст. В нём сказано очень много. Но как всё это возможно?

Рассказывают историю об одном человеке, который жил на Гавайях. Он хотел купить дом у другого человека, но его не устраивала цена, которую тот просил – он мог дать вдвое меньше, чем дом стоил. Однако в конце концов после долгих переговоров хозяин неожиданно согласился продать свой дом за ту цену, которая устраивала покупателя. Но на одном условии. При оформлении договора купли-продажи там было указано, что отныне покупатель является полноправным владельцем всего дома, который он покупает, за исключением одного гвоздя, который был вбит в стену посреди комнаты. Он продолжал оставаться собственностью старого хозяина, и этот гвоздь нельзя было вырвать или ещё что-нибудь с ним сделать. Эту мелочь новый хозяин посчитал несущественной.

Прошло несколько лет, и старый хозяин решил вернуть себе проданным им дом. Новый хозяин отказался его продать. Тогда старый хозяин просто приехал туда и на том единственном гвозде, который ему принадлежал, повесил дохлую собаку. Вскоре в доме просто невозможно стало находиться, и новый хозяин вынужден был покинуть его, потому что он ничего не имел права сделать. Старый хозяин заполучил свой дом обратно, заплатив гораздо дешевле, чем он предлагал вначале.

Дорогие друзья, дьяволу не нужно много. Но мы не должны оставить ему в нашем сердце ни гвоздя. Это сделать нетрудно – просто полностью посвятить себя Богу. «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак 4:7).

Есть то, чего Бог никогда не сможет сделать за нас. Мы сами должны решить отдать свою жизнь Богу, покорить Ему свою волю. Какими бы мы ни были, мы можем это сделать, и должны это сделать. Только так можно освободиться от власти дьявола.

Есть ещё история о другом бесноватом, в этом же Евангелии. Это был страшный человек, никто из нас наверняка таких не встречал. «Он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк 5:3-5). Но очень интересно, с чего началось его исцеление. «Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему» (Мк 5:6).