8. Пророчество после времени написания Нового Завета

Большинство верующих в Библию считают само собой разумеющимся, что дар пророчества был отнят у Церкви после того, как было завершено написание Нового Завета. Мало кто из христиан всерьез рассматривает мысль о том, что дар пророчества мог действовать и после этого времени. Цель данной главы — изучить свидетельства Св. Писания, открывающие тот факт, что Бог был намерен продолжать посылать откровения Своей Церкви через пророков всякий раз, когда возникала необходимость в особых вестях. В частности мы с вами увидим, что этот дар должен будет присутствовать в Церкви Остатка незадолго до возвращения Спасителя. Доказательства содержатся в более чем двенадцати библейских отрывках, разделенных на четыре группы. Поскольку не существует текстов, хотя бы намекающих на то, что действие этого дара прекратится, нет необходимости сравнивать и взвешивать доказательства с целью обнаружить, будет ли этот дар присутствовать в Церкви после написания Библии. Особое внимание необходимо уделить обстоятельствам, при наличии которых можно ожидать проявления этого дара.

Библейские доказательства

1. Из Ветхого Завета. “И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма.

Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется: ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь”. Иоил. 2:28—32.

Чтобы понять смысл фразы “и будет после того” в 28-м стихе, важно уяснить, в какое время исполнится предсказание об излитии Духа. Согласно следующим стихам, оно должно было исполниться в то время, когда на небе и на земле будут показаны определенные знамения и незадолго до избавления “остальных (Остатка), которых призовет Господь”. Первые два стиха третьей главы помогают дополнить общую картину того времени, о котором идет речь. Иоил 2:30 можно толковать по-разному, но не может быть никаких сомнений по поводу событий, описанных в 31-м стихе. “Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный”. Перечисляя события, предвозвещающие Его возвращение, Иисус включил это знамение среди прочих: “И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе”. Мф. 24:29, 30. Другое параллельное место мы находим в книге Откровение 6:12—17: “И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь; и звезды небесные пали на землю… И небо скрылось, свившись как свиток… Ибо пришел великий день гнева Его”. Эти знамения, упомянутые Иоилем, Иисусом и Иоанном, указывают на мрачный день 19 мая 1780 г. Другие знамения, связанные с этим мрачным днем и указывающие на Второе пришествие Христа, свидетельствуют о том, что это событие близко. Библия говорит о том, что именно в этот период времени Господь изольет Свой Дух “на всякую плоть” необычным образом.

Пророчество открывает нам, что во дни, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа, Бог изольет Свой Дух необычным способом. Нам сейчас не нужно углубляться в разнообразные проявления Духа. Достаточно знать о том, что одним из результатов сошествия Духа будет проявление дара пророчества у некоторых людей, которые получат видения и сны. Таким образом, возрождение пророческого дара должно стать предзнаменованием скорого Второго пришествия.

Необходимо ответить еще на один вопрос, прежде чем мы оставим это пророчество Иоиля. Этот вопрос касается того, как Петр использовал этот текст в День Пятидесятницы. Отвечая тем, кто насмехался над чудом, произошедшим в тот день, апостол объявил: “Но это есть предреченное пророком Иоилем”. Деян. 2:16. Продолжая, он процитировал стихи, которые мы только что рассмотрели. Исполнилось ли это пророчество полностью и окончательно в Пятидесятницу? Если да, то оно не может помочь нам в разрешении стоящей перед нами проблемы. Льюис М. Свит предлагает нам тот же самый вопрос и, по сути дела, отвечает на него. “Обетование, данное через Иоиля, — это неопровержимое предсказание (каковым является любое обетование), которое в какой-то мере будет исполняться во время любого необычного проявления Божьего Духа среди людей. Единственный вопрос, который может быть поднят в связи с тем, каким образом Петр ссылается на это место Писания: было ли излитие Духа в день Пятидесятницы последним и кульминационным исполнением этого обетования и наступлением благословенной эры, предсказанной пророком”. — “Международная Нормативная Библейская Энциклопедия”, том 4, с. 2517. Он соглашается с тем, как Петр использовал этот текст применительно к событиям дня Пятидесятницы, но его интересует, достаточно ли событий произошло в День Пятидесятницы, чтобы можно было утверждать, что в тот день пророчество Иоиля исполнилось полностью и в последний раз.

Краткий обзор событий показывает, что предсказание Иоиля не исполнилось окончательно в то время. Не произошли чудеса на небе и на земле, предсказанные Иоилем. У нас нет никаких библейских доказательств того, что в тот день были даны видения и сны, а без этого мы не можем утверждать, что все пророчество Иоиля исполнилось в один день.

Пророк перечислил события, которые произойдут незадолго до пришествия Христа и избавления Божьего Остатка. Но другие предсказания относительно появления Остатка оставались неисполнившимися еще многие века. В День Пятидесятницы произошло удивительное излитие Духа Божьего, и Петр законно сослался на пророчество Иоиля, когда доказывал, что Бог предсказал эти благословения. Но мы ни в коем случае не можем сказать, что данное пророчество не имеет продолжения. Фактически, то, что произошло в Пятидесятницу, просто предвосхищает могущественное излитие Духа накануне Второго пришествия Христа. Частичное исполнение Иоиля 2 в Деяниях 2 просто подчеркивает, что в будущем должно произойти нечто более великое, когда дар пророчества явится в Церкви Остатка.

В этой связи необходимо рассмотреть второе предсказание Ветхого Завета. “Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришед не поразил земли проклятием”. Мал. 4:5, 6. Кем был Илия пророк, и какое отношение он имеет к продолжению пророческого дара после времени написания Библии? Должно ли состояться буквальное возвращение этого пророка Божьего, который так благородно исполнил свою миссию, что Господь взял его на небо в огненной колеснице, так что он не увидел смерти? 4 Цар. 2:11.

Иисус высказывает ценную мысль по этому поводу, когда говорит об Иоанне Крестителе. Он сказал, что Иоанн был “больше пророка” (Мф. 11:9), и что Иоанн исполнил предсказание о вестнике, который приготовит путь для пришествия Иисуса. Затем Он сказал: “И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти”. Стих 14. По другому поводу ученики спросили: “Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его… Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестетителе”. Мф. 17:10—13.

Однако можно вспомнить, что, когда Иоанна спросили: “Ты Илия?” — он ответил: “Нет”. Ин. 1:21. Как же тогда понимать слова Иисуса? Объяснение мы находим в еще одном стихе: “И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный” Лк. 1:17. Это были слова ангела Гавриила, обращенные к отцу Иоанна Крестителя Захарии, когда он возвестил этому священнику о чудесном рождении его долгожданного сына. Иоанн не был Илией, явившимся во плоти, но дух и сила его вести была той же, что и у Илии, и он должен был подготовить народ к пришествию Господа.

Придя в духе и силе Илии, проповедуя покаяние и служа предтечей Христа, Иоанн исполнил пророчество Малахии 4. Но в этом пророчестве есть нечто большее, что не нашло исполнения в работе Иоанна. Илия должен придти “пред наступлением дня Господня, великого и страшного”. Ситуация аналогична той, в которой Петр использовал пророчество Иоиля в День Пятидесятницы. В то время оно исполнилось лишь частично. Великий и страшный день Господень — это Второе пришествие Христа. Перед наступлением этого времени пророк Илия поможет подготовить народ к великому событию всех веков. Подобно тому как Иоанн Креститель частично исполнил предсказание своей проповедью и подготовкой пути для Первого пришествия Христа, так и возвещающие о Его Втором пришествии и готовящие народ к этому событию будут проповедовать свою весть в духе и силе Илии. Илия был пророком; Иоанн был пророком, и можно ожидать, что во исполнение этого конкретного предсказания пророческий дар снова выйдет на первый план, чтобы помочь народу подготовиться ко Второму пришествию.

2. Из слов Иисуса. Иисус Христос, в Своих беседах с учениками и с народом, не говорил конкретно, что дар пророчества будет действовать до самого конца. Но некоторые из Его других заявлений и предостережений можно понять только в свете этой истины.

Сидя на горе Елеонской, Он рассказал Своим ученикам о знамениях, которые будут указывать на то, что Его пришествие близко. Одним из таких признаков, сказал Он, будет появление лжехристов и лжепророков. Мф. 24:11, 24. На более раннем этапе Своего служения Он дал общее предупреждение: “Берегитесь лжепророков” (Мф. 7:15); но на этот раз предостережение было дано в контексте тех событий, которые должны были произойти накануне Его Второго пришествия.

Если бы Христос не предвидел, что наряду с ложными пророками в последние дни будет также проявляться и истинный дар пророчества, то Он, несомненно, сказал бы нечто вроде: “Берегитесь любого, кто будет называть себя пророком, ибо в те дни пророков не будет”. Иисус не сделал подобных заявлений. Он просто предупредил всех людей, чтобы они не слушали лжепророков. Из этих слов становится понятно, что истинный дар будет сосуществовать с ложным, и что народу Остатка надо будет выбирать между истинными и ложными пророками.

Еще одно важное, хотя и косвенное указание на то, что Иисус признавал действие дара пророчества после написания всех книг Нового Завета, содержится в Его обетовании ученикам, что Святой Дух пребудет с ними постоянно (Ин. 14:15—17) и научит их всему. Ин. 14:26. Как будет впоследствии указано, именно через служение Святого Духа Христос дарует Церкви Свои дары и делает их действенными. Именно Дух разделяет дары “каждому особо, как Ему угодно”. 1 Кор. 12:11. См. также Еф. 4:8, 11—13. В обетование Иисуса о пришествии Духа было также включено обетование о дарах Духа, несмотря на то, что они перечисляются позже.

3. Из слов Павла. В письмах Павла к разным церквам мы находим многочисленные подтверждения того, что пророческий дар будет действовать в Церкви и после апостолов. Некоторые его высказывания носят общий характер и указывают на то, что все дары, которые Христос даровал Своей Церкви, будут действовать до самого конца.

Другие более конкретно указывают на присутствие пророчества в Церкви Остатка.

“Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь”. 1 Фес. 5:19—21.

Эти слова появляются в конце главы, затрагивающей проблему приготовления к пришествию Господа. Апостол язычников говорит о временах и сроках и показывает, что пришествие приближается. Он говорит, что Господь придет как тать ночью, что когда будут говорить: мир и безопасность — тогда внезапно постигнет их пагуба. Он призывает всех христиан бодрствовать и трезвиться; утешать, назидать и наставлять друг друга, твердо держаться истины. Он говорит, что находясь в таких обстоятельствах, они должны будут не уничижать пророчеств, но все испытывать и хорошего держаться. Это позитивная формулировка той же мысли, которую Христос выразил в негативной форме, когда предупреждал: “Восстанут… лжепророки”. Таким образом, Павел предвидел, как мы видим, что истинный пророческий голос будет слышен во дни, предшествующие Второму пришествию Христа.

“Потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, — ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит нас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа”. 1 Кор. 1:5—8. Обратите внимание: Павел ожидает, что Господь обогатит христиан всем, чтобы в них утвердилось “свидетельство Христово”. Упомянутое здесь “свидетельство Христово” — это то же самое, что и “свидетельство Иисусово”, о котором говорится в Откр. 19:10. Там оно названо “дух пророчества”. Они были призваны возрастать до такой степени, чтобы в их умах утвердились вести Божьи через пророков всех веков.

Эти слова относились к людям, ожидающим “явления Господа нашего Иисуса Христа”. Апостол хотел, чтобы эти люди не имели недостатка ни в каком даровании Христа, которыми Он благословляет Свою Церковь.

Как мы увидим из дальнейших высказваний, принадлежащих перу апостола Павла, дар пророчества занимает видное место в числе прочих даров. Это высказвание в 1 Коринфянам — одно из самых сильных предсказаний апостола, убежденного в том, что этот дар должен оставаться в Церкви до возвращения Иисуса Христа. Интересно, что в данном случае, говоря о преемственности даров, Павел использует в качестве иллюстрации дар пророчества. С его помощью Церковь Остатка должна укрепляться и утверждаться в ожидании пришествия Спасителя.

“Посему и сказано: “восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам… И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова”. Еф. 4:8—13. Нуждаются ли святые в совершенствовании и в наши дни? Нуждаются ли служители в конкретной помощи для выполнения своей работы? Нуждается ли сегодня тело Христово, Церковь, в назидании и просвещении? Если мы даем утвердительный ответ на эти вопросы, то это значит, что Церковь по-прежнему нуждается в дарах Духа. Есть ли необходимость в том, чтобы в Церкви совершали служение апостолы, пророки, евангелисты, пасторы и учителя? Если да, то дары Духа должны действовать и в наши дни. Фактически величайшее время нужды в жизни Церкви наступит в течение окончального приготовления к концу всего сущего. Мы видели, что Господь предусмотрел все необходимое для излития Своего Духа в это время и для проявления Духа Пророчества. Иоиль 2.

“Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос”. “И вы — тело Христово, а порознь — члены. И иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки”. 1 Кор. 12:12, 27, 28.

Интересно отметить, что единственный дар, который упоминается во всех трех списках Павла (1 Кор. 12:8—10; 1 Кор. 12:28; Еф. 4:11) — это дар пророчества.

В первой главе 1 Коринфянам Павел сказал своим друзьям в Коринфе, что они не должны иметь недостатка ни в каком даровании, ожидая пришествия Господа. Перед тем как закончить свое письмо, он излагает им цели и предназначение даров в Церкви. Он показывает, как каждый дар связан со всеми другими дарами, а также говорит, что тело не может иметь полноту и выполнять свою работу наиболее действенным способом, если будет отсутствовать один из даров. Он говорит им, что дары даются членам Церкви не в массе, но Святой Дух отбирает тех, кто способен наиболее эффективно их использовать. Вот почему обладание каким-то одним даром не может служить доказательством принадлежности к христианской Церкви, поскольку Библия ясно говорит о том, что не каждый член получит все дары или даже один какой-то дар. Хотя список даров в данной главе похож на тот, который приведен в Ефесянам 4, в 1 Коринфянам 12 гораздо полнее и подробнее объясняется их место в Церкви и снова подчеркивается тот факт, что они должны быть постоянной принадлежностью Церкви. Ни один из них не должен был прекратить свое действие, в то время как Господь пытался научить Церковь Своей воле.

4. Из слов Иоанна. В книге Откровение нам дана ясная картина борьбы между сатаной и народом Божьим с апостольских времен до окончательного уничтожения греха и грешников. Более подробно, чем другие библейские писатели, Иоанн описывает столкновение сил тьмы с Церковью Божьего Остатка.

“И рассвирипел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа”. Откр. 12:17.

В этой главе книги Откровение приводится ряд событий, некоторые из которых уже стали историей во дни Иоанна, тогда как другие представляют собой пророчество. В первой части главы перед нами предстает жена, облеченная в солнце, под ногами у нее луна, а на голове — венец из двенадцати звезд. Она символизирует истинную Церковь. Далее мы видим большого красного дракона, который пытается погубить Младенца мужского пола, рожденного от жены. Дракон обозначен как тот же самый враг, который воевал против Михаила и ангелов его и был изгнан с неба. Он назван обвинителем братьев. Становится ясно, что святые победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего. Поскольку у дракона осталось мало времени, он умножил свои усилия, и по причине преследования жена вынуждена была убежать в место убежища, где скрывалась от ярости дракона в течение “времени, времен и пол-времени” — то есть период в 1260 лет с 538 г. н.э. до 1798 г. н.э. Женщина питалась там все это время и получала помощь, которая спасла ее от полного уничтожения. Многие, но не все, составляшие ее семя — дети жены — были замучены до смерти, отреклись от веры под страхом смерти или были введены в заблуждение посредством лжеучений и ложных обычаев. Остался лишь малый Остаток, который снова стал осуществлять Божью программу возвещения всему миру вести о Божьей любви и искупительной силе.

Дракон снова начал войну с этим Остатком, пытаясь уничтожить его либо с помощью гонений, либо посредством обмана. Чтобы можно было безошибочно обнаружить этот Остаток, в Откровении упоминаются две его главные особенности, которые необычным образом отделяют Остаток от всех других последователей Бога по исповеданию. Внимание обращено на тех, которые соблюдают заповеди Божьи и имеют “свидетельство Иисуса Христа”. “Свидетельство Иисусово” названо в Откр. 19:10 “Духом Пророчества”. Соблюдение Божьих заповедей и обладание Духом Пророчества — это два признака, которые помогают обнаружить истинный Остаток. В этих двух стихах Откровения мы сосредоточили внимание на различных предсказаниях о присутствии Духа Пророчества в последние дни.

Иоиль, Малахия, Иисус и Павел, прямо или косвенно, указали на проявление этого дара во время, предшествующее возвращению Христа. Теперь Иоанн указывает на то, что Церковь Остатка, незадолго до Второго пришествия, должна будет иметь дар пророчества как одну из своих главных особенностей. И снова мы видим удивительное единство и общую цель всей Библии.

“Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись, ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества”. Откр. 19:10. Если рассматривать весь стих в его контексте, а не просто последнее предложение, то это позволит лучше понять смысл того события, которое лишь частично описывается в данном стихе. Иоанну было дано откровение о суде, который будет совершен над отступнической властью в последний день воздаяния; он видел, как святые собираются на брачную Вечерю Агнца. Затем ангел, по-видимому Гавриил, снова сказал пророку: “Напиши: блаженны званные на брачную вечерю Агнца”. Откр. 19:9. Увиденное произвело такое сильное впечатление на Иоанна, что он пал к ногам ангела, чтобы поклониться ему. Но вестник сразу же обличил его: “Не делай сего”. И дальше он объяснил, почему он не может принять поклонение от провидца. Он был не Богом, а одним из сослужителей Иоанна. Но еще важнее для нас следующий факт, который он объявил: он есть сослужитель Иоанна и его братьев, имеющих “свидетельство Иисусово”. Общение с пророческим ангелом — это преимущество Церкви Остатка, имеющей Дух Пророчества.

В дальнейшем эта сцена повторилась, поскольку Иоанн снова пал к ногам ангела, и вестник снова удержал его, но на этот раз он назвал себя так: “Сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей”. Откр. 22:9. Далее в цепочке перечисленных событий, ведущих ко Второму пришествию, значится завершение времени испытания.

“Неправедный пусть еще делает неправду… святый да освящается еще”. Стих 11. Группа людей, с которой ангел в пророчестве желал иметь общение, потому что они соблюдают слова книги сей, — это Церковь Остатка. Какая высокая честь оказана представителям Остатка: стать свидетелями исполнения этих обетований об особом общении с ангелом — личным представителем Христа!

Заключение

1. В приведенных текстах просматриваются две основные мысли. Во-первых, слова Павла в Ефесянам 4 и 1 Коринфянам 12 поясняют, что дары Духа, данные Церкви Христа, должны оставаться в ней до самого конца. Хотя не все дары обязательно проявляются в Церкви в данный момент времени, пытаться изъять дар пророчества и при этом утверждать, что все остальные дары должны действовать в современной Церкви — это все равно, что изъять четвертую заповедь из Десятословия и утверждать, что все остальные заповеди нужно соблюдать.

2. Во-вторых, наше внимание обращено на Церковь накануне Второго пришествия Христа. Мы видим конкретное применение общего обетования, данного в 1 Коринфянам 12 и Ефесянам 4.

3. Слова Иоиля, Малахии, Иисуса, Павла и Иоанна говорят о том, что Дух Пророчества будет действовать в последние дни. Контекст каждого стиха в этой группе показывает, что действие происходит в последнее время, незадолго до Второго пришествия.

Для изучения и обсуждения

1. Приведите дополнительные свидетельства из Иоиля 2 и 3, показывающие правильную хронологию Иоил. 2:28—32.

2. Почему в Иоиле 2, в Матфея 24 и в Откровении 6 дан неполный перечень признаков последнего времени? Не может ли эта незавершенность привести к путанице и замешательству при изучении контекста и сопоставлении текстов?

3. Опишите, каким образом Илия и Иоанн Креститель изображают Церковь Остатка.

4. Поскольку в Библии нет текстов, указывающих на то, что пророчество должно закончиться вместе с написанием Нового Завета, как вы объясните отсутствие этого дара в современных церквах?

Избранные ссылки

Хейнз, Карлайл Б., “Дар Пророчества, сс. 21—62.