24. Изучение отдельных тем

Восстановление исторического контекста и понимания предназначения дара пророчества в том, чтобы извлекать наибольшую пользу из наставлений, данных через вестника. Глубокое знание укрепляет уверенность, а уверенность побуждает к исследованию. Тщательные исследования готовят путь для принятия и послушания.

Ничто не убедит человека в богодухновенности вестей Елены Уайт больше, чем основательное исследование тем, которые она затрагивает, и сравнение их с материалами Библии. Тысячи страниц ее сочинений отличаются единством мысли, которое свойственно и Св. Писанию. В рамках этого единства происходит постоянно расширяющееся откровение духовной истины. Вся истина в отношении той или иной темы не излагается в одном месте. Заповедь накладывается на заповедь в многочисленных отрывках и в самых разных ситуациях. Ни один отдельный отрывок нельзя до конца понять, если не исследовать всего, что было сказано по этому вопросу. Конечно, это мудрая процедура при рассмотрении любой области знаний.

Мы дошли до такого места в нашем исследовании, когда мы можем обратить внимание на труды Елены Уайт, чтобы усвоить практический метод исследования. Имеются многочисленные методы подобных исследований, но мы расскажем лишь об одном из них на страницах нашей книги. Он должен скорее наводить на размышления, чем давать определения.

Процедурные принципы

1. К любому исследованию духовных вопросов необходимо подходить с молитвой и с открытым умом, принимающим ту истину, которая ему открывается. Личные предрассудки и предвзятые идеи должны быть отвергнуты, если они не согласуются с той истиной, которую человек обнаруживает.

2. Как Библия, так и сочинения Елены Уайт должны быть включены в любое исследование, так чтобы человек мог быть уверен в том, что все его знания согласуются с Писаниями.

3. Необходимо тщательно изучать весь относящийся к делу материал, так чтобы не пропустить ничего из того, что может углубить понимание данной темы.

4. Каждое высказывание или отрывок необходимо рассматривать в контексте, чтобы правильно понимать его смысл.

5. Следует выявлять принципы любого наставления, так чтобы они могли быть применимы в различных ситуациях или обстоятельствах.

Стоит еще раз обратиться к Главе 23, которая в общем разбирает принципы исследования, но не намечает пошаговую процедуру развития темы исследования.

Полезно иметь в виду общий образец, по которому можно ориентироваться в процессе исследования. Оставшаяся часть данной главы будет посвящена развитию темы в соответствии с одним из многих процедурных планов, которые могут быть взяты за основу. Вот лишь некоторые из множества тем, которые можно избрать для изучения. Большинство тем состоят из множества подтем, любая из которых заслуживает нашего исследования.

Темы, предлагаемые для исследования

Алчность

Ангелы и их работа

Антихрист

Аппетит

Безбожные писатели

Бережливость

Библия в образовании

Библия и наука

Бизнес и христианство

Благовествование высшему обществу

Благоговение

Благодать

Благотворительность

Благочестие

Богослужение

Брак

Вежливость

Вера

Вечеринки

Влияние

Внешность

Воздержание

Возможности

Воля

Воображение

Воскресение

Врачи

Время

Время испытания

Гордость

Грех

Деловитость

Десятина

Дисциплина

Доброта

Долг

Дом и семья

Домостроительство

Достоинство

Дружба

Евангелизм

Единство

Жертвенность

Жизнерадостность

Забавы

Закон Божий

Закон и Евангелие

Заповеди Божьи

Здоровье

Знание

Игры

Идолопоклонство

Избавление Божьего народа

Издательская работа

Искупление

Искушение

Исповедь

Испытания

Истина

Исцеление

Крайности

Критика

Кротость

Кулинарное искусство

Культура

Культура голоса

Лагерные собрания

Лекарства

Литература

Любовь

Матери

Медики-студенты

Медицинские миссионеры

Медсестры

Мир

Миссионерская работа

Мнения

Мода и выставление себя напоказ

Молитва

Молодость

Мужество

Мысли

Мясная еда

Наглядные уроки

Надежда

Наследственность

Начертание зверя

Небо

Неверие

Невоздержанность

Непосильный труд

Нервная система

Нервы

Нетерпеливость

Нечистота

Новая земля

Ношение бремени

Обличение

Образование христианское

Обращение

Обучение детей

Общественная жизнь

Одежда

Окончание времени испытания

Окружающая среда

Оправдание

Отдых

Отступление, его причины

Отцы

Отчаяние

Очищение

Папство

Печать Божья

Питание

Победа

Победа

Поздний дождь

Познание Бога

Покаяние

Помощь нуждающимся

Понимание Библии

Порядочность

Посвящение себя на служение

Последние дни

Послушание

Праведность

Праздность

Преданность

Предприимчивость

Преимущества

Привычки

Приношения

Принципы

Приобретение душ

Природа

Притчи

Проповедь

Пророчество

Простота

Профсоюзы

Прощение

Работа

Развлечения

Разочарование

Разум

Ревность

Ревность

Реформа здоровья

Речь

Родители

Руководители

Руководство

Рядовые члены Церкви

Самообладание

Самоотречение

Сатана

Связи

Святой Дух

Святость

Семейное богослужение

Скорбь

Слабость

Служение

Служители

Смирение

Соблюдение субботы

Совершенство

Соперничество

Сочувствие

Спиритизм

Страдание

Страдание

Суд

Счастье

Табак

Таланты

Танцы

Творение

Театры

Теплое состояние

Терпение

Товарищи по работе

Тревога

Труд всей жизни

Трудности

Тщеславие

Тьма духовная

Украшения

Успех

Утонченность

Ухаживание

Учащиеся

Учителя

Фамильярность

Физические упражнения

Формирование характера

Характер

Хвала и лесть

Хвастовство

Христос (множество подтем)

Царство Божье

Церковь

Честность

Чистота

Чтение

Чудеса

Школы

Эгоизм

Этикет

Давайте выберем в этом списке общую тему христианского образования. Это слишком широкая тема, чтобы разбирать ее в каком-то одном ограниченном аспекте. Мы могли бы сформулировать целый список целей христианского образования или обнаружить, что делает христианское образование отличным от светского образования. Мы могли бы исследовать методы, посредством которых можно достичь целей христианского образования, или перечислить некоторые из тем, которые занимают важное место в программе христианского образования. Данная область ограничивается только нуждами и интересами исследователя. А пока давайте сосредоточим наше внимание на том, что делает христианское образование отличным от светского образования.

Имея в виду нашу тему: “чем христианское образование отличается от других видов образования”, мы обращаемся к нашим источникам информации. Просматривая книги Елены Уайт, мы отбираем три, которые вроде бы содержат больше всего информации на данную тему: “Воспитание”, “Основы христианского образования” и “Советы родителям, учителям и учащимся”.

В процессе исследования нужно также обращаться к такому тому как “Указатель к произведениям Елены Г. Уайт”, ибо в нем вы найдете более девятнадцати столбцов с указанием цитат на тему образования. Вместо того чтобы просматривать все эти ссылки или даже те из них, которые имеют самое непосредственное отношение к данной теме, лучше сначала обратиться к книгам по образованию и воспитанию, чтобы составить целостное представление о данном вопросе.

Из раздела “Содержание” в книге “Воспитание” становится ясно, что первые четыре главы касаются “Первых принципов”, а названия глав вроде бы говорят о том, что в них есть материал по нашей теме. Затем следует несколько глав под общим названием “Формирование характера”; они также должны внести свой вклад. Просматривая раздел “Содержание” в книге “Основы христианского образования” можно вычленить несколько глав, которые необходимо прочесть во что бы то ни стало. Это такие главы как “Правильное воспитание”, “Мысли об образовании”, “Важность воспитания”, “Школа древних пророков” и “Ценность исследования Библии”. То же самое можно сказать о книге “Советы родителям, учителям и учащимся”.

При прочтении глав становится очевидным, что это еще не весь свет по изучаемой теме, но общий фон, который они создают, расширит наше разумение, и при последующем отборе конкретных цитат мы будем действовать более осмысленно. По мере чтения мы обнаруживаем, что главы в книге “Воспитание” шире раскрывают некоторые понятия и принципы, чем главы в других книгах, где дается больше подробностей. Мы находим несколько высказываний, которые помогают нам понять разницу между христианским и светским образованием: “Оно означает нечто большее, чем приготовление к нынешней временной жизни”; “развитие… духовных способностей”; “это Божественный метод развития”; “любовь, основание творения и искупления, суть основа истинного образования”. Мы начинаем отбирать цитаты и записываем каждую из них на отдельную карточку размером 7 x 12 x 15 см с указанием источника, из которого она взята.

Набрав достаточное количество общих идей из основных книг по воспитанию и образованию, которые создают превосходный фон, мы теперь можем переходить к “Указателю”, чтобы найти дополнительную информацию из других книг.

Просматривая столбцы “Указателя”, мы находим длинный перечень цитат, которые следует принять во внимание. Вот некоторые из них: “Образование вне Христа. Глупо к нему стремиться; Христос получал образование непосредственно из тех источников, которые освящены Небом; Христианское образование означает принятие учений Спасителя; путаница в вопросе образования; неполноценное образование; ущербность того образования, которое получено не в школе Христа, а в других местах; общая методика образования не соответствует мерилу истины; направляет умы людей к тому, что Бог открыл о Себе; должно нести на себе иную печать”. Один из последних разделов озаглавлен: “Образование ложное, светское”. На первый взгляд кажется, что необходимо исследовать все отрывки, на которые даются ссылки в данном разделе. Но многие цитаты просто выписываются на карточки, чтобы исследоваться на более позднем этапе.

Собирая цитаты описанным выше способом, мы продвигались вперед таким образом, чтобы создать основу для последующей организации собранного материала. Сначала мы изучили данный вопрос крупным планом, в общем, прочитав больше вспомогательного материала, чем это было бы необходимо в том случае, если бы мы просто хотели собрать цитаты по данной теме. Затем мы обратились к множеству других книг, чтобы и в них почерпнуть оригинальные идеи. По окончании этого этапа исследования мы обнаружили, что можем по пунктам расписать отличия христианского образования от светского. Материал естественно распадается на определенные взаимосвязанные группы, и теперь мы начинаем организовывать и сортировать его: разбивать по группам, сортировать цитаты, чтобы найти наиболее насущные, а затем организовать отобранные цитаты внутри группы.

Проанализировав многочисленные различия между христианским и светским образованием, мы можем выделить пять основных моментов: цель, основа, первоисточник, методы и результаты. Если мы на минуту задумаемся, что стоит за этими пятью разделами, то поймем, что отличие кроется в самой системе. Эти пять разделов теперь могут служить путеводителями в нашем исследовании.

I. Иная цель.

II. Иная основа.

III. Иной первоисточник.

IV. Иные методы.

V. Иные результаты.

Нам понадобится вводное заявление, подробности которого указаны в плане, и заявление о наших выводах. Похоже, что на этом наше исследование завершится, но остается рассмотреть еще три важных момента.

(1) Полезно найти одну короткую цитату, которая кратко обобщит наше исследование легко запоминаемыми словами. Не во всех случаях это возможно, но, как правило, если исследователь помнит об этом во время изучения того или иного вопроса, он сможет найти такое предложение. Назовем его ключевой цитатой.

(2) На основании каких принципов решается данная проблема? Редко можно найти цитаты, в которых излагаются принципы как таковые. Таким образом, исследователю придется изложить их своими словами.

(3) Какова библейская предыстория данного наставления? Иногда библейский текст или группа текстов создает конкретный контекст. Опять-таки может возникнуть необходимость в доказательствах того, что данные заявления согласуются с библейской философией. Существует библейская основа для всех данных наставлений, и ее следует обнаружить и изложить в связи с каждой исследуемой темой.

Нам будет проще разобраться с этими тремя заключительными пунктами, если все время помнить о них при подготовке исследования. Они жизненно важны для того, чтобы тщательно спланировать тему для исследования. Теперь мы должны организовать наше исследование.

Чем отличается христианское образование?

Вступление: “Христианское воздержание”, с. 56. “Мы быстро приближаемся к последнему кризису в истории этого мира, и важно, чтобы мы понимали, что преимущества образования, предлагаемого нашими школами, должны отличаться от тех, которые предлагаются мирскими школами”.

I. Иная цель.

А. “Воспитание”, сс. 15, 16. “Восстановить в человеке образ его Создателя, вернуть его к тому совершенству, в котором он был сотворен, способствовать развитию тела, ума и души, чтобы осуществились намерения Бога при его сотворении – вот в чем заключалось дело искупления. Это цель образования, великая цель жизни”.

Б. “Воспитание”, с. 225. “Истинное воспитание не пренебрегает научными знаниями и литературой; но в истинном воспитании сила воли ценится больше, чем информация, милосердие ценится больше, чем сила, а характер больше, чем эрудиция”.

II. Иная основа.

А. “Воспитание”, с. 16. “Любовь, основа творения и искупления, есть основа истинного воспитания”.

III. Иной источник.

А. “Воспитание”, с. 16. “Поскольку Бог есть источник всякого истинного знания,… главная задача воспитания – направить умы на Его откровение о Самом Себе”.

Б. “Служение исцеления”, с. 400. “Он (Иисус) получал образование из источников, определенных Небом, – в полезном труде, через изучение Священного Писания и книги природы, из опыта жизни – Божьих учебников, полных наставлений для всех, кто обращается к ним со старательными руками, зоркими глазами и открытым для понимания истины сердцем”.

В. “Основы образования”, с. 194. “Даниил не жил теми искрами, которые сам высекал, но сделал Господа своей премудростью. Божественная философия стала основой его воспитания”.

IV. Разные методы.

А. “Патриархи и пророки”, с. 595. “Разнообразные способности разума, души и тела Бога даровал человеку для того, чтобы он всеми возможными силами стремился достичь высочайшей степени совершенства… Каждое дарование, свойство характера, которыми Творец одарил нас, должны служить умножению Его славы и духовному росту наших ближних…

Если бы этому важному принципу уделялось должное внимание, тогда произошла бы коренная перемена некоторых обычных учебных методов. Вместо того чтобы идти к достижению намеченной цели, воздействуя на гордость и честолюбие, вместо того чтобы разжигать дух соперничества, учителям следовало бы стремиться пробудить в душе человека любовь к добру, истине и красоте, пробудить желание совершенства”.

Б. “Основы образования”, с. 328. “Общепринятый метод воспитания молодежи не соответствует стандартам истинного воспитания. Атеистические рассуждения вкраплены в материалы учебников, и Божественные изречения подвергаются сомнению”.

В. “Воспитание”, сс. 17, 18. “Каждый человек, сотворенный по образу Божьему, наделен такими же способностями, которыми обладает Сам Творец: неповторимой индивидуальностью, силой мышления и воли… Задача истинного воспитания – развивать эти дарования; учить молодых людей самостоятельно мыслить, а не повторять механически мысли других людей. Вместо того, чтобы ограничивать свои исследования тем, что сказали или написали другие люди, учащиеся должны обращаться к первоисточникам истины, к необъятным просторам для исследовательской мысли, которые сокрыты в природе и откровении. Пусть они размышляют о своем долге и предназначении в этом мире, и их разум расширится и укрепится”.

V. Разные результаты.

А. “Воспитание”, с. 18. “Вместо образованных, но слабовольных людей учебные заведения могут выпускать мыслящих и волевых людей, не рабов обстоятельств, а господ своей судьбы, обладающих широтой ума, ясностью мысли и мужественно отстаивающих свои убеждения.

Б. “Христианское воздержание”, сс. 434, 435. “Такое воспитание восстановит в душе образ Божий. Оно укрепит разум и поможет ему противостоять искушению; оно подготовит учащегося к тому, чтобы он трудился со Христом и выполнял Его миссию милосердия в этом мире. Оно сделает его членом небесной семьи, подготовит его к тому, чтобы он смог участвовать в наследии святых во свете”.

В. “Воспитание”, с. 19. “Пробуждая желание достигать Божьего идеала, он (христианский учитель) предлагает образование, которое высоко как небо и широко как Вселенная; образование, которое не может быть завершено в этой жизни, но будет продолжен в жизни грядущей; образование, которое гарантирует успешному ученику пропуск из подготовительной школы на земле в высший класс небесной школы”.

Г. “Основы образования”, с. 328. “Истинное воспитание готовит детей и подростков как к этой земной жизни, так и к будущей, небесной жизни, к получению наследия в лучшей или небесной стране”.

Заключение: “Христианское воздержание”, с. 56. “Нашим учителям нужно понять, какая работа должна быть проделана в эти последние дни. Образование, которое дается в наших школах, наших церквах и санаториях, должно готовить молодых людей к свершению великих дел. Учащимся всех классов нужно внушать, как важно удалить из жизни любые мирские обычаи, противоречащие учению Слова Божьего, заменив их делами, несущими на себе печать Божественного естества. Задача христианского образования – постоянно доносить до учеников образ небесного и, тем самым, открывать, насколько Божественная наука превосходит науку мира сего”.

Ключевая цитата: “Основы образования”, с. 328: “Истинное воспитание готовит детей и подростков как к этой земной жизни, так и к будущей, небесной жизни, к получению наследия в лучшей или небесной стране”.

Основные принципы: “Свидетельства”, том 6, с. 142. “Слишком долго люди следовали старым обычаям и привычкам. Теперь Господь желает отделить от учителей и учащихся все ложные представления. Мы не вправе учить тому, что соответствует мирским стандартам или нормам Церкви только потому, что так предписывает обычай. Уроки, преподанные Христом, должны быть нашим мерилом. Все, что Господь изрек относительно наставлений, которые необходимо давать в наших школах, должно строго почитаться; поскольку если мы решительно не изменим отдельные аспекты нашего образования, встречающиеся в отдельных школах, то нам ни к чему нести затраты на приобретение земель и возведение школьных зданий”

Библейский контекст: Притч. 1:7. “Начало мудрости – страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление”. Втор. 6:6, 7: “И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим”. 1 Кор. 1:25. “Потому что немудрое Божье премудрее человеков, и немощное Божье сильнее человеков”. Кол. 2:3. “В Котором (во Христе) сокрыты все сокровища премудрости и ведения”. Лк. 2:52: “Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков”.

Как находить материал

Ни один указатель или индекс не в состоянии охватить все темы, по которым исследователь может захотеть найти комментарий. Хотя “Указатель к сочинениям Елены Г. Уайт” полезен и должен все время использоваться при сборе материалов, на него нельзя полагаться как на перечень всех ссылок по каком бы то ни было вопросу. Необходимо думать о родственных темах и о книгах, в которых может появиться желанный комментарий. Зачастую обзор содержания в некоторых книгах направит разум к тем главам, которые следует прочитать. Не ограничивайте чтение поиском отдельных предложений или коротких параграфов, которые можно было бы вставить в учебный план. В каждом случае читайте достаточно широкий контекст, чтобы иметь уверенность в том, что отобранные цитаты согласуются с намерением автора.

Что касается тем, непосредственно связанных с библейским текстом или рядом текстов, обращайтесь к “Библейскому Комментарию АСД”. В комментариях к текстам можно часто встретить ссылки на высказывания Елены Уайт по данному вопросу. В конце комментариев по каждой библейской главе дается дополнительный перечень ссылок. В каждом томе “Комментария” есть приложение, в котором приводятся комментарии Елены Уайт, взятые из редких или ранее неизданных источников.

Каждый серьезный исследователь этих сочинений пожелает вести картотеку, в которую он будет включать пункты и вопросы, полезные для будущего исследования. Нельзя полагаться только на память, так как невозможно запомнить все, что было прочитано, а также источник, в котором встретилась особенно интересная цитата.

Зачем напрасно тратить время и силы, чтобы возвращаться назад и искать то, что можно было бы легко записать тогда, когда данная цитата впервые попалась на глаза? Материалы особенно ценны тогда, когда фиксируются в процессе общего прочтения. Их легко понять в их непосредственном контексте, и это могут быть такие высказывания, которых нельзя найти при обычном поиске.

Заключение

1. Основополагающее единство сочинений Елены Уайт становится очевидным, когда человек начинает собирать материал о конкретной теме из всех книг.

2. Существуют принципы, с которыми нужно считаться в процессе тематического исследования книг. В целом это те же самые принципы, которые должны соблюдаться в любом исследовании. Однако к духовным вопросам необходимо подходить с молитвой, и Библии необходимо уделять законное место как путеводителю и мерилу, по которому нужно проверять все учения.

3. Темы для изучения в книгах Елены Уайт могут затрагивать любой аспект жизни христианина, включая физическое, умственное и духовное развитие.

4. В любой учебной программе сбор коротких цитат из многих мест не должен подменять собой последовательного чтения с целью более всеобъемлющего понимания предмета.

5. В каждом исследовании следует уделять внимание конкретным вопросам, таким как ключевая цитата, основные принципы и библейская предыстория.

6. В процессе поиска материала для той или иной темы может особенно пригодиться “Указатель к сочинениям Елены Г. Уайт” и “Библейский Комментарий АСД”.

7. Ведение картотеки или какого-то архива сэкономит массу времени и поможет избежать потери важных материалов, которые понадобятся в будущем.

Для изучения и обсуждения

1. Какую роль играет молитва в исследовании духовных вопросов или любого вопроса, имеющего жизненно важное значение для христианина?

2. Найдите один или два примера предложений, которые, будучи выхваченные из их естественного контекста, могут дать нам совершенно иные представления по какому-либо вопросу.

3. Выберите общую тему из списка предлагаемых тем, например, “Дом”. Составьте список всех подразделов данной темы, каждый из которых может быть отдельной темой для исследования.

4. Какой тип исследования будет проделан, если человек ограничит сбор материалов вопросами, конкретно перечисленными в Указателе?

5. Необходимо указать на конкретный библейский текст, чтобы доказать, что существует библейское основание для тех наставлений, которые встречаются в сочинениях Елены Уайт?

Завершение проекта

В 14-ой главе было предложено начать проект, который может длиться какое-то время и даже выйти за временные рамки настоящего исследования. Если вы собираете доказательства того, что Елена Уайт соответствует библейским критериям пророка, вам следует быть готовым прийти к каким-то выводам. Какова ваша оценка тех фактов, которые вы обнаружили и отнесли к одному из четырех основных критериев?