1. Совместимы ли «новый» и традиционный стиль богослужения?

Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таковых поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Иоан.4:23–24

Можно ли современный стиль богослужения (назовем его «новым стилем») совместить с традиционным?

Я хотел бы выразить свое мнение по этому поводу, уважая тех пасторов и христианских работников, которые склонны в той или иной мере практиковать «новый стиль». Мне ни в коей мере не хотелось бы казаться настроенным враждебно, потому есть немало благочестивых братьев, которые считают, что такие формы богослужения вполне допустимы.

Это вовсе не значит, что они сами их внедряют, но им внушили, что сомнительные стороны в данном вопросе являются всего лишь делом личных вкусов и культурных особенностей. Поэтому для того, чтобы привлечь молодежь, они предоставляют свои церковные помещения (часто с большой неохотой) для распевания современных богослужебных песен.

Такие братья практически всегда имеют причину для озабоченности. Они не во всем согласны с новыми формами богослужения. Например, они не одобряют манипулирование эмоциями, которое практикуют сторонники «нового стиля». Они также не приемлют их крайние мистические представления в отношении общения с Богом. По сути дела, у этих братьев мало общего с этими людьми. Но, тем не менее, они считают, что, живя в современной культуре, новшества вводить необходимо, но под контролем.

Эти пасторы, употребляя новые формы богослужения, всеми силами стараются сохранять и старые. Они пытаются строго держать в узде проявление излишеств, однако считают, что полностью запрещать новые формы все же не следует.

Я вполне могу понять, что любой пастор, озабоченный воспитанием подрастающего поколения и серьезно переживающий о состоянии церквей, не желает служить препятствием для внедрения новых идей. Поэтому моя статья предназначена не для критики тех христианских работников, которые, хотя и с оговорками, стараются приспосабливаться к новым формам. Но все же я с братской настойчивостью желаю поставить на вид некоторые важные принципиальные вопросы, судьба которых находится под угрозой. Вся суть в том, что традиционные и новые формы богослужения вытекают из совершенно разных, и притом прямо противоположных понятий о христианском богослужении.

«Новый стиль» берет свое начало в Калифорнии, где в конце 60–х многие хиппи обратились ко Христу и стали называть себя «Джизес пипл» (народ Иисуса). Они стали употреблять на своих собраниях тот стиль музыки, который был им привычен из жизни хиппи. В то время образовались разные христианские течения, поддерживающие такую практику, в частности, хорошо известное течение Кэлвери чепелз (церкви Голгофы).

Однокуплетные хорусы

Богослужение «нового стиля» состояло большей частью из однокуплетных хорусов, повторяющихся бессчетное число раз. Слова этих хорусов были очень простыми, — намного проще, чем слова детских песен, — а их содержание — примитивным. В них почти не упоминались такие темы, как покаяние в грехах или библейские доктрины вообще. Хотя богослужение «нового стиля» вошло в обиход с благими намерениями, оно было сформировано не по библейскому образцу и не под влиянием общепринятой церковной практики. Это богослужение было зачато и сформировано в утробе медитационного мистицизма хиппи, которые до своего обращения сотнями и тысячами рассаживались на склонах калифорнийских холмов, и, покачиваясь с закрытыми глазами, доводили себя до состояния экстаза. Обратившись к Богу, хиппи внесли в свой христианский обиход привычные методы эмоциональной разрядки и чувственного удовлетворения, и, к сожалению, никто не научил их ничему лучшему.

Богослужение «нового стиля» стало быстро распространяться и смешалось с другим христианским течением, в котором практиковались новые песни, написанные в угоду тем, кто хотел бы слышать на богослужении светскую рок-музыку. Можно сказать, что в данном случае люди просто хотели приятно проводить время в мирской атмосфере. Итак, мы должны знать, что богослужение «нового стиля» произошло из этих двух источников: мистицизма хиппи и омирщвленного христианства. Оно было тут же подхвачено харизматическим движением, в котором и родилось подавляющее большинство песнопений «нового стиля».

Богослужение в «экстазе»

Я не могу утверждать, что традиционные христиане, воспринявшие богослужение «нового стиля», одобряют те источники, из которого оно произошло. Но, тем не менее, мы не можем дать правильную оценку этому явлению, если не рассмотрим его истоки и целенаправленность.

Надо принять во внимание, что богослужение «нового стиля» изначально задумано, как экстатическое богослужение. Другими словами, богослужение «нового стиля» предназначено главным образом для того, чтобы возбуждать у верующих чувства. Требования же Библии (как мы увидим), а также и традиционные убеждения христиан говорят о том, что поклонение Богу должно быть разумным, а эмоции должны лишь поддерживать то, что воспринято разумом. В традиционном богослужении главным образом подчеркивается важность размышления. Именно размышление вдохновляет сердце. В противоположность этому, сторонники экстатического богослужения призывают к следующему: «Давайте упростим содержание. Размышление над его сутью создает препятствия. Размышление сбивает с толку. Размышление над фактами подавляет и не дает воли чувствам. Мы желаем ходить на богослужение главным образом для того, чтобы чувствовать».

Именно на такой философии основаны хорусы и песни, созданные почитателями «нового стиля». Это не мои личные выводы, а ясно выраженная цель его сторонников. Но использование музыки и пения в качестве средства для возбуждения приятных чувств и эмоционального удовольствия есть злоупотребление. Они говорят: «Мы должны найти способ возбуждения в себе этих чувств. Мы должны привести себя в движение, используя музыку или любые другие доступные средства для того, чтобы в душе зазвучали струны наших эмоций». Именно такие идеи лежат в основе богослужения «нового стиля».

С другой стороны, данная особенность богослужения «нового стиля» может быть охарактеризована как мистицизм. Возможно, авторы этих песнопений не называют себя мистиками, но большинство из них верят в то, что непосредственное общение с Богом достигается внешними средствами богослужения. (Экстаз имеет отношение к тому, как человек чувствует самого себя, а мистицизм относится к тем методам, с помощью которых человек чувствует общение с Богом).

Любая попытка достичь прикосновения к Богу или общения с Богом техническими методами представляет собой ту или иную форму мистицизма. Подобная практика прямо противоположна нашему традиционному христианскому богослужению, в котором общение с Богом достигается через веру, основанную на знании, а не на эмоциях. Мы познаем Бога, Который открывается через Писания, веруем в Него и соприкасаемся с Ним верой.

Многие гимны, употребляемые в богослужении «нового стиля», описывают прикосновение к Богу (или что-то в этом роде), как нечто такое, чего можно достичь, подключив наши эмоции. Опасность такой философии нельзя недооценивать. Богослужение, основанное на возбужденных чувствах и мистике, является обманом. Оно порождает в людях крайние эмоциональные и эгоистичные настроения, и ставит их главной целью личное наслаждение. Библия учит нас, что мы прикасаемся к Богу тогда, когда осмысливаем истину о Боге и приходим к Нему с верой. В результате этого у нас появляются глубокие чувства.

Дальнейшее несоответствие между традиционным и новым богослужением мы находим в том, что называют эстетическим фактором (внедрение в богослужение элементов искусства). Как мы уже заметили, традиционное богослужение утверждает истину, что человек может поклоняться Богу только посредством слов и мыслей. Эстетический же подход (повсеместно воспринятый сторонниками «нового стиля») утверждает понятие, что можно поклоняться Богу посредством человеческого искусства. Если, например, я достаточно хорошо играю на музыкальном инструменте, то я могу вполне законно поклоняться Богу посредством музыкального искусства. Бог обратит внимание на производимые мной прекрасные звуки, я могу угодить ими Богу, и Он воспримет их, как мое поклонение. Посредством моего уменья я могу угождать Богу и прославлять Его. В одном англо-католическом гимне есть такие слова, хотя и неверные по смыслу:

Искусство художника и музыкальные такты

Объединились в одно целое для Твоего ублажения.

Это похоже на то, как зодчие прошлого, построившие величественные соборы, верили, что способ укладки камней и искусство витражей были актом поклонения Богу.

Скудость в словах

Хотя и правда, что Бог должен быть прославляем во всем, что мы делаем, однако акт непосредственного христианского поклонения Богу состоит из слов и мыслей, истекающих из искренних и чистых сердец.

В богослужении «нового стиля» слова используются в очень ограниченном количестве, потому что они не играют особой роли. Искусство и умелое использование технических средств считаются более сильным способом для возбуждения и увлечения людских сердец и более угодным Богу. Таким образом, богослужение «нового типа» несовместимо со старым по той причине, что в основе того и другого лежат совершенно разные идеи.

Мне пришлось читать книгу Джона Фрейма из Калифорнийского отделения Вестминстерской богословской семинарии под заголовком Библейское обоснование музыки современного богослужения. К моему удивлению, этот автор, будучи кальвинистским богословом, сильно склоняется в пользу нового богослужения.

Джон Фрейм, в частности, недоволен тем, что традиционное богослужение слишком сложно для восприятия. В нем употребляется чересчур много слов, оно слишком мудрено и годится только для ученых. Оно не годится для простых людей. Защищая свою критическую точку зрения, автор объявляет себя сторонником минимального количества слов для богослужения. Он пытается обойти участие разума и вместо него дать место чувствам как руководящему элементу в богослужении. Он также утверждает, что богослужение должно включать в себя и физическую составляющую часть, такую, как танцы и другие виды телодвижений. Он считает, что чувства и ощущения должны быть на подъеме, чтобы достичь Бога. Я упоминаю здесь о его книге для того, чтобы показать, что те «традиционисты», которые приемлют новые формы поклонения, в конце концов, делают полную уступку чувственным, мистическим и эстетическим идеям.

В духе и истине

Для подтверждения традиционного понятия о богослужении обратимся к словам Господа Иисуса Христа: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:24). Прежде всего, поклонение в духе означает, что поклонение не совершается каким-либо физическим образом. В духовном поклонении нет физических элементов или действий, за исключением крещения и Вечери Господней, которые были установлены Спасителем исключительно в целях наглядного поучения. Помимо этих установлений в поклонении нет физических составляющих, кроме, возможно, благоговейного преклонения перед Господом. (Вопрос о поднятии рук будет рассмотрен в следующих главах). Поскольку поклонение совершается духовным, а не физическим образом, становится совершенно очевидным, что мы не можем поклоняться в танце. (О танцах мы тоже поговорим в следующих главах).

Поклонение (как духовное действие) не может совершаться путем воспроизведения мелодии или игрой на инструменте. Инструменты и музыка лишь помогают нам петь осмысленное славословие. Орган или фортепьяно могут сослужить хорошую службу как помощь в пении, но не более того. Мы не можем убрать или свести к минимуму слова и заменить их музыкой. Музыка не делает слова более угодными Богу в духовном отношении. Согласно Библии, невозможно поклоняться Богу словами и музыкой. Конечно же, музыка соответствующего стиля может помочь сосредоточить мышление, однако невозможно поклоняться Богу посредством этой музыки. Поклонение совершается не через музыку или инструменты, но через веру.

Музыкальные инструменты годятся для поклонения не более чем отопительные радиаторы в церковном здании. Бог не запрещает разумное использование такого подспорья, но оно никогда не может стать средством поклонения.

Утверждая вышесказанное, Господь подчеркнул, что поклонение Богу должно совершаться исключительно «в истине». А это значит, что поклонение исходит из истинно чистого, честного и искреннего сердца. Это также значит, что поклонение является разумным актом. Господь сказал, что Отец ищет тех, кто поклоняется Ему разумно. Он учил, что то, о чем говорится на богослужении, должно затрагивать ум и быть удобопонятным. Он утверждал, что только такое поклонение угодно Богу.

«В истине» означает также то, что поклонение должно совершаться согласно Истине или, иными словами, так, как предписано в Слове Божьем. (Вопрос о том, соответствует ли богослужение «нового стиля» правилам Писания, мы рассмотрим позже).

Между старым и новым богослужением существует огромная разница. Употребляя эти незамысловатые короткие хорусы с повторяющимися строками и мелким содержанием на богослужении для взрослых, мы грубо нарушаем повеление Господа о разумном восприятии глубоких и славных истин. Иными словами, мы таким образом профанируем поклонение Богу.

Традиционное понимание богослужения подтверждается также в 4 и 5 главах Откровения. Эти главы открывают нам картину того, как Бог управляет Своей Церковью и как Церковь поклоняется Богу.

В центре картины находится величественный Божий престол и на престоле, как мы видим в этих двух главах, присутствуют все три лица Божества. Престол описан возвышенным языком, а Божьи атрибуты символически выражены в драгоценных камнях и проявлении великой силы.

Перед престолом находятся четыре животных, или живых существа, чаще всего отождествляемые с херувимами, представляющими Божье правосудие. Далее мы видим величественное стеклянное море, которое многие понимают как выражение искупительных заслуг и праведности Иисуса Христа — единственного средства приближения к престолу.

Поклонение вселенской Церкви

Внутри и вне стеклянного моря, которое часто представляют в виде огромного круга, находятся двадцать четыре старца, представляющие двенадцать патриархов и двенадцать апостолов. Они представляют собой Церковь, состоящую из иудеев и язычников, полное собрание искупленных прошлого, настоящего и будущего.

Внутри и вне их круга находятся сонмы ангелов. Их тьмы и тысячи тысяч.

Читая эти главы, мы видим, как люди и ангелы поклоняются Богу. В Откр.4:8 мы читаем: «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Обратим внимание на небольшое слово «взывая». Здесь они выражали свое поклонение в словах.

В стихах 10–11 мы читаем: «…двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, … и полагают венцы свои пред престолом, говоря: Достоин Ты, Господи…» И снова они говорят.

В Откр.5:8–9 мы читаем: «И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых; И поют новую песнь…» Здесь они поют.

В стихах 11–12 мы читаем: «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, Которые говорили: достоин Агнец закланный…» Они говорили это.

В стихе 13 написано: «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков».

В следующем стихе мы читаем, что «четыре животных говорили». Таким мы видим поклонение Богу на небе и на земле.

Они говорили и пели. В этой картине истинного поклонения Богу мы видим, что служение выражалось в словах. И потому мы со всей уверенностью утверждаем, что поклонение Богу есть словесный акт. Поклонение не состоит из слов и музыки. Музыка помогает нам в поклонении, но существенную или неотъемлемую его часть составляют слова. Не существует иного средства выражения поклонения кроме слов. Разумное начало составляет сердцевину поклонения. Поклонение совершается в вере и любви, но оно обязательно выражается в словах, которыми мы мыслим, говорим или поем.

Надо сказать, что если бы эта статья была напечатана 150 лет назад, большинство протестантских читателей сочли бы такой материал самим собой разумеющимся, так что его не стоило бы и печатать. Все и без того знали эти прописные истины. К сожалению, данные убеждения в наши дни выветрились из сознания верующих.

Я часто читаю лекции на эту тему, и, когда разъясняю это место, многие мои слушатели задают вопрос: «А как же тогда понимать те воздыхания неизреченные, о которых сказано в Рим.8:26? Разве здесь не говорится о молитве без слов?»

Язык неба

Я отвечаю на это нет по той простой причине, что эти воздыхания не наши, но Святого Духа. Мы молимся своими словами, но Святой Дух в Своем величии и силе переводит эти слова на язык неба и представляет их перед престолом благодати от нашего имени. Мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Святой Дух принимает наши слабые старания, делает их прекрасными и совершенными и затем представляет перед Господом.

Мы не можем сказать: «Я могу молиться одними чувствами, даже если не могу выразить их словами». Правда, верующий может быть охвачен в молитве такими сильными чувствами, которые, кажется, совершенно исключают разум. Но если его в этот момент спросить: «О чем ты молишься?» — он будет в состоянии дать вразумительный ответ.

Истинная молитва не может быть неосмысленной. Не существует такой молитвы, которую нельзя выразить в словах. Только таким осмысленным может быть истинное поклонение, а все остальное — мистика и эмоции. Вот почему мы подчеркиваем значение разума, в то время как защитники «нового стиля» делают ударение на эмоции.

В моей книге «Эпидемия целительства» есть глава под названием «Закон здравого смысла». Эта глава становится еще более насущной ввиду широкого распространения «нового стиля». В основание главы взят текст из 2Тим.1:7 «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (Здесь целомудрие — здравомыслие). Глава подчеркивает центральную роль здравого смысла.

Участвуя в поклонении, мы можем проявлять самые сильные чувства, на которые способен человек, но эти чувства должны поддерживать мысль. Мы должны чувствовать что–либо, потому что мы думаем об этом. Если мы понимаем слова, то Святой Дух, Который вдохновляет всякое истинное поклонение, касается нашего ума, и мы видим смысл слов еще яснее. Он касается также нашего сердца, так что мы еще сильнее чувствуем то, что видим. Эмоции предназначены для поддержки и реакции. Они не должны быть движущей силой при поклонении Богу. Чувства нельзя возбуждать или «подстрекать» к действию музыкальным искусством.

Здравый смысл

В своих пастырских посланиях апостол Павел многократно убеждает проявлять здравомыслие. Он призывает к постоянному употреблению разума. Он настаивает на том, чтобы произносились осмысленные слова и мысли. Он говорит, что мышление должно быть всегда в рабочем состоянии, и таким образом осуждает транс и сентиментальность в богослужении.

Он призывает нас к бодрствованию. Верующие должны бодрствовать и трезвиться. Они должны проявлять во всем взвешенность и проницательность. Каждое слово гимна сначала должно пройти через разум, потому что он является главным инструментом хвалы. Павел утверждает главенствующую роль мышления.

Вопрос этот настолько важен, что Павел обращается с отдельным увещанием к служителям, к старцам, старицам, к молодым братьям и сестрам. Он повторяет свое увещание многократно, особенно имея в виду употребление разума при поклонении. В 1 Коринфянам он говорит, что мы должны молиться и петь не только духом, но и умом. Участвуя в богослужении, мы размышляем и познаем. Познание и размышления являются основой богослужения.

Те, кто призывает оставить традиционное богослужение, отвергают главенствующую роль разума. Обратим на это серьезное внимание. «Новый стиль» содержит целый ряд злоупотреблений, начиная чрезмерным упрощением богослужения и заканчивая банальной эмоциональностью. Но это не библейское поклонение Богу.

Джон Фрейм в своей книге обвиняет традиционалистов в снобизме. Они, якобы, снобы в музыке и снобы в богословии. Ни один верующий не хотел бы слыть снобом, и такого рода обвинение звучит отпугивающе. С присущим для христиан смирением мы рассмотрим, справедливо ли такое обвинение. Может быть, мы относимся к новому богослужению с предубеждением только потому, что имеем привычку к старому? Но если «новый стиль» богослужения вызывает у нас тревогу, то это вовсе не признак снобизма. Ведь решается судьба важных принципиальных вопросов.

Джон Фрейм выражает восторг по поводу хорусов и других коротких повторяющихся песнопений. По его словам, наибольшее преимущество хорусов состоит в том, что в них выражается мало мыслей. Он берет для сравнения известный куплет из гимна Весли и объявляет его ниже рангом, чем явно бессодержательный хорус, который, по его мнению, является плодотворным средством общения. Весли, Уотс и другие авторы традиционных гимнов не устраивают его, потому что они слишком много выражают. Люди не могут усвоить их мысли, потому что их слишком много и они слишком сложны для восприятия. По его мнению, миллионы христиан на протяжении веков не могли совершать богослужение, как следует. Но как, в таком случае, употреблять в богослужении те же Псалмы? Ведь они большей частью слишком длинны и слишком глубоки! Так, может, быть их надо отвергнуть и не считать за образец для подражания при составлении наших гимнов?

Сомнительные библейские доводы

Фрейм пытается по-новому истолковать Писание для оправдания своей точки зрения на новые формы песнопения. Он приводит в пример Иова, когда тот приготовил длинные речи для того, чтобы оправдываться перед Богом, но когда, в конце концов, увидел Бога, то положил руку на уста и не мог произнести даже коротких фраз. Фрейм говорит, что именно так и надо поклоняться Богу. Традиционное богослужение — все равно, что длинные речи Иова, а новое — это то, к чему Иов пришел. Минимум слов и максимум чувств — лучшее, что нам надо.

В качестве примера для подражания приводятся также Моисей и Исаия. Они молчали перед Господом и говорили очень мало. Эти примеры, по словам Фрейма, как раз и оправдывают современные формы богослужения.

Он много раз утверждает, что мы должны основываться в данном вопросе на Библии, но совсем забывает о том, что Господь оставил нам прекрасный песенник — Книгу Псалмов, чтобы мы имели понятие о правильном составлении гимнов.

Библейские истины очень точно и пропорционально передаются в традиционных гимнах, чего мы не видим в «новом стиле» богослужения. В традиционном богослужении прекрасно сочетаются славословие и молитва, и целый ряд других важных тем. Песнопения «нового стиля» полностью противоречат тем принципам, по которым составлены Псалмы. Сама идея построения хорусов не имеет ничего общего с Псалмами.

ПСАЛМЫ НЕ ИМЕЮТ НИЧЕГО ОБЩЕГО С СОВРЕМЕННЫМИ ХОРУСАМИ

Все Псалмы, за исключением пяти, состоят из простых строф, не менее пяти в каждом. Большинство Псалмов намного длиннее, и только пять Псалмов (3%) короче этой величины. Но даже и эти короткие Псалмы нельзя приравнять к хорусам по следующим причинам:

— Псалом 116 (2 стиха). Очевидно, это было заключительное славословие для пения в конце других Псалмов или при завершении богослужения в Храме.

— Псалом 122 (4 стиха). Этот Псалом все-таки слишком длинный и содержательный, чтобы сойти за хорус. Лайт переложил этот Псалом на слова гимна в четырех куплетах (Гляжу к горам, откуда помощь мне в свой час придет, Гимны христиан № 364).

— Псалом 130 (3 стиха). Этот Псалом выражает глубокие личные чувства и должен произноситься с великим смирением. Он был предназначен для пения во время ежегодного паломничества в Иерусалим (серия «песни восхождения), и совершенно не похож на современные хорусы.

— Псалом 132 (3 стиха). Еще один Псалом для паломников. Возможно, он также произносился в качестве благословения на пищу и во времена семейных праздников.

— Псалом 133 (3 стиха). Последний из Псалмов «восхождения», предназначен для антифонного исполнения. В стихах 1-2 народ благословлял священников и левитов, а в стихе 3 — наоборот. (Антифонное пение — это поочередное пение двух хоров или солиста в хоре).

ПОВТОРЕНИЯ В ПСАЛМЕ 135

Господне предписание

Говорят, что традиционные гимны слишком сложны для восприятия. Однако когда Господь решил даровать сборник гимнов для народа, занимавшегося земледелием и на 95% процентов необразованного, то Он дал им не книгу хорусов, а книгу Псалмов.

Ч.Г. Сперджен однажды выразил свое удовлетворение по поводу того, что центральные газеты стали приходить в города и села страны. Будучи сам человеком сельского происхождения, он прекрасно понимал ограниченность кругозора провинциальных жителей. Он говорил, что миссис Смит туповата, потому что она со своими подругами разговаривает только о мелочных вещах да о деревенских сплетнях. Газеты же, по его словам, были прекрасным средством расширить их кругозор и показать им, что делается в городах и странах за пределами их деревни.

Еще с тех времен, когда были созданы Псалмы, затем во времена Реформации и в последующие века верующие прекрасно понимали смысл богослужебных гимнов. Эти гимны всегда возвышали христиан духовно и интеллектуально. Посредством гимнов дети Божьи выражали поклонение Богу и учились великим истинам Слова Божьего. В первую очередь Библия, а затем и духовные гимны избавили многие поколения верующих от невежества и легковерия и научили их выражать поклонение Богу осмысленно и ясно. Современные же методы поклонения, наоборот, низлагают верующих до невиданной в истории степени духовного оскудения.