Евангелие от Марка 1:1-8

Евангелие от св. Марка отличается от трех других евангелий. В нем мы не найдем сведений ни о рождении Иисуса Христа, ни о ранних годах Его жизни. Мы также не найдем много высказываний и проповедей Христа. Из всех четырех евангелий — написанное Марком самое короткое.

Тем не менее мы не должны относиться к этому евангелию с меньшим интересом или с меньшим уважением. Ведь в нем мы находим простой, лаконичный и в то же время содержательный рассказ об Иисусе Христе. Пусть в нем нет многих высказываний Господа Иисуса, зато есть описание Его дел. В Евангелии от св. Марка содержатся бесценные исторические подробности, которых нет ни у Матфея, ни у Луки, ни у Иоанна. Евангелие от Марка не краткий пересказ Евангелия от Матфея, оно — самостоятельный рассказ и независимое свидетельство. Святой Дух вдохновил Марка описать дела Иисуса Христа, а не Его слова. Пусть же дальнейшее чтение и изучение этого евангелия вызывает в нас чувство святого благоговения, так как Евангелие от св. Марка такая же богодухновенная книга, как и любая другая книга Священного Писания.

Во-первых, обратим внимание на то, что Иисус Христос назван Сыном Божьим.

Слова «…Сына Божия…» для евреев значили намного больше, чем для нас. Эти слова являлись подтверждением божественности Иисуса, заявлением о том, что Он Сам Бог.

Как прекрасно, что об этом мы узнаем в самом начале евангелия! Божественность Христа — это крепость и прибежище для всех христиан. Благодаря божественности Христа цена Его искупительной жертвы на кресте неизмерима и Его смерть принята Богом как умилостивление за грехи мира. Смерть Христа не обычная человеческая смерть, это смерть сущего над всем Бога (Рим. 9:5). Страданий одного человека было достаточно, чтобы покрыть грехи всего мира, потому что этим человеком был Сын Божий.

Учение о божественности Христа — твердое основание, на котором должен стоять каждый верующий. Человек, не утвержденный в этом учении, но называющий себя верующим, не имеет никакой опоры под ногами. Наши сердца слабы, наших грехов легион. Мы нуждаемся в Искупителе, который бы избавил нас от грядущего гнева. И мы имеем такого Искупителя в Иисусе Христе, который есть «Бог крепкий» (Ис. 9:6).

Во-вторых, обратим внимание на то, как в самом начале евангелия говорится об исполнившихся словах Писания. Иоанн Креститель начал свое служение, «как написано у пророков».

В том, что Иисус Христос пришел в мир, нет ничего неожиданного или непредвиденного. В самом начале книги Бытие мы читаем предсказание о том, что семя жены «будет поражать» змея в голову (Быт. 3:15). На протяжении всего Ветхого Завета предсказания такого рода становились все яснее и яснее. Вначале патриархам, а затем пророкам Бог обещал, что настанет день, когда придет Искупитель. О рождении, жизни, смерти и воскресении Искупителя, а также о том, кто будет Его Предтечей, было предсказано задолго до появления Мессии. Искупление исполнилось до мелочей, т.е. так, как об этом было написано.

Ветхий Завет всегда нужно читать с определенной целью — найти в нем что-нибудь об Иисусе Христе. Не будет никакой пользы, если при чтении мы увидим лишь фигуры Моисея, Давида, Самуила и пророков. Будем же изучать Ветхий Завет более тщательно, ибо Тот, чьи слова никогда не прейдут, сказал: «Исследуйте Писания… а они свидетельствуют обо Мне» (Ин. 5:39).

В-третьих, обратим наше внимание на то, какое сильное влияние оказало служение Иоанна Крестителя на иудеев. В пятом стихе мы читаем: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимская; и крестились от него все в реке Иордане».

Факт, о котором здесь говорится, очень редко удостаивается внимания. Мы склонны видеть только Самого Господа, не замечая того, кто пришел перед Ним. Свет восходящего солнца затмевает мерцание утренней звезды. Однако проповедь Иоанна Крестителя всколыхнула весь еврейский народ, взбудоражив всю Палестину. Эта проповедь вывела народ из состояния дремоты и приготовила почву для последующего служения Господа. Сам Иисус говорил об Иоанне Крестителе так: «Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его» (Ин. 5:35).

Следует также отметить, что популярность проповедника не всегда приводит к обращению людей. Популярность Иоанна Крестителя была очень высока. Множество людей приходило к нему креститься, но как мало среди них было действительно обращенных! Конечно, Иоанн привел некоторых ко Христу, например апостола Андрея. Но подавляющее большинство крестившихся у Иоанна так и умерло во грехах. Не забывайте об этом, когда видите переполненные церкви. Безусловно, большая церковь — отрада для глаз. Но время от времени следует задуматься, сколько людей из этой толпы на самом деле попадет на небо. Недостаточно слушать известного проповедника и восхищаться его проповедью. Поклонение Богу в переполненной церкви не может быть гарантией вашего спасения. Позаботьтесь о том, чтобы слышать голос самого Христа и следовать за Ним.

Наконец, обратим внимание на то, насколько ясно излагается учение в проповеди Иоанна Крестителя. Иоанн возвеличивает Христа: «…идет за мной Сильнейший меня, у Которого я недостоин наклонившись развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым».

Эти истины никогда еще не были так прямо проповеданы ни одним из смертных. Во всем христианстве нет более важного откровения. Основная задача любого служителя — показать людям Иисуса Христа во всей Его славе и Его всемогущество в деле спасения. Служитель также должен рассказать о работе Святого Духа, указав на важность возрождения и внутренней перемены в человеке. И эти важнейшие истины были постоянно на устах Иоанна Крестителя. Как было бы прекрасно, если бы в каждой церкви во всем мире проповедники в первую очередь говорили об этом!

Но прежде чем перейти к изучению следующего отрывка, давайте зададим себе несколько вопросов. Насколько то, о чем проповедовал Иоанн Креститель, касается лично меня? Что я думаю о Христе? Испытываю ли я нужду в Нем, нужен ли Он мне для того, чтобы я мог примириться с Богом? Царствует ли Он в моем сердце? Что я думаю о Святом Духе? Производит ли Он работу в моем сердце? Обновил ли Он меня изнутри, сделав сопричастником божественного естества? Все это вопросы жизни и смерти, потому что «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9), а кто не Его, тот обречен на погибель.