Евангелие от Марка 1:40-45

Перед нами известная история о том, как Иисус Христос исцелил прокаженного. Из всех чудесных исцелений, сотворенных Им, исцеление прокаженных наиболее удивительно. В Библии подробно описаны только два случая исцеления прокаженных. Один из них описан в этом отрывке.

Во-первых, попытаемся понять, насколько ужасна была болезнь, которую исцелил Иисус.

В северных широтах с ней практически не встречаются, но на Востоке в библейские времена проказа была частым явлением. Проказа совершенно неизлечима. Она не просто поражает кожу, как многие ошибочно полагают, а болезнетворно влияет на весь организм: на кровь, кости и мышечные ткани. Зараженный человек гниет заживо и через некоторое время у него начинают отваливаться некоторые части тела. Следует добавить, что у иудеев больной проказой считался нечистым и отстранялся от жизни общества и от исполнения религиозных установлений. Он также отделялся от общества и должен был жить вне поселения. Никто не мог прикоснуться к прокаженному или чем-нибудь ему помочь. Задумавшись над этим, мы можем представить, в каком страшном положении находился прокаженный. Вот как сказал об этой болезни Аарон, когда пытался вступиться за Мариамь: «Господин мой… не попусти, чтобы она была, как мертворожденный младенец, у которого, когда он выходит из чрева матери своей, истлела уже половина тела» (Числ. 12:12).

А нет ли и в нас чего-то похожего на проказу? Конечно же, есть. Каждый из нас болен ужасной болезнью, которая глубоко проникла в наше естество и навсегда въелась в кожу и кости. Эта болезнь называется грехом. Она, как и настоящая проказа, поражает всего человека: его сердце, волю, совесть, разум, память и чувства. Она делает человека отвратительным и мерзким в глазах Бога, лишая возможности быть вместе с Ним. Эта болезнь не подвластна врачам. Она медленно ведет нас к смерти, только духовной. Но эта болезнь отличается от проказы: проказой болеют единицы, а грехом — абсолютно все люди. «Все мы сделались — как нечистый» (Ис. 64:6).

Обнаружили ли вы в себе эту болезнь? Ощущаете ли вы, что у вас нет ни одного здорового участка ни в душе, ни в сердце? Находите ли вы в себе грех и порочность? Блажен тот, кто понимает, что он ничтожный грешник, т. е. болен духовной проказой. Ведь осознать свою болезнь — значит сделать первый шаг на пути к выздоровлению. Трагедия многих людей состоит в том, что они до сих пор не распознали своих грехов и не видят нужды в исцелении.

Во-вторых, из этих стихов мы узнаем, сколь велик и всемогущ наш Господь Иисус Христос!

Мы читаем, что к Иисусу пришел прокаженный, «умоляя Его и падая пред Ним на колени», говоря: «если хочешь, можешь меня очистить». Дальше мы читаем, что «Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись». «После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист». Исцеление было мгновенным. В один миг болезнь оставила бедного страдальца. Одно касание и два слова превратили прокаженного в совершенно здорового человека.

Кто может до конца понять те чувства, которые переживал освободившийся от проказы? Еще утром ему был не мил белый свет: он был живым мертвецом и ходячей раной. Но солнце не успело зайти, как он стал другим человеком. Исчезла боль, а вместо нее появилась надежда и возможность вернуться к нормальной жизни. Такое исцеление было сродни восстанию из мертвых.

Возблагодарим же Бога, который дал нам всемогущего Спасителя! Как утешительна и радостна мысль о том, что для Христа нет ничего невозможного. Как бы ни тяжела была болезнь души, Христос в силах исцелить ее. Не будем отчаиваться и считать чье-то спасение невозможным. Пока человек дышит, у него есть надежда. Наихудшие случаи духовной проказы могут быть исцелены. Состояние Манассии, Савла и Закхея было ужасным, но и они были исцелены всемогущим Иисусом. Самый страшный грешник может быть очищен кровью Христа. Люди не имеют спасения не потому, что они слишком плохи, чтобы быть спасенными, а потому, что не приходят ко Христу, который в силах спасти их.

В-третьих, отметим, что есть время молчать о делах Христа и есть время говорить о них.

Христос сказал бывшему прокаженному: «Смотри, никому ничего не говори», но тот в порыве радости нарушил это повеление и побежал рассказывать всем о своем исцелении. К чему это привело? К значительным неудобствам для Господа, который «не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных».

Из этой истории мы можем извлечь важный для всех нас урок, хотя и довольно сложный. Понятно, что иногда наш Господь желает, чтобы мы совершали свою работу в тишине и спокойствии, не привлекая внимание публики бурной деятельностью. Есть ревность праведная, достойная похвалы, а есть ревность «не по рассуждению». Все хорошо в свое время. В деле нашего Господа при некоторых обстоятельствах мы можем достичь большего успеха, действуя тихо и терпеливо. Мы не должны забывать о том, что нам нельзя давать «святыни псам» и «метать бисер перед свиньями». Забывая об этом, мы можем только навредить своими стараниями тому делу, ради которого подвизаемся.

Предмет разговора, без сомнения, нелегок и весьма деликатен. Большинство христиан предпочитают молчать о своем Великом Учителе, нежели исповедовать Его пред людьми, а посему нуждаются скорее не в узде, а в шпоре. Но остается неизменным утверждение, что всему свое время. Распознать же время — задача христианина. Есть много благоразумных людей, чья ревность превосходит осторожность. Несвоевременные слова и дела зачастую помогают врагу истины004 *.

Будем же молиться, чтобы Господь послал нам Духа мудрости и понимания. Будем искать ежедневно пути служения и просить благоразумия. Давайте не будем бояться проповедовать слово Христа даже перед сильными мира сего. Но не будем забывать слова Екклесиаста: «…мудрость умеет это исправить005 **» (Еккл. 10:10) и будем осторожны, чтобы не причинить вреда истине своей неверно приложенной ревностью.