Вопрос:

Что было в мире прежде, чем миру быть?

Ответ:

Бог, мир сотворивший.

Вопрос

:

Когда еще не было мира, как был Он в мире?

Ответ:

И прежде становления, в Боге всецело как бы будучи, был мир, и еще не приведенные люди в мир — словно уже рожденные Богом. Уже составил, ибо, Он в Себе все, и еще не созданное, хотя и не постигается оно нами.

Вопрос:

Итак, если, как ты говоришь, в мире был Бог прежде, чем миру быть от Него, чем стал Бог, когда мир этот привел? Неужели отделился Он от мира? Или и снова в мире Он есть?

Ответ:

Местом не отделился от Своих творений их сотворивший Бог. Куда, ибо, везде сый и вся Своя исполняяй Божество переместится? Природой же и сущностью, и ипостасью, и прочими свойствами, Всего Зиждитель лежит выше природы, и неизмеримо, и непостижимо Он отделился.

Вопрос:

Как, местом не отдельно, но везде, как ты говоришь, присутствуя, отступив от всего, Он есть?

Ответ:

Труднопонимаемое же вопрошение, но не трудносказуемое. Богу же невозможно ничто. Посему силен есть Он и относительно этого удостоверить тебя. Но, послушай в разумении. Подобно тому, как ум наш, людей, ни одержится стенами, ни местом ограничивается, но тело «в доме» заключается и «путами» стягивается, сам же он вне есть их и свободно везде присутствует, ни из тела не удаляясь, ни от дома далече бывая, но как бы и соприсутствует им, удалясь, и удалился, соединившись с ними. Так и Бог везде и во всем есть, и вне всего, и нигде — природой и сущностью, и славой. Неописуем, ибо.

Вопрос:

Итак, неописуемый — как все исполняет? Все исполняющий же, как неописуемый и нигде есть?

Ответ:

Итак, Он есть, исповедуемо, везде Бог и все исполняет, не смешавшись же вовсе с видимым, но разделившись тем образом, как и сказали мы. Нигде же Он есть для нас. Никто, ибо, не знает, ни даже ангелы, где есть Бог. Ибо, если слышишь ты «предстать», то это престолу славы. И на исходящее сияние смотреть не возмогая, страхом свои покрывают они лица и, изумляясь, божественную песнь немолчно всегда возносят. Ибо нестерпимостью славы поражаясь, в рассуждении быть или думать они не могут, где Владыка или какой Он есть. Ибо, если воссияющему сиянию прямо смотреть в лицо не возмогают они, как, посему, более вотще делать захотеть они смогут? Итак, что есть Бог и везде Он есть, и все исполняет, и ангелы, и очистившие себя святые, освещенные и просвещенные Святым Духом, знают. Где же или как и какой Он есть никто из всех не знает, если только не Отец Сына и Сын Отца, и Дух Святой Отца и Сына, как соприсносущный Им и единосущный. Ибо это — Троица, как одно сущая, и знают Они Друг Друга и познаются Друг Другом. Как Сам сказал естеством Бог и Сын Божий, «никто не знает то, что человека, а только дух человека, живущий в нем». Так и Божьего никто не знает, а только Дух Божий. И, вновь: «никто не знает Отца, а только Сын, и никто не знает Сына, а только Отец, и тот, кому если восхочет Сын открыть».

Вопрос:

И как говорит Христос «да не презрите единого от малых сих. Ибо ангелы их всегда видят лицо Отца Моего на небесах» и, вновь: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Ты же говоришь, что и ангелы не ведают каков и где есть Бог?

Ответ:

Как, когда солнце в полдень светит, испускающийся из него свет ясно мы видим, самого же его увидеть как-то и изучить мы не можем, но только что смотреть на него, поистине, мы говорим, так и ангелы, и святые, на воссияющую славу взирая Духа, в ней и Сына, и Отца видят, — подлинно же безгрешные и не нечистые. Те, ибо, слепым и бесчувственным уподобляются. Как, ибо, слепые свет чувственного солнца светлый не видят, так, именно, и они божественный свет, присно явленный, не узревают, ни, действительно, чувствуют тепло его.

Вопрос:

Итак, что видят очистившие ум и сердце?

Ответ:

Потому, что Бог свет есть, и свет предельнейший, другого ничего не видят его видящие, а только свет. И ясно это от увидевших воссиявший лик Христа как солнце, одеяние же Его было как свет. И от Павла, апостола, свет увидевшего — Бога, и к Его познанию обратившегося, и от тысяч других святых.

Вопрос:

Итак, как всеми зрится, как вечный и всегда сияющий свет, — Бог?

Ответ:

Посольку, подлинно распорядился от начала Бог, чтобы никакого не имелось общения ни тьмы со светом, ни подсудного, ни скверного со святым и чистым, потому и словно великая пропасть и стена отделяют нас от Бога грехи наши. Более же лукавые похотения и суетные наши мысли, которые, именно, как стена высокая становятся и отделяют нас от света подлинной жизни. Ибо Бог свет есть и жизнь есть. Поэтому которые, лишаются его — мертвы душой, и вечного огня, и тьмы сонаследники же сопричастники.

Вопрос:

И нельзя спасение получить тех (святых)* не достигшему меры?

Ответ:

Когда говорил Господь: «многие обители у Отца Моего есть», вполне известил Он, что и многие спасения пути. Все же они в едином покаяния пути совершаются через от зла отложение и милостыню просящим, и странничество, и всех других благих деяний исполнение, лучшего достижение.