5.

Исаия предвозвестил потом, что Христос пошлет апостолов (на проповедь), в следующих словах: коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая (Иса. LII, 7). Заметь, как он прославляет телесные члены — ноги, которыя повсюду пронесли благовестников. А Давид объясняет и способ их победы: Господь, говорит он, даст глагол благовествующим силою многою (Пс. LXVII, 12). Действительно они побеждали, не употребляя оружия, не издерживая денег, не силою телесною, не многочисленностию войск, и не иным каким-либо подобным средством, но простым словом, имевшим великую силу — силу знамений. Они проповедывали Распятаго и совершали знамения, и таким образом победили вселенную. Посему и говорит пророк: Господь даст глагол благовествующим силою многою, разумея здесь чудеса. И подлинно, неизреченная сила была в том, что рыбарь, мытарь и скинотворец одними повелениями воскрешали мертвых, изгоняли демонов, избавляли от смерти, обуздывали языки философов, заграждали уста риторов, преодолевали царей и властителей, побеждали варваров, еллинов, весь род человеческий. Хорошо сказал пророк. Все это они совершали словом, и силою многою соделывали мертвых живыми, грешников — праведными, слепых — зрячими, изгоняя болезни из тела и пороки из души. А откуда явилась у них такая сила? От Духа Святаго, как и об этом сказано: исполнишася Духа Свята; явишася им разделени языцы яко огненни: седе же на едином коекожде их (Деян. II, 3, 4). Мужчины и женщины стали пророчествовать, о чем также задолго предвозвестил Иоиль в словах: излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши, и дщери ваши видения узрят, и юноты ваши сония увидят: ибо на рабы Моя и на рабыни Моя излию, прежде неже приити дню Господню, великому и просвещенному (Иоил. II, 28-30); под великим и просвещенным днем он разумеет здесь и день сошествия Духа и будущий день кончины мира. Тот же пророк предвозвещает и спасение верою (ибо и об этом не умолчано) так: и будет всяк, иже призовет имя Господне, спасется (ст. 32).