Библиотека soteria.ru
Статьи из Евангельского словаря мировых миссий
А. Скот Моро
Дата публикации: 25.06.14 Просмотров: 2045 Все тексты автора А. Скот Моро
Народные религии
Большинство ученых, получивших образование в учебных заведениях Запада, определяют религию с позиции официальных религий, таких как христианство, иудаизм, ислам, индуизм, буддизм и сикхизм, большинство которых уверены в том, что их учение применимо во всем мире. У этих религий есть священные тексты и комментарии, философские традиции и ортодоксальные положения, профессиональные лидеры и школы, организованные церкви, храмы и мечети.
В эпоху великих географических открытий путешественники, миссионеры и правители колоний во многих частях света столкнулись с великим множеством устных религий. Основой таких религий были ритуалы, мифы, вера в духов предков и духовных существ, колдовство и магия. По своей природе они партикулярны, то есть, у каждого племени и группы людей есть свои собственные божества. Эти племена не пытаются обращать других людей в свою веру.
Первоначально западные ученые рассматривали эти устные религии как суеверия, основанные на дологической мысли. Они называли это явление анимизмом, противопоставляя его «религиям», которые, по их мнению, были логически обоснованными и правильными. Западные ученые предполагали, что с появлением высоких религий туземцы откажутся от своих суеверий. Поэтому христианские миссионеры практически не уделяли времени исследованию традиционных религий и не пытались понять их.
Когда миссионеры и антропологи приступили к изучению традиционных религий, они увидели, что их основой являются изощренные концептуальные системы, которые могут быть четко сформулированы философами данных обществ. Более того, они пришли к заключению, что когда представители традиционных религий становятся христианами, индуистами или мусульманами, они не отказываются от своих старых верований, но добавляют к ним учение высокой религии, создавая, таким образом, двухуровневые религиозные системы.
В то время как руководители народа могут быть преданными последователями ислама или индуизма, простые люди, в свою очередь, могут посещать мечеть или храм для получения ответов на одни вопросы, а шамана или целителя-колдуна – для получения ответов на другие вопросы. Большинство обращенных были представителями народного ислама или народного индуизма. Христианские миссии сталкиваются с подобной проблемой двухуровневой религии. Например, во всем мире номинальные христиане посещают по воскресеньям церковные богослужения, а по будням – традиционных целителей, прорицателей, экзорцистов и священников. Чтобы осознать суть религии простого народа, нам следует изучить природу официальной и неофициальной религии.
Официальные религии пытаются ответить на онтологические вопросы относительно происхождения человечества, его предназначения, конца этого мира, человеческого рода и отдельных людей. Эти вопросы, с их точки зрения, являются универсально истинными для всех. Большинство руководителей официальных религий являются образованными людьми. Они разрабатывают сложные философские системы, основанные на священных текстах, чтобы ответить на эти вопросы, а также для того, чтобы простые люди изучали данные истины и соглашались с ними. У официальных религий есть местные традиции, локальные собрания мирян, которые живут в реальном мире и не обладают большими познаниями и временем для участия в богословских дебатах великих традиций. Участие в предписанных ритуалах дает этим людям ощущение мировой истории и их личной причастности к ней.
Однако высокие религии зачастую не отвечают на жизненные вопросы обычных людей, которые у них возникают в повседневной жизни. В чем состоит смысл моей жизни здесь, на земле, когда я занимаюсь бессмысленной тяжелой работой, пытаясь заработать на пропитание? Как мне предотвратить такие бедствия как болезни и плохой урожай? Почему мой ребенок, который должен был поддерживать меня в старости, умер в раннем возрасте? Люди знают, что им необходимо заботиться о своих телах, быть здоровыми, обрабатывать поля, ожидая хорошего урожая. Но когда народная мудрость не приносит пользы, что в таком случае делать этим людям? Если их формальные религии не в состоянии ответить на житейские вопросы, тогда они начинают обращаться к анимистическим практикам — магии, обращении к духам предков, духовным существам, прорицаниям и другим местным религиозным практикам.
Народные религии, по сути, являются смешением местных пониманий официальных религий и локальных анимистических верований и практик. Это ряд едва ли связанных между собой практик, часто взаимопротиворечащих, использующихся не для того, чтобы представить понятный и правдивый взгляд на действительность, а для того, чтобы достичь немедленных результатов. Они отвечают на экзистенциональные вопросы повседневной жизни. Во-первых, о значении жизни здесь, на земле, и объяснении смерти не для тех, кто умирает, но для остающихся на земле людей, которые переживают это горе и утрату. Во-вторых, о желании хорошей жизни и необходимости иметь дело с постоянными жизненными кризисами, такими как: болезнь, одержимость, засуха, голод и поражение в войне . В-третьих, о необходимости принимать решения относительно брака, сельского хозяйства, бизнеса, охоты и набегов, и других неожиданных явлений. В-четвертых, о желании установить справедливость и социальный порядок, и о постоянном существовании несправедливости, насилия и порока. Народные религии предлагают свои решения проблем для тех, кто сталкивается с болезнями, внезапной смертью, неудачами в любви и браке, а также дают руководство для принимающих важные решения.
Взаимоотношения между лидерами официальных религий и анимистическими практиками их последователей очень напряженные. Во многих случаях, таких как исламский фундаментализм, лидеры осуждают, называя их ретиками, и зачастую пытаются изгнать таковых из общества с помощью силы. В других случаях, таких как индуизм, верования официальной религии тесно переплетены с местными народными верованиями. Племенные и местные божества вводятся в индуистский пантеон и рассматриваются в качестве инкарнаций одного из высших богов индуизма. Местные ритуалы становятся частью ортодоксальных обрядов, а изображения богинь и местных духов помещаются под кронами деревьев и на углах индуистских храмов.
Понимая эти различия, неудивительно, что христианские миссионеры и лидеры, получившие образование в рамках официального христианства, призывая людей к обретению вечного спасения, часто не могли помочь им в разрешении проблем, с которыми те сталкивались в повседневной жизни. Поэтому люди продолжали посещать традиционных целителей и прорицателей. Как правило, новообращенные знают, что лидеры негативно относятся к их прошлым верованиям, поэтому они практикуют их тайно. Анимистические верования и практики не исчезают и не изгоняются насильственным путем. Они просто уходят в подполье. Явное исключение представляют собой независимые церкви, возникающие во всем мире, и пытающиеся помочь людям в разрешении их повседневных проблем.
Работа с верованиями и практиками народной религии остается нерешенной задачей в деле КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИИ Евангелия как в молодых, так и в старых церквях во всех частях мира. Зачастую эти церкви не отвечают на вопросы относительно болезней, духов, колдовства, духов предков и руководства. Поэтому новообращенные христиане обращаются к старым верованиям в поиске ответов на свои житейские вопросы, даже если они при этом посещают церковь с целью получения прощения грехов и общения с Богом.
В христианстве все больше начинают понимать необходимость изложения целостного Евангелия, которое отвечает как на высокие , так и на экзистенциальные вопросы. Христианство должно возвещать Благую Весть прощения грехов, спасения и примирения с Богом. Оно должно показывать, что эта Благая Весть отвечает на повседневные вопросы простого люда. Если Церковь не провозглашает целостное Евангелие, тогда простые люди будут продолжать ходить в церковь для обретения вечного спасения, но для решения своих повседневных духовных проблем будут обращаться к другим. В результате, христианство будет оставаться двухуровневым. Более того, в определенный момент христианское учение перестанет оказывать влияние на жизнь этих людей или превратится в ХРИСТИАНО-ЯЗЫЧЕСТВО, где Евангелие становится пленником местной культуры и ее мировоззрения.
Пол Г. Гилберт
Источник: Evangelical Dictionary of World Missions, gen. ed. A. Scott Moreau (Евангельский словарь мировых миссий под общей редакцией Скотта Моро)