Эпилог

Новое – мессианское – истолкование Псалма 71, предложенное в Зах. 9:10, показывает, что Новый Завет не предлагает никаких возмутительных новаций, переистолковывая части Ветхого Завета в мессианском русле и применяя их к Иисусу. Корни такого истолкования можно найти в самом Ветхом Завете. Но это отдельная тема для еще одной главы из книги о Ветхом Завете в свете Иисуса Христа: ветхозаветные отрывки, получившие в Новом Завете новое истолкование в мессианском смысле.

[1] Это доказывается, например, большим различием подходов, характерных для многих современных авторов.

[2] Подобный подход предлагает Greidanus (1999), который выделяет шесть предметов исследования: ход истории и искупления; обетование-исполнение; типология; аналогия; большие темы; контраст.

[3] Пример употребления слов «мессия» и «мессианский» в широком смысле можно найти в книгах Van Groningen (1990) и Peels (1899a: 11.28-30)

[4] См. о назначении помазания у Viberg (1992:89-119)

[5] Два очевидных исключения – 1Сам. 2:10 и Ав. 3:13. Если מּשׁיח (без артикля!) в Дан. 9:25,26 относится к личности царя (что неясно), тогда можно добавить еще этот отрывок.

[6] В книге Cazelles (1978: 217-224) приводятся 26 определений понятия «мессия», которые использовались до 1978г.

[7] В другом контексте Peels называет это «постоянная устремленность в будущее, характерная для проповеди Ветхого Завета» (Peels, 1999b:38; прим. 10).

[8] Сравните Peels (1999a:30), которые использует слово «спорный», говоря о вопросе, содержат ли эти отрывки из Пятикнижия «мессианские ожидания».

[9] Schibler (1995:89): «эта надежда относится в частности к практике справедливости и праведности»; ср. Weinfeld (1995:57-67)

[10] Это мысль еще более усиливается, если предположить, что песнь Анны была написана не ею, а уже была известна в ее времена (см. Lettinga, 1980:93)

[11] Ср. Westermann (1964:215-217): «все мессианские обетования основаны на пророчестве Нафана об обетовании царского дома для Давида (2Цар.7)»; Van der Woude, 1985:99,100; Peeis, 1995:46,47

[12] Имеются в виду стихи 26 и 27. А из стихов 4,21 и 36 ясно, что речь идет о Давиде.

[13] Некоторые ученые даже идут дальше и заявляют, что нескольким царским псалмам была отведено стратегическое место в Псалтири, то есть на границе некоторых ее частей (см. Wilson, 1985:207-208,209-214; Zenger, 1997:97-99; Janowski, 1998:381-420,404; критика такого анализа – Day, 1990:111).

[14] Broyles (1997:24) связывает мессианские пророчества Исаии, Михея, Иеремии, Иезекииля и Захарии с изменением действующего лица в царских псалмах: от царя Давидова до будущего Мессии.

[15] Для большей информации о новом мессианском истолковании Псалма 71 в одном из ранних греческих переводов Ветхого Завета – Септуагинте – см. Zenger (1993:61); Heim(995:238-243).

[16] Ср. Пс.71:8

[17] Ср. Larkin (1994:5). Конец 10-го стиха – это именное предложение, но глагольные формы в предыдущих предложениях имеют weQatalti-форму, т.е. они не имеют форму просьбы, как в Пс. 71