1. Введение

Духовность только в том случае может называться «евангельской», если она всем сердцем принимает наставление Святого Духа, преподанное в Святом Писании. Поэтому, если мы желаем развивать евангельское понимание духовности, нам обязательно необходимо узнать, что Библия говорит по данному вопросу. В этой статье будут рассмотрены аспекты библейского учения, которые относятся к духовности. Для того чтобы найти библейские данные, относящиеся к предмету нашего исследования, важно дать рабочее определение духовности. Как христианский ученый (в области библеистики), работающий в контексте реформатского богословия, я определяю духовность как действия верующего, выражающие его отношения с Богом. В частности, духовность, на мой взгляд, тесно связана с «духовными упражнениями», такими как чтение Писания, духовное размышление и молитва[1]. Духовность, которая концентрируется на практике отношений с Богом с помощью этих упражнений, отличается от этики, рассматривающей другие аспекты повседневной жизни. Более того, духовность отличается от литургии тем, что главный объект ее внимания – отдельно взятый верующий, его личный опыт и внутренние переживания, а не общее богослужение. Занимаясь исследованием библейских данных, представленных в данной статье, я руководствовался именно этими характеристиками духовности. Однако, принимая во внимание природу данных Святого Писания, соприкосновение духовности с областью этики и литургии было неизбежным. Если исключить все аспекты, связанные с этикой и литургией, тогда надлежащее объяснение библейских моделей духовности, рассматриваемых в данной статье, не будет возможным. Термин «модель», упомянутый мною в начале статьи, относится к библейским персонажам, которые могут вдохновить тех, кто формирует свою духовность. Конечно, другие составные части Святого Писания, такие как псалмы или молитва «Отче наш», могут также рассматриваться в качестве моделей для духовной жизни христиан, однако в данной статье они обсуждаться не будут. Из Ветхого Завета взяты три модели – Авраам, Давид и Иов. Одна модель взята из Нового Завета. Конечно, мы могли бы выбрать и другие примеры. Основная причина, почему я выбрал именно эти ветхозаветные персонажи, заключается в том, что в последние годы я занимался исследованием текстов, связанных с данными людьми. Почему выбор пал на Петра, я объясню в начале пятого раздела.