Библиотека soteria.ru
Модели духовности в Святом Писании
Герт Кваккел
Дата публикации: 26.06.14 Просмотров: 2388 Все тексты автора Герт Кваккел
5. Петр
В Новом Завете наилучшей моделью духовности, конечно же, выступает Господь Иисус Христос. Он призывал учеников следовать Его примеру не только в различных областях жизни: отречься от себя, взять свой крест (Мф. 16:24) и служить друг другу (Мф. 20:26-28; Ин. 13:14-15), но также и в вопросах, которые в большей степени относятся к проявлениям духовности, например, в молитве (см., напр., Лк. 6:12 и 18:1). Тем не менее, будучи безгрешным, Иисус Христос занимает уникальное положение. Соответственно, Его нельзя поставить в один ряд с Авраамом, Давидом, Иовом и Петром. По этой причине духовность Христа не будет рассматриваться в данной работе. После Иисуса, моделью духовности может выступить апостол Павел. Однако в Новом Завете приведено столько данных о его жизни и богословии, что подробное их исследование не представляется возможным в контексте данной статьи. По этой причине, выбор пал на апостола Петра. Петр удостоился чести быть названным камнем (скалой), на котором Господь Иисус Христос построит Свою Церковь (Мф.16:18). В таком случае, его по праву можно рассматривать в качестве модели духовности. Он дал пример для подражания, исповедав Иисуса Христом (Мф. 16:16). Кроме того, он в своих посланиях предоставил христианам модель, которой они должны следовать. Петр призывает верующих всецело полагаться на благодать, дарованную Иисусом Христом (1 Петр. 1:13), бояться Бога (1 Петр. 2:17), постоянно бодрствовать (1 Петр. 5:8; 2 Петр. 3:17) и внимать словам пророков (2 Петр. 1:19). Книга Деяний рассказывает нам о роли молитвы в жизни Петра. В Деян. 3:1 говорится, что Петр и Иоанн отправились в храм, когда наступило время молитвы, в три часа по полудню. Вероятно, они постоянно следовали этому обычаю, находясь в Иерусалиме (ср. Деян. 2:42)[28]. Упоминание о том, что Петр взобрался в полдень на крышу дома Симона в Иоппии, чтобы помолиться, может также указывать на этот обычай. Но мы в этом не совсем уверены, так как полдень не был установленным временем для молитвы.[29]. Вместо того чтобы подробно останавливаться на изучении этих вопросов, мы до конца этого раздела будем рассматривать данные из Евангелий, особенно из Евангелия от Иоанна, которые будут связаны с содержанием Первого послания Петра. После того как Петр исповедал Иисуса Христом, Сыном Бога живого, Господь начал учить учеников, что Ему надлежит пострадать и умереть в Иерусалиме, и воскреснуть на третий день. В ответ Петр, отведя Господа в сторону, начинает укорять Его (Мф. 16:22; Мк. 8:32). Когда Иисус сказал, что Петр не последует за Ним сейчас, но последует позже, апостол спросил: «Господи, почему я смогу последовать за Тобой сейчас?». Он был полон такой решимости следовать за своим Господом, что выразил желание отдать за Него жизнь (Ин. 13:36-37). В ту же ночь воины были посланы первосвященником и фарисеями в Гефсиманию, чтобы схватить Иисуса. Петр попытался защитить Господа. Он вытянул меч и отсек правое ухо рабу первосвященника (Ин. 18:10). Очевидно, Петр так сильно любил Господа, что не мог вынести даже мысли о Его страданиях и смерти, хотя Иисус и говорил о Своем пути славы, воскресения и жизни вечной (ср. Ин.12:23-25; 17:1). Петр, видя, что Господь сейчас будет арестован, действовал спонтанно, следуя внутреннему порыву. Однако он переоценил свои возможности. Спустя три часа, предсказание Иисуса о том, что Петр трижды от Него отречется, сбылось (Ин. 13:38; 18:17,25-27). После Своего воскресения Иисус трижды задал Петру один и тот же вопрос: «Любишь ли ты меня?» (Ин. 21:15-17). Таким образом, Христос напомнил Петру о чрезвычайной важности любви в его отношениях с Господом. Он также напомнил Петру о следовании за Ним (21:19). Это повеление полностью совпадало с желанием самого Петра (Ин. 13:37), однако, Иисус отметил, что последствия будут не такими, как ожидает Петр: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь» (Ин.21:18)[30]. В качестве объяснения Иоанн добавляет, что Иисус сказал это, показывая, какой смертью Петр прославит Бога (Ин. 21:19). Для Петра следование за Христом подразумевало прославление Бога своей смертью. В то время другие люди будут решать, что делать Петру. В то время он будет любить Господа не меньше, чем в молодые годы. Однако, он уже будет отличаться от того излишне рьяного Петра из Иоанна 13:37. Он уже не будет тем независимым человеком, который сам решил посвятить свою жизнь Господу, и то, в чем это посвящение будет проявляться в его жизни. По мнению Иисуса, Петр должен научиться поступать иначе. В конце жизни он будет более сдержанным, терпеливым и менее уверенным в своих способностях. Первое послание Петра показывает, что он отлично усвоил этот урок. В 1 Петра апостол несколько раз затрагивает тему страданий. Он отмечает, что страдания – неотъемлемая часть христианской жизни (1 Петр. 4:12). Петр призывает читателей следовать примеру Христа, терпеливо перенося испытания (2:19-23; ср. также 3:14,17; 4:13-19). Более того, он подчеркивает, что христианам следует пострадать, прежде чем они войдут в славу, приобретенную для них Господом (1:6-7; 4:13-14; 5:10; ср. также 5:1). Таким образом, в отличие от времени, предшествовавшему распятию Христа, когда Петр не был согласен с отношением Господа к Его страданиям и смерти, сейчас он понимал, что славе предшествуют страдания (см. также 1:11). Кроме того, Петр ставит себя на один уровень со старейшинами церкви, обращаясь к ним как к сопастырям (5:1). Он призывает их быть ревностными в служении. Они не должны господствовать над вверенными им людьми, но вести их, и быть примером для общины (5:2-3). Эти слова показывают, что Петр научился смирению. Полностью согласуется с данным утверждением его призыв к христианам облечься смиренномудрием, подчиняясь друг другу (5:5).
Выводы:
1. Как модель духовности, Петр показал, что любовь и верность Господу Иисусу Христу представляют собой важные и неотъемлемые составляющие истинного ученичества.
2. В течение всей своей жизни Петр усваивал важный урок, что страдания являются неотъемлемой частью христианской жизни.
3. Кроме того, Петр осознал, что рвение может быть только тогда полезным, когда оно связано с долготерпением, скромностью и смирением.