Библиотека soteria.ru
Слова Бога
Джеймс Пакер
Дата публикации: 26.06.14 Просмотров: 6472 Все тексты автора Джеймс Пакер
9. Примирение
Глагол «примирять» (в греческом языке ему соответствуют два глагола) и существительное «примирение» не очень часто употребляются в Новом Завете. Для описания отношений между человеком и Богом их использует только Павел и делает это в пяти случаях (Рим. 5:10-11; 11:15; 2 Кор. 5:18-20; Еф. 2:14-17; Кол. 1:19-22). Однако эти слова являются ключевыми в библейском богословии. Потому без преувеличения можно сказать, что для Павла примирение — это вся суть Евангелия. Благодаря апостолу слово «примирение» стало, по сути, техническим богословским понятием, описывающим и интерпретирующим еще одно главное в христианстве понятие — спасение, которое Бог совершил через крест Господа Иисуса Христа. И поэтому Павел называет Евангелие «словом примирения», а его проповедь — «служением примирения». Всю его суть он передает одной фразой: «Бог в Иисусе Христе примирил нас с Собою». А из этого следует призыв к грешникам: «Примиритесь с Богом». Отклик веры на Евангелие означает, что «мы ныне получили примирение» (см. 2 Кор. 5:18-20; Рим. 5:11). Очевидно, что для Павла примирение — это сердце Евангелия. Новый Завет разными словами описывает спасающее служение Христа: это и искупление, и оправдание, но «примирение» — самое емкое и выразительное
Значение примирения
Что такое примирение? Греческий корень, от которого происходят слова «примирение» и «примирять», означает «изменение», «обмен». Обычно, как в Библии, так и в светских произведениях слова с этим корнем употребляются для того, чтобы описать изменения в отношениях, переход от противостояния к миру, от вражды к дружбе. Примирить — значит вновь сделать друзьями тех, кто был в ссоре друг с другом, заменить отчужденность, враждебность и противоборство на благосклонность, доброжелательность и мир, то есть изменить отношение людей друг к другу и перевести их взаимоотношения на совершенно новую основу.
Инициативу по примирению может взять на себя третья сторона, которая не участвует в споре, или непосредственно одна из противостоящих сторон — тот, кто обидел, или тот, кого обидели. Дважды в Новом Завете написано о примирении людей, и в обоих случаях человек, чьи действия нарушили мир (брат, согрешивший против своего ближнего-верующего, Мтф. 5:24, и женщина, оставившая своего мужа, 1 Кор. 7:11), должен сделать все необходимое для восстановления отношений. Но все же исход переговоров о мире зависит от пострадавшего. «Примирись со мной», — пишет в египетском папирусе первого века сын, сбежавший от своей матери. Он просит ее простить его и принять снова. В подобной ситуации обидчик может лишь признать свой проступок, предложить возместить нанесенный ущерб и просить о прощении. После этого он должен, смирившись, ждать решения пострадавшей стороны, которая вправе принять или отвергнуть предложение о примирении. Только тогда, когда пострадавшая сторона дает положительный ответ и соглашается забыть о том, что было в прошлом, можно сказать, что виновный примирился с тем, против кого он согрешил.
Но примирение между Богом и человеком происходит совершенно иначе. Теперь уже Бог, являющийся пострадавшей стороной, берет инициативу в Свои руки. «…Бог во Христе примирил с Собою мир…» (2 Кор. 5:19). Восстановление отношений, нарушенных грехом человека, — дело Бога. Вы не найдете в Библии ни одного места, где бы говорилось о том, что человек примиряется с Богом или сам примиряет Бога с собой. Примиритель — Бог. Поэтому когда апостол Павел во Втором послании к Коринфянам 5:20 призывает читателей примириться с Богом, он не имеет в виду, что они должны как-то исправить свои прошлые грехи в надежде, что это заставит Бога проявить к ним благосклонность, а говорит о том, что они должны с благодарностью и в смирении принять верой то примирение, которое Бог уже предлагает им во Христе.
Вражда и гнев
Примирение подразумевает, что отношения, по крайней мере, с одной стороны были нарушены. Когда же мы говорим о Боге и грешниках, то, очевидно, что и грешники враждебно относятся к Богу, и Бог враждебно относится к грешникам. С одной стороны, те, кого Бог примирил с Собою, были «некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам» (Кол. 1:21). По словам Библии, в таком состоянии находится каждый потомок Адама. «…плотские помышления суть вражда против Бога…» (Рим. 8:7). Грешный человек противостоит Богу и всему Божьему. Он по природе своей не слушает Бога, не верит Его Евангелию, не желает служить Ему и не принимает ограничений Его закона. Если бы грешник мог свергнуть Бога, отменить Его законы и не допустить суда, он бы обязательно сделал это. Люди рождаются бунтовщиками против своего Создателя. Человек в грехе — это закоренелый враг Бога.
С другой стороны, Бог также враждует с грешниками. Это часто отрицают, но Библия однозначно заявляет, что так оно и есть. Мы примирились с Богом смертью Иисуса Христа, «будучи врагами», говорит Павел в Послании к Римлянам 5:10. Комментаторы всех богословских школ согласны, что «враг» здесь означает «объект божественной враждебности» — такого понимания требует контекст отрывка. Один из комментаторов считает, что «слово “враги” не просто описывает моральный облик людей, но указывает на то, что Бог относится к ним с немилостью. Вражда — это не только противостояние грешника Богу, но еще и противостояние Бога грешнику». Павел говорит, что все мы «были по природе чадами гнева» (Еф. 2:3), а Бог пообещал отомстить всем нарушителям Его законов.
Джеймс Орр хорошо определил, что в Библии означает гнев Божий: гнев — «это могучее проявление божественной природы (вызванное дерзким и самонадеянным преступлением), которое выражается в противодействии божественной святости этому преступлению в виде наказания или уничтожения преступника. Такая «ревность» Божия направлена на защиту Его святости и чести, Его праведности и любви, которые постоянно попираются восстающим и сознательно неподчиняющимся творением». Божий гнев не является грехом. Это не тусклое мерцание, а яркое пламя; не признак несдержанного характера, а проявление праведности справедливого Судьи всей земли. По словам Павла, Бог враждебно относится ко всем грешникам. В Послании к Римлянам апостол в первую очередь говорит о том, что «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» (Рим. 1:18). Добрая весть о благодати появилась на фоне страшной вести о суде. В Новом Завете о Божьей примиряющей милости говорится после того, как было сказано о Его гневе. Люди противостоят Богу в своих грехах, Бог противостоит людям в Своей святости. Тот, кто живет под властью греха, живет также под гневом Божьим. Действо Евангелия примирения разворачивается на фоне черных декораций естественных взаимоотношений человека и его Творца.
Как происходит примирение
Примирить — значит установить мир. Как мы знаем, мир был установлен «кровию креста» Христа (Кол. 1:20). «…будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его…» (Рим. 5:10). Как это понять? Мы не можем здесь полностью разобрать учение Павла об искуплении, но все же обратим внимание на три момента, которые логично вытекают из приведенных выше стихов:
1. Примирение было совершено через кровь Христа (Кол. 1:20). Это наводит нас на мысль о жертве, которую, как свидетельствует Ветхий Завет, надо было принести, чтобы загладить вину.
2. Павел, размышляя о примирении, приходит к выводу, что мир между Богом и людьми стал возможен благодаря пролитию крови Христа (Кол. 1:20), после чего враждебность между людьми и Богом исчезла (Рим. 5:10; Еф. 2:16), и люди навечно избавились от божественного гнева (Рим. 5:9-10). Это наводит нас на мысль об умилостивлении от Божьего гнева. (Умилостивление — это просто богословский термин, которым пользуются для обозначения примиряющего действия креста, как то было описано выше.)
3. Павел говорит, что Бог примирил с Собою мир, совершив законный обмен: «…не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21). Павел только что объяснил, что суть примирения заключается в том, что преступникам не вменяются их преступления, а здесь он показывает, что преступникам их грехи не вменены, потому что они вменены Христу, который в полной мере понес на Себе гнев Божий за них. В Послании к Галатам Павел говорит: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13). Мы не несем своих грехов только потому, что Христос понес их вместо нас. Это наводит нас на мысль о замещении.
Таким образом, примирение стало возможным благодаря заместительной, умилостивительной жертве безгрешного Сына Божьего. Спасение стоило очень дорого, и такая высокая цена была заплачена за врагов Божьих. «Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых… Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:6,8). Бог удовлетворил Свой праведный гнев на нас, послав в тьму голгофскую Своего Сына искупить наши грехи. И это показывает, насколько велика милость Божья к нам и что значит «Бог есть любовь» (см. 1 Ин. 4:8-10).
Как принять примирение
Смерть Христа сделала возможным примирение, которое, однако, не является реальностью для человека, пока он его не примет. И принимается оно верой, а не делами и не попыткой заработать его, а также не теоретическими рассуждениями об искуплении, а принятием живого Спасителя. Павел пишет: «Бог во Христе примирил с Собою мир», поэтому «примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:19-20). «Примириться с Богом» означает «получить примирение» (ср. Рим. 5:11), это значит «получить Примирителя, который приносит примирение». Нельзя отделить дар Христа от самого Христа. «Живой Христос, примиряющий Своей смертью, — вот главная тема апостольских проповедей, — пишет Джеймс Дени. — Если человек, осознающий свой грех, понимает, что Христос сделал на кресте, тогда он может сделать только одно — предаться удаляющей грех любви, которая взывает к человеку во Христе, предаться полностью, без всяких условий и навсегда. Именно в этом смысл новозаветного понятия «вера»». Верой человек и принимает, и отдает одновременно: он принимает Божьи обещания, Божьего Сына и Божье спасение, а отдает всего себя на служение Богу. Он принимает Господа как Спасителя и отдает себя Спасителю как Господу. Когда грешники принимают примирение, то обретают мир с Богом.
Так окончательно решается проблема отношений Бога и человека. Примирение — это конец вражды, установление мира и дружеских отношений между ранее враждовавшими. Бог и люди были врагами, потому что люди грешили, но Бог через крест Христа исправил существовавшее положение дел и установил мир с грешными людьми. Перед Христом на Голгофе стояла задача совершить примирение, и Он выполнил ее. Благодаря искуплению Христа Бог ныне предлагает всем грешникам принять примирение и таким образом примириться с Собой. А верующие радуются во Христе тому, что они на самом деле примирились с Богом, и примирение это совершенное и окончательное. Новая жизнь, которую приносит примирение, когда вы знаете, что Бог — ваш Отец, Иисус Христос, примиритель, — ваш друг, а вы — полностью и даром прощены, и радостна, и бесконечна. Примирение — это сердце Евангелия, оно всегда должно быть венцом христианской хвалы.
Главу Христа склонило бремя,
Мой грех возложен на Него!
Он стал подобен мне на время,
Чтоб заплатить Собой за зло!
Вот, я свободен! Груза нет,
Ведь кровь уж пролита за грех!
Смерть и проклятье — мой удел,
Но чашу ту испил Христос,
Он осушил ее предел,
Пустою мне назад принес.
Любовь Его тот яд испила,
Назад же мед мне возвратила.
Отец-Судья Свой жезл поднял,
Весь гнев обрушил на Христа.
Сам Бог Мессию поражал,
За грех удары нанося.
Ты Свою кровь, Господь, пролил,
Меня ей чудно исцелил.
Господь, Ты умер за меня,
А я погреб себя в Тебе,
Но Ты воскрес, и, жизнь даря,
Меня воссоздал в полноте.
Ты очищаешь, убеляешь
И славу Бога обещаешь!
Бог различными путями приводит нас к общению с Собой, поэтому ошибочно думать, что путь к Богу у всех людей одинаков. Представление, будто при обращении все должны переживать одно и то же, приводит к ненужному и безосновательному беспокойству. Все мы разные, у всех у нас разное отношение к жизни, и Бог работает с каждым из нас в отдельности. Ричард Бакстер сказал, что «Бог по-разному разбивает сердца людей». Но несмотря на это, все дороги к Христу сходятся в одном месте: все люди, прежде чем обратиться к Нему, осознают, что не могут общаться с Богом, но могут надеяться на примирение, которое сделал возможным Сам Христос. Разные люди выражают эту мысль не одними и теми же словами, не все их слова полностью соответствуют Библии, но все они хотят сказать, что нуждаются в новых взаимоотношениях с Богом, верят, что Христос может им в этом помочь, и возлагают все свое упование на Него, воскресшего Господа. Жить по-христиански — значит жить, познавая Бога. И такая жизнь, по словам Павла, начинается с принятия примирения. Она начинается с этого и только с этого.