Библиотека soteria.ru
Основные истины христианской веры
Роберт Спроул
Дата публикации: 26.06.14 Просмотров: 7308 Все тексты автора Роберт Спроул
6. Люди и грехопадение
44. Осознание себя и осознание Бога
45. Человек, созданный по образу Божию
46. Человек: тело и душа
47. Человек: плоть и дух
48. Сатана
49. Бесы
50. Грех
51. Первородный грех
52. Человеческая испорченность
53. Человеческая совесть
54. Непрощаемый грех
55. Синкретизм
44. Осознание себя и осознание Бога
Когда рождается дитя, его приход в этот мир обычно сопровождается звонким шлепком по ягодичкам. Естественная реакция ребенка — резкий протестующий крик. Отчего ребенок кричит? От боли? От страха? От гнева?
Наверное, от всего сразу. Наше появление на свет отмечено шумом и яростью. Некоторые усматривают в этом изначальном протесте не только совокупные приметы рождения, но и сущность самой жизни человеческой. Вот как размышляет об этом Макбет:
«Жизнь — ускользающая тень, фигляр,
Который час кривляется на сцене
И навсегда смолкает; это — повесть,
Рассказанная дураком, где много
И шума и страстей, но смысла нет.» [1]
Жизнь, не имеющая смысла, абсолютно ничего не значит; она бесцельна, бесполезна, никчемна.
Моя личная значимость, как и значимость любого из вас, неразрывно связана с вопросами: кто мы? что мы собой представляем? Это вопросы личностные. Моя личность в конечном счете определяется моими взаимоотношениями с Богом. Я не в состоянии осознать, кт( я и чт( я такое, не осознав прежде, кто и что есть Бог.
Существует взаимозависимость между осознанием своего «я» и осознанием Бога. Приходя к пониманию своей сущности, я осознаю, что я — не Бог; а существо сотворенное. У меня есть дата рождения — то есть момент начала моей жизни на земле. На надгробном камне, который водрузят над моей могилой, будут выбиты вполне определенные цифры, а не знак бесконечности. Я не знаю, какой окажется вторая дата на моей могильной плите, но первая мне известна: это будет 1939 год.
Сознание «сотворенности» возвращает мои мысли назад, или скорее «вверх», к моему Создателю. Я не способен размышлять о Боге либо о чем-то еще, существующем вне меня, если предварительно не приду к осознанию своего «я». Но и познать в полной мере свою собственную сущность мне не удастся до тех пор, пока я не пойму себя во взаимосвязи с Богом. Таким образом, в конечном счете получается, что антропология — наука о роде человеческом — является подразделом теологии — науки о Боге.
Причина кризиса современного человечества коренится в разрыве между антропологией и теологией, то есть мжеду изучением человеческих существ и изучением Бога. Когда наша история излагается отдельно или в отрыве от истории Бога, тогда она неизбежно становится «повестью, рассказанной дураком, где много и шума и страстей, но смысла нет.» Если мы рассматриваем себя безотносительно к Богу, то жизнь наша превращается в «бесполезную страсть», по выражению философа Жана-Поля Сартра.
Что же такое «бесполезная страсть»? Страсть — это сильное чувство. Сильные переживания обуревают человека в продолжение всей жизни. Это любовь и ненависть, страх и вина, гордыня и похоть, зависть и ревность, и множество других эмоций. Мы — существа сотворенные, и нас глубоко волнуют вопросы нашей жизни. Мы непрестанно терзаемся мыслью: неужели все эти чувства напрасны? Возможно ли, чтобы все наши заботы, все старания были всего лишь упражнением в никчемности, вылазками в суетность?
Смысл наших жизней поставлен на карту. Наше достоинство находится под угрозой. Пока люди рассматриваются сами по себе, вне связи с Богом, они остаются одинокими и ничтожными. Если мы не созданы Богом и никак не связаны с Ним, то мы — всего лишь космическая случайность. Происхождение наше не имеет никакого значения, равно как и наша судьба. Если мы нечаянно возникли из ила и в конце концов бесследно растворимся в бездне небытия, значит, жизнь наша протекает между двумя полюсами абсолютной бессмысленности. Мы в таком случае — круглые нули, начисто лишенные какой-либо ценности и значимости.
Приписывать человеку достоинство на время, то есть на промежуток между полюсами бессмысленного происхождения и бессмысленной судьбы, — значит откровенно утешаться не чем иным, как чувством, иными словами — заниматься самообольщением.
Происхождение наше и судьба тесно связаны с Богом. Единственную и главную нашу значимость следует искать в Библии. Вопросом, которым терзаемся мы, за сотни лет до нас задавался псалмопевец:
«Когда я взираю на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то чт( есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его…» (Псалом 8:4-6)
Быть сотворенным Богом — значит быть связанным с Богом. Эта неизбежная взаимосвязь — залог уверенности в том, что мы не бесполезны, не случайны. В сотворении мы увенчаны славой. Венец славы есть тиара величия. С Богом мы обладаем величием; без Бога мы — ничто.
Библейские стихи для размышления:
Бытие 1:27
Псалом 50
Деяния 14:8-18
Деяния 17:22-31
Римлянам 1:18-23
Заключение:
1. Мы не в состоянии познать Бога, не осознав прежде своего «я».
2. Мы не можем адекватно осознать себя, не осознав сначала Бога.
Самосознание ведет нас к познанию Бога, которое, в свою очередь, дает нам более глубокое и полное понимание своего «я».
3. Человек во взаимосвязи с Богом: Целенаправленное происхождение + Целенаправленная судьба = Жизнь, исполненная смысла.
4. Человек, не связанный с Богом: Бессмысленное происхождение + Бессмысленная судьба = Бессмысленная жизнь.
45. Человек, созданный по образу Божию
В искусстве создание образов — это воплощение прекрасного. Живопись, скульптура и прочие виды искусства часто имитируют действительность. Используя свое умение, мы воспроизводим предметы, существующие в реальной жизни.
Бог — непревзойденный художник. Моделируя Вселенную, Он запечатлел на ней Свой знак, так что небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
Сотворив животных, птиц и рыб и населив ими сушу и море, Бог создал единственное в своем роде существо, которое было сотворено по Его образу и подобию. В книге Бытия 1:26-27 говорится:
«И сказал Бог: «сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.» И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.»
Основываясь на том, что Библия говорит о человеке как о существе, созданном по образу и подобию Бога, некоторые верующие (в особенности — католики) пришли к заключению, что есть разница между бытностью по образу и бытностью по подобию Бога. Однако структура библейского языка указывает, что образ и подобие суть одно и то же. Мы — изображения Божии, наделенные уникальной способностью — отражать и отображать свойства Бога.
Обыкновенно сотворенность по образу Божию понимается как указание на те свойства человека, которые делают его подобным Богу. Несмотря на то, что Он — Творец, а мы — Его творение, несмотря на то, что Бог неизмеримо превосходит нас в существе, силе и славе, все же есть нечто, что уподобляет нас Ему. Между нами и Богом есть некоторое сходство. Бог — существо разумное и нравственное. Мы — также носители нравственности, наделенные разумом, душой и волей. Именно эти качества позволяют нам отражать Божью святость, что и было изначально нашим призванием.
Слово человек, употребляемое в таких отрывках из Писания, как: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Бытие 1:27), означает «все человечество». И мужчина и женщина, то есть оба представителя рода человеческого, сотворены по образу Божию. Часть этого образа составляет призвание человека править землей, владычествовать над нею. Мы призваны обрабатывать, наполнять и беречь землю как наместники Божии, поставленные Им для этого. И в этом нам следует отображать праведный характер Божьего управления Вселенной. Он никогда не разоряет и не употребляет во зло того, чем управляет, но, напротив, царствует справедливо и милостиво.
Грехопадение человечества повлекло за собой чудовищные последствия. Образ Бога оказался сильно запятнан. Это серьезно сказалось на нашей способности отражать Его святость; образно говоря, зеркало теперь туманено.
И все же грехопадение не уничтожило нашей человеческой сущности. Хотя способность отражать Божью святость была утеряна, мы по-прежнему остаемся людьми и все так же наделены разумом, душой и волей. Мы, как и прежде, несем на себе печать Создателя. Восстановление в человеческих существах образа Божия во всей его полноте было совершено Христом. Он есть, по выражению автора Послания к Евреям, «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евреям 1:3).
Библейские стихи для размышления:
Бытие 9:6
Римлянам 8:29
1 Коринфянам 15:42-57
Колоссянам 1:15
Заключение:
1. Бог сотворил людей — мужчину и женщину — по Своему образу и подобию.
2. Между Богом и людьми существует некоторое сходство, благодаря чему становится возможным общение между ними.
3. Люди, как и Бог, являются носителями нравственности и наделены разумом и волей.
4. Человеческие существа призваны владычествовать над землей.
5. В результате грехопадения образ Бога в человеке был искажен.
6. Христос есть совершенный образ Бога. Он возвращает нам всю полноту образа Божия.
46. Человек: тело и душа
Три раза в неделю я хожу в спортивный зал претерпевать мучения под надзором своего тренера. Он — мой деспот, этакий Саймон Легри* в масштабах спортзала. Упражнения для сердечно-сосудистой системы, накачка железом и отчаянные попытки справиться с растяжкой обычно составляют часть моей тренировочной программы. При всем при том я отлично помню, что говорится по этому поводу в Писании: «…Телесное упражнение мало полезно…» (1 Тимофею 4:8)!
*Саймон Легри (лит.) — жестокий работорговец в романе Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»; здесь — в значении «тиран, суровый хозяин, начальник» и т.п. (прим. переводчика).
Я забочусь о своем теле, о его весе, внешнем виде и здоровье, но при этом вспоминаю слова Иисуса: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матфея 10:28).
Люди — существа, созданные по образу и подобию Божьему, — наделены материальным телом и нематериальной душой. Иногда, говоря о душе, подразумевают дух.
И тело, и душа сотворены Богом и являют разные стороны нашей личности. Библейское представление о человеке в корне отличается от того, каким его видели древнегреческие философы. Наши душа и тело представляют собой двоякость, но не двойственность. Греческие дуалистические теории рассматривают тело и душу как несочетаемые субстанции, которые сосуществуют в непрестанном противоборстве. Они от природы несовместимы друг с другом. Обыкновенно дуалисты утверждают, что все физическое по сути своей порочно и несовершенно; вследствие этого они рассматривают тело как скверное вместилище для безупречной души. Для древнего грека спасение в конечном счете означало избавление от тела, когда душа наконец освобождается из узилища плоти.
Согласно библейскому представлению, человеческое тело сотворено совершенным; его физическая субстанция не содержит врожденного зла. Однако оно страдает от нравственной испорченности точно так же, как и душа. Человеческие существа греховны и телом, и душой. Христианство учит не избавлению от тела, но искуплению тела.
Как двоякая сущность человек представляет собой единое целое, состоящее из двух различных частей, которые Бог объединил актом творения. Нет необходимости, ни с философской точки зрения, ни с точки зрения истолкования, добавлять к ним третью часть, или субстанцию (то есть дух), чтобы преодолеть дуалистическое противостояние. Ортодоксальное богословие отвергает трихотомическую точку зрения на человека, согласно которой мы состоим из трех различных частей: тела, души и духа.
Хотя многие богословы доказывали, что бессмертие есть природное, или неотъемлемое свойство человеческой души, важно помнить, что человеческая душа:
1) создана Богом и не является от природы бессмертной;
2) будучи нематериальной и, следовательно, не подверженной распаду в результате воздействия физических сил, она тем не менее может быть разрушена Богом. Душа ни единого мгновения не может существовать без поддерживающей силы Божьей: «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деяния 17:28).
С приходом смерти тело умирает, но душа — как верующего человека, так и неверующего — продолжает жить. Верующие ожидают окончательного искупления в момент воскрешения и прославления их тел; нераскаянным же уготована вечная кара Божия. Бог хранит душу от смерти, вот почему людям и за порогом жизни дана непрерывность сознательного личностного существования. Греховны обе стороны человеческой личности, поэтому и телу, и душе даруется Богом спасающая благодать.
Библейские стихи для размышления:
Бытие 1:1-2:25
Екклесиаст 12:7
Матфея 10:28
Римлянам 8:18-23
1 Коринфянам 15:35-55
Заключение:
1. Человеческие существа наделены материальным телом и нематериальной душой.
2. Человеческое существо представляет собой двоякое единство.
3. Христианство отрицает дуалистическую теорию древних греков.
4. Человеческое тело есть часть совершенного творения Божия. Оно греховно, как и душа, и все же ни телу, ни душе зло не присуще изначально.
5. Человеческая душа не является от природы вечной. Бог вызывает ее к существованию и поддерживает ее существование.
47. Человек: плоть и дух
В современной церкви существует множество разночтений по поводу таких библейских понятий, как плоть и дух. С одной стороны, церковь, как и прежде, борется против древнегреческой философской идеи, утверждающей, что любая физическая сущность в определенной степени порочна. Некоторые вследствие этого предполагают, что христианская жизнь — это нечто сугубо духовное, не имеющее ничего общего с нашим телесным существованием. Иные пользуются этим, чтобы объявить все плотские функции — включая утоление голода, жажды и половых инстинктов — греховными. Другие полагают, что тело вообще ничего не значит, и впадают в самообман, считая, что могут делать со своим телом все, что угодно, — лишь бы душа оставалась здоровой. Обе эти позиции самым серьезным образом искажают библейское учение о том, что тело и дух одинаково важны и в равной степени требуют как напитания, так и заботы.
Другая проблема возникает, когда проводится чересчур резкое разграничение между «плотскими» и «исполненными Духа» христианами. Люди в этом случае подразделяются на три категории: (1) плотские не-христиане; (2) плотские христиане и (3) исполненные Духа христиане. Но если мы рассматриваем плотского христианина как человека, начисто лишенного присутствия Святого Духа и преданного утехам плотской жизни, стало быть, речь в данном случае идет вообще не о христианине. Человек может во всеуслышание объявлять себя христианином, но при этом оставаться всецело поглощенным земными, практическими интересами и делами, тем самым доказывая ложность собственного утверждения. Абсолютно плотский христианин — это логическая несообразность.
Каждый христианин исполнен Духа Святого. Эта «исполненность» может быть большей или меньшей, в зависимости от того, насколько тот или иной христианин податлив Духу. Дух же Святой пребывает во всех христианах.
Апостол Павел упоминает о борьбе или внутреннем конфликте между плотью и духом, — конфликте, знакомом каждому верующему. Говоря об этом, Павел не учит дуализму, то есть врожденной дисгармонии между телом и душой. Описываемый им конфликт не может быть сведен к простой борьбе между физическими желаниями или потребностями с одной стороны и духовной добродетелью — с другой. Эта борьба происходит на гораздо более глубоком уровне.
Слово «плоть» (sarx) иногда употребляется в Новом Завете как синоним слова «тело» (soma). И все же, когда это слово явно противопоставляется духу (pneuma), оно чаще обозначает не физическое тело, а нечто иное. Обыкновенно слово плоть соотносится с извращенной природой падшего человечества. Когда мы возродились Духом Святым и стали новыми тварями во Христе, власть нашей извращенной природы (плоти) оказалась низвержена, но не уничтожена. Поскольку освящение — это процесс, который длится всю жизнь, христиане, стремясь возрасти в Духе и благодати, ежедневно и ежечасно вовлечены в борьбу со своей прежней природой. Прежняя личность отмирает, по мере того как новая личность во Христе укрепляется обитающим в ней Святым Духом. Дух, данный нам как залог нашего наследия, — Дух, которым мы запечатлены, — в конце концов восторжествует в этой борьбе. Но до того, как наступит этот момент, нам еще предстоит борьба, и порой весьма серьезная. Христиане непрестанно сопротивляются греху и соблазну. Обратившись ко Христу, мы освобождаемся от безраздельного господства греха, но совершенными от этого не делаемся.
Борьба между прежней личностью (плотью) и Духом продолжается до конца наших дней. После смерти мы будем приведены к славе: плоть — окончательно предана смерти, а новая личность — полностью очищена.
Библейские стихи для размышления:
Матфея 26:36-41
Иоанна 3:6
Римлянам 7:13-8:17
Ефесянам 2:1-3
1 Петра 2:11
Заключение:
1. Библия отвергает идею древнегреческих философов о том, что тело от природы порочно.
2. Христиане не должны ни презирать, ни превозносить тело.
3. Ни один христианин не может быть всецело плотским, как и не может быть абсолютно свободным от влияния плоти.
4. В каждом христианине обитает Святой Дух.
5. Борьба между плотью и духом не является конфликтом между телом и душой; это — противоборство между нашей падшей, греховной природой (прежней личностью) и нашей возрожденной природой (новой личностью).
6. Борьба между плотью и Духом продолжается в жизни христианина вплоть до момента его прославления.
48. Сатана
Часто Сатана представляется нам некоей карнавальной маской, с позором изгоняемой с праздника в канун дня Всех Святых. Его рядят в нелепое красное одеяние, снабжают раздвоенными копытами, рогами и хвостом, а в руки дают трезубец. Естественно, что у тех, кто отвергает библейское христианство, подобная фигура ничего, кроме насмешек, не вызывает. Однажды в университетской аудитории, где находилось около тридцати слушателей, я задал вопрос: «Кто из вас верит в Бога?» Большинство студентов подняли руки. Тогда я спросил: «А кто из вас верит в дьявола?» Поднялись две-три руки.
Один из студентов выпалил: «Как может разумный человек в наше время верить в дьявола? Дьявол — это просто суеверие, наравне с духами, лешими и прочей нечистью, которая разгуливает по ночам.»
Я ответил: «Для веры в Сатану есть гораздо более веские основания, чем для веры в леших. Вы можете быть не убеждены в достоверности Библии, но она — наверняка более надежный источник, чем «Сказки Матушки-Гусыни».
Валить Сатану в одну кучу с ведьмами и лешими — значит извращать весьма серьезную и здравую мысль. Продолжая дискуссию со студентами, я задал следующий вопрос: «Если вы верите, что Бог есть незримое личностное Существо, способное подвигать людей на добрые дела, то почему вам трудно или невозможно вообразить, что есть и такое незримое личностное существо, которое способно подбивать людей на недобрые дела?»
Вероятно, мы недооцениваем Сатану оттого, что безотчетно реагируем на его карикатурный портрет, а не на библейское его описание. Употребляемое в Писании слово Satan означает — «противник». Нам он известен как диавол. Высшее ангельское существо, созданное Богом, он еще до сотворения человечества восстал против Создателя и с тех пор борется с Богом и людьми. Его называют князем тьмы, отцом лжи, обвинителем и змеем-искусителем. Как видим, истинный его портрет не имеет ничего общего с тем оперным персонажем с трезубцем и рогами, к которому мы успели привыкнуть.
Этот образ, по крайней мере отчасти, возник в средневековой церкви. Такой глуповатый портрет Сатаны был преднамеренно создан тогдашним духовенством с целью осмеять извечного противника Божия. Церковь была убеждена, что оскорбление Сатаны — это ловкий тактический ход, с помощью которого можно воспрепятствовать его проискам. Наиболее уязвимым местом представлялась сатанинская гордыня. Считалось, что стрела, направленная в эту цель, способна отпугнуть противника.
Библейское в(дение Сатаны намного сложнее. Он может являться в образе «ангела света». Это указывает на лукавство Сатаны и его способность представать перед нами, надев личину добра. Сатана изобретателен, хитер и коварен. Язык его красноречив; вид — прельстителен. Князь тьмы облекается в одежды света. Писание также называет Сатану рыкающим львом, ищущим кого бы пожрать. Образ льва мы встречаем в Писании и применительно ко Христу: Лев от колена Иудина. Он — Искупитель, анти-лев, анти-пожиратель. Оба эти образа говорят о силе.
Как же верующий должен воспринимать Сатану? С одной стороны, Сатана, несомненно, внушает страх. В 1 Послании Петра 5:8 читаем: «Противник ваш ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить.» И все же христианин не должен испытывать ужаса перед ним. Сатана может быть сильнее нас, но Христос — сильнее Сатаны. Библия заявляет: «Тот, кто в вас, больше того, кто в мире» (1 Иоанна 4:4). В конце концов, Сатана — всего лишь сотворенное существо. Он не бесконечен. Он ограничен в пространстве и во времени. Он не может находиться более чем в одном месте в определенный момент времени. Его не следует никоим образом равнять с Богом. Сатана — существо более высокого порядка, нежели человек; он — падший ангел, но не Бог. Ему дана власть, которая превосходит человеческую, но неизмеримо меньше власти всемогущего Бога.
Библейские стихи для размышления:
Иов 1:6-12
Матфея 4:1-11
Луки 22:31
2 Фессалоникийцам 2:5-10
1 Петра 5:8-11
Заключение:
1. Сатану не следует смешивать с существами, порожденными суеверием.
2. Сатана — это падший ангел, обладающий властью вводить в заблуждение, искушать и обвинять людей.
3. Сатана — существо конечное. Он не наделен божественной властью и свойствами.
49. Бесы
Бесы — сверхъестественные существа, состоящие в услужении у Сатаны. Подобно ему, в прошлом они были ангелами. Примкнув к мятежу Сатаны против Бога, они были вместе с ним изгнаны с небес. Писание в первую очередь сосредоточивает внимание на случаях одержимости бесами человеческих существ.
Апостол Павел, отрицая реальное существование идолов, которым поклоняются язычники, подчеркивает существование бесов, которые подстрекают людей к языческому служению и всячески содействуют его распространению. Те же, кто участвует в этих языческих ритуалах, на деле поклоняются бесам, иными словами, действуют по бесовской указке.
Новый Завет описывает некоторые свойства бесов. Нередко на их присутствие указывает какая-нибудь физическая либо душевная немощь — к примеру, слепота или же тяга к самоистязанию. Бесы, как правило, признают Христа Святым Божиим. Они трепещут перед Иисусом и склоняются перед Его властью. При этом бесы наделены сверхъестественным знанием, силой, превосходящей человеческую, и способностью предсказывать будущее.
Деятели Реформации решительно выступали против чрезмерного увлечения изгнанием бесов, заклинанием духов, а также против множества поверий, бытовавших в средние века вокруг нечистой силы. К концу шестнадцатого века лютеранская церковь окончательно упразднила практику изгнания бесов.
Хотя бесы деятельны и в наше время, разгул и бесчинства их, обрисованные в Новом Завете, не имеют себе равных. То была «полнота времени», когда мир предпринял последнюю отчаянную попытку воспротивиться Искупителю рода человеческого. Сатана действительно пустил в ход все средства. После воскресения Христа и сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы господству Сатаны и его приспешников-бесов были положены строгие пределы. Тем не менее, как Иоанн, так и Павел предостерегают верующих, что к концу времен Сатана и его бесы будут особенно деятельны.
Если мы серьезно относимся к Библии, то и бесовский мир должны воспринимать всерьез. Не может быть библейской теологии без соответствующей демонологии.
Хотя бесы существуют в действительности и обладают вполне реальной силой, нет оснований верить, что христианин может быть одержим ими. Они способны тревожить, искушать или обвинять нас, но им не дано властвовать над нами безраздельно. В каждом христианине пребывает Дух Святой. Его присутствие хранит и оберегает нас от бесовской одержимости. Он сильнее любого беса, когда-либо посягавшего на христиан.
Библейские стихи для размышления:
Марка 1:21-28
Луки 10:17-20
Луки 11:14-26
1 Коринфянам 10:14-24
1 Иоанна 4:1-6
Заключение:
1. Бесы — падшие ангелы, которыми правит Сатана.
2. Во дни земного служения Иисуса бесы были особенно деятельны.
3. Христианин не может быть одержим бесами.
50. Грех
Описывая грех, можно воспользоваться образом лучника, чья стрела ложится мимо цели. Я вовсе не хочу сказать, что промахнувшийся стрелок совершает тяжкое преступление против нравственности. «Попадание мимо цели» — это всего лишь простейшее библейское определение греха. Конечно же, говоря о «цели» в библейском понимании этого слова, мы не представляем себе расчерченную кругами мишень или чучело, набитое соломой; речь идет об установленной Богом мере, о «норме» закона, данного Богом. Закон Божий отражает Его собственную праведность и является тем единственным образцом, которым мы должны руководствоваться в своем поведении. Несоответствие этому образцу и есть грех.
Библия говорит о всеобщности греха как о присущей всем неспособности быть сопричастными славе Божией: «Ибо все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23). Расхожие фразы, вроде того, что «нет в мире совершенства» или «человеку свойственно ошибаться», есть не что иное, как признание всеобщности греха. Каждый из нас грешен, и каждый нуждается в искуплении.
Грех определяется как «любое неподчинение закону Божию либо нарушение этого закона, данного разумному существу как совершенное правило праведности» [1]. Это определение имеет три важнейших аспекта. Первое: грех есть неподчинение. Неподчинение закону Божию. Это — грех несостоятельности, то есть неспособности поступать так, как заповедано Богом. Если Бог заповедал нам любить ближнего своего, а мы не в состоянии выполнить заповеданное, то это — грех.
Второе: грех определяется как нарушение закона. Нарушить закон — значит выйти за его рамки, преступить его пределы. Именно поэтому мы иногда определяем грех словом «преступление», обозначающим, в частности, нарушение границ чьих-либо владений. Мы вторгаемся в те пределы, куда вступать возбраняется. Здесь речь идет о грехах совершённых, то есть о совершении деяний, запрещаемых Богом. Когда положение закона Божия выражено отрицательной конструкцией — «Не убивай», «Не кради», — а мы поступаем вопреки запрету, мы совершаем грех.
Третье: грех есть деяние, совершаемое разумным существом. Будучи сотворены по образу Божию, мы являемся свободными носителями нравственного начала. Наделенные разумом и волей, мы способны совершать нравственные поступки. Делая то, что заведомо запрещено, мы предпочитаем нарушить закон Божий и тем самым совершаем грех.
Протестантизм не приемлет бытующего в римско-католической теологии разграничения между грехом прощаемым и грехом смертным. Традиционное католическое богословие определяет смертный грех как «убивающий» благодать в душе. Такой грех нуждается в обновленном оправдании, которое можно получить посредством таинства покаяния. Прощаемый грех — не столь серьезного свойства. Он не уничтожает спасающей благодати.
Жан Кальвин заявляет, что всякий грех против Бога есть грех смертный в том отношении, что он заслуживает смерти; но ни один грех не является смертным в том смысле, что он уничтожает наше оправдание верой [2]. Протестантизм считает серьезным всякий грех. Даже самое ничтожное прегрешение, по сути своей, есть мятеж против Бога. Каждое прегрешение есть акт предательства по отношению к Творцу всего сущего, тщетная попытка свергнуть Бога с престола безраздельного могущества.
И все же Библия считает некоторые грехи особенно отвратительными. Существуют различные степени греховности, за которые уготованы разные меры наказания в день, когда свершится правосудие Божие. Иисус укорял фарисеев за пренебрежение важнейшими вопросами закона, а города Вифсаиду и Хоразин предупреждал о том, что их прегрешения тяжелее грехов Содома и Гоморры (Матфея 11:20-24).
Библия также предупреждает нас об отягощении вины, проистекающем от множества грехов. Хотя Иаков учит, что нарушить какую-то часть закона — все равно что нарушить весь закон в целом (Иакова 2:10), каждый новый проступок прибавляет нам вины. Павел увещевает нас не копить, не собирать себе гнев на день гнева (Римлянам 2:1-11). С каждым новым прегрешением мы отягощаем свою вину и тем навлекаем на себя гнев Божий. И все-таки благодать Божия превыше человеческой вины во всей ее совокупности.
Серьезное отношение Библии к греху проистекает от ее серьезного отношения к Богу и к человеческим существам. Согрешая против Бога, мы оскорбляем Его святость. Согрешая против ближнего своего, мы оскорбляем его человеческую природу.
Библейские стихи для размышления:
Римлянам 2:1-11
Римлянам 3:10-26
Римлянам 5:12-19
Иакова 1:12-15
1 Иоанна 1:8-10
Заключение:
1. Библия определяет грех как «попадание мимо цели» — праведности Божией.
2. Все люди грешны.
3. Грех включает в себя как неспособность следовать закону Божию (неподчинение), так и прямое нарушение его (совершение).
4. Только носители нравственного начала могут быть повинны во грехе.
5. Протестантизм не приемлет разграничения греха на «прощаемый» и «смертный», но признает различные степени греховности.
6. Каждое новое прегрешение отягощает вину.
7. Грех наносит оскорбление как Богу, так и людям.
51. Первородный грех
Кому не приходилось слышать расхожее замечание: «Человек, в сущности, не так уж плох»! Хотя это утверждение и подразумевает, что нет совершенных людей, все же оно преуменьшает человеческую греховность. Допустим, что человек в сущности своей хорош, но тогда отчего грех распространен столь широко?
Принято считать, что все мы грешим, потому что общество оказывает на нас такое скверное влияние. Так что корень зла усматривается в том, что нас окружает, а вовсе не в нашей природе. Подобное объяснение всеобщности греха вызывает закономерный вопрос: а как же общество смогло испортиться и развратиться само по себе? Коль скоро люди рождаются добродетельными и непорочными, мы вправе были бы ожидать, что хотя бы некоторые из них сохранят эти качества. Мы смогли бы отыскать такие человеческие сообщества, где образ жизни был бы обусловлен безгрешностью, а не греховностью. Однако даже те сообщества, которые, как мы знаем, буквально одержимы идеей праведности, все-таки неминуемо подпадают под воздействие греха.
Итак, поскольку дерево неизменно приносит подпорченные плоды, не оно ли само тому причиной? Иисус сказал, что от доброго дерева не бывает худых плодов. Библия ясно учит, что прародители наши, Адам и Ева, совершили грехопадение. Вследствие этого каждый человек появляется на свет греховным и порочным, ибо таковой стала его природа. Если бы даже в Библии не было написано об этом черным по белому, нам пришлось бы вывести такое умозаключение, основываясь на одном только факте всеобщности греха.
Однако грехопадение — это не просто вывод, полученный с помощью дедуктивного метода. Это — предмет божественного откровения. С ним мы соотносим то, что называем первородным грехом. Первородный грех не следует понимать как самый первый грех, совершенный Адамом и Евой. В первую очередь это — результат грехопадения наших прародителей, то есть безнравственность всего рода человеческого. С первородным грехом напрямую связано то изначальное состояние греховности, в котором мы рождаемся.
Грехопадение состоялось, — и об этом ясно и определенно говорит Писание. Последствия его оказались ужасающими. О том, как это случилось, до сих пор спорят даже в среде ученых-реформатов. Вестминстерское Исповедание Веры объясняет это событие с простотой, достойной самого Писания:
«Соблазненные коварством и искушением Сатаны, наши прародители согрешили, съев запретный плод. Этот грех Богу было угодно, согласно в высшей степени мудрому и святому изволению Его воли, попустить с целью распорядиться им для Своей славы.» [1].
Вот так и произошло грехопадение. Последствия его распространились гораздо дальше Адама и Евы. Они не только затронули все человечество, но и сделались причиной смерти во грехе всего рода человеческого. В Адаме все мы — грешники. Мы не вправе задаваться вопросом: «В какой момент человек становится грешником?» Истина заключается в том, что люди рождаются на свет уже в состоянии греховности. В глазах Бога они грешны потому, что едины с Адамом.
С той же изящной простотой Вестминстерское Исповедание Веры излагает последствия грехопадения, затронувшие, в частности, род человеческий:
«По причине этого греха они отпали от своей первоначальной праведности и общения с Богом, и потому стали мертвыми во грехе, всецело осквернились в отношении всех способностей души и частей тела. Будучи прародителями всего человечества, они передали всем своим потомкам вмененную вину за грех, смерть во грехе и свою порочную природу, которые передавались из поколения в поколение. По причине этой изначальной испорченности мы в высшей степени не расположены и не способны к добру, сделались его противниками, всецело склонны к греху и совершению всяческих проступков.» [2].
Последняя фраза является ключевой. Мы грешны не потому, что грешим. Скорее наоборот: мы грешим, оттого что грешны. Именно об этом сокрушается Давид, говоря: «Вот, во грехе я зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Псалом 50:7).
Библейские стихи для размышления:
Бытие 3:1-24
Иеремия 17:9
Римлянам 3:10-26
Римлянам 5:12-19
К Титу 1:15
Заключение:
1. Всеобщий характер греха нельзя объяснить влиянием факторов, действующих в нашем обществе или непосредственном окружении.
2. Всеобщность греха объясняется грехопадением человечества.
3. Первородный грех не есть первый грех, совершенный человеком, но результат этого греха.
4. Все люди от рождения наделены греховной природой, то есть рождены «во грехе».
5. Все мы грешим, оттого что греховны по природе своей.
52. Человеческая испорченность
Как было сказано в предыдущей главе, богословские дебаты вращаются, в основном, вокруг вопроса: плох или хорош человек в сущности своей? Споры ведутся главным образом по поводу слов «в сущности своей». Все единодушно сходятся в том, что никто не совершенен. Мы безоговорочно признаем афоризм: «Человеку свойственно ошибаться».
Библия говорит, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23). Невзирая на этот приговор человеческому несовершенству, в нашей культуре, сильно подверженной влиянию гуманистической философии, упорно держится мнение, что грех есть нечто второстепенное и лишь косвенным образом затрагивает нашу природу. Конечно же, все мы поражены грехом. Сколь бы высоконравственны ни были наши деяния, они обнаруживают изъяны. И все-таки мы почему-то думаем, что склонность к дурным поступкам приютилась где-то на задворках нашего характера и никогда не проникает в его недра. Мы все так же исходим из предположения, что человек в сущности своей добродетелен.
Один американец, побывавший заложником в Ираке и на себе испытавший злодеяния Саддама Хусейна, заметил: «Несмотря на все, что мне пришлось пережить, я все-таки не потерял веры в изначальную добродетель человеческую». Вероятно, такое мнение отчасти основывается на скользящей шкале человеческих ценностей, иными словами, на весьма относительном понятии о том, что есть добро, а что — зло. Никто не собирается оспаривать того факта, что некоторые люди далеко превосходят других по части порочности. Рядом с Саддамом Хусейном или Адольфом Гитлером рядовой грешник смотрится чуть ли не благочестивцем. Но, обращая взор к непревзойденному образцу праведности — святой личности Бога, — мы понимаем, что наша, человеческая нравственность изнутри безнадежно изъедена гнилью.
Библия говорит о полной безнравственности рода человеческого, то есть коренной его испорченности. Следует видеть разницу между полной и предельной испорченностью. Предельно испорченный человек порочен настолько, насколько это вообще возможно. Гитлер был необычайно безнравственным человеком, но мог быть еще хуже. Я — грешник. Однако я вполне мог бы грешить почаще, да и грехи мои могли быть почище. Следовательно, я безнравственен полностью, но не предельно. Полная испорченность означает, что я, как и всякий из нас, греховен, то есть испорчен, иначе говоря, зло охватило все стороны человеческой природы. Нет среди них ни одной, которая не была бы затронута грехом. Наш разум, наша воля, наше тело — все поражено им. Пагубны наши речи, недобры поступки, нечисты мысли. И самые тела наши страдают под разрушительным воздействием греха.
Возможно, термин «коренная испорченность» гораздо точнее охарактеризовал бы наше падшее состояние, нежели «полная испорченность». Я употребляю слово «коренная» не столько для того, чтобы выразить понятие крайности, сколько ради возвращения к исконному его смыслу: «корень», «сердцевина». Вся беда в том, что грех коренится в самой сердцевине нашего существа. Мы насквозь пропитаны им. Именно потому, что он гнездится внутри нас, а не только задевает снаружи, Библия справедливо замечает:
«…Нет праведного, нет ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного.» (Римлянам 3:10-12)
Вследствие этого падшего состояния, мы и принуждены выслушать приговор, который выносит нам Писание: мы «мертвы по преступлениям и грехам» (Ефесянам 2:1); мы «проданы греху» (Римлянам 7:14); мы — «пленники закона греховного» (Римлянам 7:23) и являемся «по природе чадами гнева» (Ефесянам 2:3). Одна только живительная сила Святого Духа может вывести нас из состояния духовной смерти. Бог оживотворяет нас, когда мы становимся Его творением (Ефесянам 2:1-10).
Библейские стихи для размышления:
Иеремия 17:9
Римлянам 8:1-11
Ефесянам 2:1-3
Ефесянам 4:17-19
1 Иоанна 1:8-10
Заключение:
1. Философия гуманизма отводит греху место «на задворках», то есть где-то на периферии человеческой жизни. Она приписывает человеку изначальную добродетельность.
2. Библейское христианское учение гласит, что вся жизнь человека насквозь пронизана грехом.
3. Полная испорченность не есть испорченность предельная. Мы не порочны настолько, насколько это вообще возможно.
4. Термин «коренная испорченность» указывает на греховность, коренящуюся в недрах человеческого сердца.
53. Человеческая совесть
Мудрый Сверчок из сказки Карло Коллоди сказал однажды Пиноккио: «Всегда поступай так, как велит тебе совесть.» Совет превосходный… если только совесть наша наставляема и руководима Словом Божиим. Если же Писание ей неведомо или она зачерствела и ожесточилась от постоянного пребывания во грехе, тогда теология Сверчка способна накликать беду.
Совесть играет немаловажную роль в жизни христианина. Однако при этом нам просто необходимо правильно понимать, что же такое совесть.
Часто совесть описывают как голос Бога, который звучит внутри человека и подсказывает его разуму, как следует относиться к своим поступкам: то ли осуждать их, то ли оправдывать. В основе ее лежат два существенных момента: 1) внутренняя осведомленность, или осознанность того, чт( хорошо и чт( плохо; и 2) способность применять законы, нормы и правила к конкретной ситуации.
В Послании к Римлянам 2:15 Павел говорит, что Бог начертал закон Свой в сердцах людей. Человеческая совесть через откровение осведомлена о законе Божием, который запечатлен в сердце человека.
Нравственная обязанность человека — следовать велению совести. Поступать против совести — значит совершать грех. Выступая перед императорским судом в Вормсе, Лютер заявил: «Мою совесть держит в плену Слово Божие… идти против совести есть дело неправедное и опасное.» [1]
Ответ Лютера раскрывает два важных библейских принципа. С одной стороны, совесть должна быть осведомлена или, перефразируя Лютера, «пленена» Словом Божиим. Ведь совесть может либо заблуждаться, либо, как уже упоминалось, очерстветь и ожесточиться от постоянного греха. Привычный грех или терпимость общества ко греху могут настолько притупить наше восприятие, что мы преспокойно подавляем голос совести и грешим, даже не помышляя о раскаянии.
С другой стороны, если собственная совесть убеждает нас в недопустимости либо греховности тех или иных мыслей и поступков, хотя на самом деле ничего греховного в них нет, это столь же пагубно для нас. Делать то, что, по нашему мнению, нехорошо (пусть даже в действительности это вовсе не так), — значит грешить. Павел учит, что «все, что не по вере, грех» (Римлянам 14:23). В данном случае поступать против совести «есть дело неправедное и опасное.»
Библейские стихи для размышления:
Луки 11:39-44
Римлянам 2:12-16
Римлянам 14:23
Титу 1:15
Заключение:
1. Совесть может быть хорошим советчиком, только если она наставляема и руководима Богом.
2. Совесть — это нравственный голос внутри нас, осуждающий или оправдывающий наши поступки.
3. Поступать против совести — значит совершать грех.
54. Непрощаемый грех
То, что Библия называет один из грехов «непрощаемым», способно вселить в сердца людей страх и тревогу, что, сами того не ведая, они могли совершить этот грех. Хотя, согласно евангелию, спасение дается всем раскаявшимся, существует, оказывается, препятствие, которое воздвигается перед нами, едва только мы совершаем это единственное преступление. Непрощаемый грех, о котором предупреждал Иисус, есть хула на Духа Святого. Иисус сказал, что этот грех не может быть прощен никогда.
«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» (Матфея 12:31-32)
Предпринималось множество попыток определить, что же это за специфическое преступление, которое не может быть прощено. Полагали, что это могут быть особо тяжкие проступки, такие как убийство или прелюбодеяние. Несмотря на то, что эти грехи, безусловно, ненавистны Господу, все же Писание ясно дает понять, что они могут быть прощены в случае сознательного раскаяния. Царь Давид, как известно, был повинен в обоих этих преступлениях, однако же благодать была ему возвращена.
Часто непрошаемый грех определяют как упорное и бесповоротное неверие в Христа. Поскольку со смертью человека исчезает возможность раскаяться во грехе и принять Христа, бесповоротное неверие кладет конец последней надежде на спасение.
Хотя упорное и бесповоротное неверие действительно влечет за собой такие последствия, оно не объясняет должным образом Христова предупреждения относительно хулы на Духа Святого. Богохульствующий либо говорит, либо пишет. Стало быть, богохульство непременно выражается словесно.
Несмотря на то, что любое проявление богохульства есть серьезное оскорбление сущности Божией, обыкновенно оно считается простительным. Говоря о грехе непрощаемом, Иисус предостерег тех, кто обвинял Его в сговоре с Сатаной, и предостережение это прозвучало и сдержанно, и устрашающе. Однако же на кресте Иисус молил о прощении для тех, кто, по неведению своему, поносил Его: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Луки 23:34).
Если же люди в достаточной степени просвещены Духом Святым и знают, что Иисус есть воистину Христос, но при этом винят Его в союзе с Сатаной, тогда они совершают грех, которому нет прощения. Христианин, предоставленный самому себе, способен содеять непрощаемый грех, однако мы верим, что Господь, в спасительной благодати Своей, всегда удержит избранного Им от совершения такого греха. Когда же убежденный христианин опасается, что, сам того не зная, он уже повинен в этом грехе, вероятно, это как раз и указывает, что опасения его напрасны. Те, кто в нем повинен, обычно столь ожесточены сердцем и закоренелы во грехе, что не ощущают никаких угрызений совести.
Даже люди, взращенные в лоне такой мирской и языческой культуры, как наша, похоже, не склонны заходить чересчур далеко в поношении Бога и Христа. Невзирая на то, что имя Христа вываляно в грязи и давно уже сведено до уровня ходячего ругательства, а евангелие осмеяно в непотребных шутках и замечаниях, люди все же проявляют известную сдержанность, избегая связывать Иисуса с Сатаной.
Оккультная практика и сатанизм предоставляют широчайшие возможности для совершения непрошаемого греха, смертельно опасного для человека, но даже при этом богохульство может быть прощено, если оно содеяно по невежеству тех, кто не просвещен Святым Духом.
Библейские стихи для размышления:
Матфея 12:22-32
Луки 23:34
1 Иоанна 5:16
Заключение:
1. Хула на Духа Святого не может быть приравнена к убийству или прелюбодеянию.
2. Богохульство есть словесное оскорбление Бога.
3. Христос предостерегал от приписывания Сатане деяний, совершаемых Богом — Духом Святым.
4. Иисус молил о прощении для богохульников, не ведавших, кт( Он.
5. Христианин никогда не совершит непрощаемого греха, ибо благодать Божия удержит его от этого.
55. Синкретизм
Синкретизмом называется процесс, в результате которого черты одной религии усваиваются другой религией или смешиваются с ней. Это приводит к коренным изменениям внутри обеих религий.
Из Ветхого Завета мы узнаем, сколь глубоко был озабочен Бог воздействием синкретизма и тяготением к нему. Обосновавшись в земле обетованной, Божий народ попал под влияние языческих верований. Ханаанские божества — Ваал и Ашера — стали для израильтян предметом поклонения. Со временем народ Божий начал служить ассирийским и вавилонским идолам. Закон, данный Богом, недвусмысленно запрещал Израилю не только отрекаться от Иеговы ради иных богов, но и совмещать служение иным богам с поклонением Богу истинному. Пророки предвещали неминуемые кары Божии в ответ на стремление людей видоизменить свою веру, чтобы приспособить ее к чужеземным верованиям и традициям.
В эпоху Нового Завета синкретизм распространился необъятно. Ширились пределы Греческой империи, и боги Олимпа смешивались с божествами покоренных народов. Рост Римской империи также благоприятствовал зарождению культов и мистических верований самого разного толка. Не избежало их влияния и христианство. Отцы церкви не только распространяли благую весть, но и пребывали в непрестанной заботе о ее чистоте. Идеи манихейства (дуалистическая философия, рассматривавшая физическую субстанцию как зло) проникли в некоторые христианские доктрины. Учение докетизма, отрицавшее физическое воплощение Иисуса, уже во времена Нового Завета доставляло немало забот. Во многие формах неоплатонизма присутствует сознательная попытка сочетать элементы христианской религии с философией Платона и восточным дуализмом. История христианских символов веры есть не что иное, как история стремления христиан обойти ловушки, расставленные чуждыми религиями и философскими учениями.
Сегодняшняя церковь испытывает те же затруднения. Нехристианские философии, такие, к примеру, как марксизм или экзистенциализм, претендуют на могущество, равное тому, каким обладает христианство, но при этом отбрасывают то неповторимое, что присуще только христианству. Синкретизм остается мощным средством разобщения Бога с Его народом.
Каждое поколение христиан сталкивается с искушением синкретизма. В своем желании «шагать в ногу со временем», не отставать от современных нам традиций и мнений, мы уступаем соблазну следовать мирским образцам. Мы перенимаем языческие идеи и обычаи и пытаемся «окрестить» их. Если даже мы противостоим чуждым религиям и философиям, если даже вступаем с ними в бой, это все же не оберегает нас от их воздействия. Любой посторонний элемент, вкравшийся в христианскую веру и деятельность, способен ослабить веру и опорочить ее чистоту.
Библейские стихи для размышления:
3 Царств 16:29-34
1 Коринфянам 10:14-23
2 Коринфянам 6:14-18
Галатам 3:1-14
Колоссянам 2:8
1 Иоанна 5:19-21
Заключение:
1. Синкретизм — это слияние или смешение чуждых друг другу религий либо философских учений.
2. Одной из вечных проблем израильской религии во времена Ветхого Завета было проникновение в нее языческих верований.
3. Церковь Нового Завета боролась с влиянием греческой и римской религии и культуры.
4. Современному христианству угрожают попытки соединить христианское учение с языческой религией и светской
философией.