Библиотека soteria.ru
Трактат о Пресвятой Троице
Фома Аквинский
Дата публикации: 10.09.16 Просмотров: 9725 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 4 . Может ли слово «лицо» обозначать отношение?
С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что слово «лицо» в применении к Богу не может обозначать отношение. Ведь сказал же Августин: «Когда мы говорим о личности Отца, мы имеем в виду не что иное, как субстанцию Отца, ибо лицо подразумевает Его соотнесенность с Собой, а не с Сыном».
Возражение 2. Далее, вопрос «что?» обращен к сущности. Но, как сказал Августин, «когда мы говорим, что на небесах свидетельствуют три: Отец, Сын и Святой Дух, то если спросить: «Три чего?» — ответ будет: Три лица». Поэтому «лицо» обозначает сущность.
Возражение 3. Далее, согласно Философу значение слова есть его определение. Но, как было сказано выше, лицо определяется как «индивидуальная субстанция разумной природы». Поэтому «лицо» обозначает субстанцию.
Возражение 4. Далее, применительно к ангелам и людям «лицо» обозначает не отношение, а нечто абсолютное. Поэтому если бы в приложении к Богу оно обозначало отношение, это привело бы к двусмысленности.
Этому противоречит утверждение Боэция о том, что всякое слово, указывающее на лицо, обозначает отношение. Но самым точным указыванием на лицо является слово «лицо». Следовательно, слово «лицо» обозначает отношение.
Отвечаю: трудность в отношении слова «лицо», которое мы прилагаем к Богу, проистекает из того обстоятельства, что мы употребляем его во множественном числе применительно ко всей Троице, а это противно природе имен, называющих сущность. Кроме того, это слово не указывает на нечто иное, в отличие от слов, обозначающих отношения.
Поэтому некоторые полагают, что слово «лицо» само по себе абсолютно выражает божественную сущность, подобно именам «Бог» и «Премудрость». Однако для того, чтобы отразить еретические выпады, соборным решением было утверждено, что его следует употреблять в относительном смысле и либо во множественном числе, либо уточнять, о каком лице идет речь. Итак, мы говорим «Три лица», или «Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух». Когда же оно употребляется в единственном числе, оно может быть либо абсолютным, либо относительным. Но такое объяснение не кажется нам удовлетворительным; ведь если слово «лицо» выражает лишь божественную сущность, то это дает еретикам пищу для споров по поводу выражения о «трех лицах». Видя это, многие утверждали, что по отношению к Богу это слово обозначает как сущность, так и отношение. По мнению некоторых, оно прямо указывает на сущность и косвенно на отношение, ибо первоначальный смысл слова «лицо» (persona) — «один сам по себе» (per se una), а единство принадлежит сущности. Отношение же полагается косвенно, поскольку, когда мы говорим об Отце »Самом по Себе», мы думаем о Нем как относительно отличном от Сына. Однако другие, напротив, настаивали на том, что отношение обозначается прямо, а сущность — косвенно. И они ближе к истине.
Чтобы разрешить этот вопрос, следует вспомнить, что менее общий термин может включать в свое содержание то, что не входит в содержание более общего термина, как, например, понятие «разумный» включается в понятие «человек», но не входит в понятие «животное». Поэтому мы вкладываем разное значение в слово «животное», когда говорим о животном и о человеке. Также разное значение имеет и слово «лицо» когда мы говорим о «лице» вообще и об одном из лиц Бога. Ибо «лицо» вообще означает индивидуальную субстанцию разумной природы. Индивидуально же то, что неделимо и при этом отлично от другого. Поэтому «лицо» по отношению к любой природе обозначает отличное от другого, принадлежащего к той же природе. Так, применительно к человеческой природе оно обозначает «эту» плоть, «эти» кости, «эту» душу которые принадлежат этому конкретному человеку, однако же, не входят в понятие лица вообще.
Далее, различие в Боге есть различие лишь по происхождению, что было рассмотрено выше (28, 2, 3); его не следует понимать как акциденцию субъекта, ибо оно входит в самую божественную сущность. Таким образом, оно бытийствует, ибо божественная сущность есть самодостаточное бытие. Поэтому подобно тому, как божественность и есть Бог, божественное отцовство и есть Бог Отец, Каковой является божественным Лицом. Следовательно, божественное лицо обозначает отношение как принадлежащее бытию, то есть как субстанциальное. Такое отношение есть ипостась божественной природы, ведь то, что принадлежит бытию божественной природы, и есть сама божественная природа. Таким образом, правильно будет сказать, что имя «лицо» обозначает отношение прямо, а сущность — косвенно; однако же, отношение не само по себе, но как выраженное в ипостаси. Подобным же образом оно прямо обозначает сущность и косвенно отношение в той мере, в какой сущность есть то же, что и ипостась; ибо в Боге ипостась выражена как отношение, а потому отношение косвенно входит в понятие лица. Итак, мы можем сказать, что значение слова «лицо» понималось неясно до тех пор, пока оно не подверглось критике со стороны еретиков. Вот почему слово «лицо» использовалось наряду с другими терминами, указывающими на абсолют. Впоследствии же его стали употреблять как указание на отношение. Следовательно, слово «лицо» обозначает отношение не только по обычаю, в силу сложившегося употребления, но также и в силу его собственного значения.
Ответ на возражение 1. Слово «лицо» указывает на отношение к самому себе, а не к чему-то другому так как оно обозначает отношение не как таковое, но как субстанциальное, а значит— как ипостась. В этом смысле Августин говорит, что оно обозначает сущность, поскольку в Боге сущность есть то же, что и ипостась, ибо в Боге то, что Он есть, и то, каким образом Он есть, суть то же самое.
Ответ на возражение 2. Вопрос «что?» иногда подразумевает природу, выраженную в определении, как, например, когда мы спрашиваем: «Что есть человек?» — и отвечаем: «Смертное разумное животное». Иногда же он подразумевает «то, что мыслится», как если мы спрашиваем: «Что плавает в море?» — и отвечаем: «Рыба». Вот и тем, кто спрашивает: «Три чего?» — мы отвечаем: «Три лица».
Ответ на возражение 3. В Боге индивидность — то есть отдельная и несообщаемая субстанция — включает в себя идею отношения, как уже было указано выше.
Ответ на возражение 4. Наличие другого смысла в менее общем термине вовсе не ведет к двусмысленности более общего термина. Хотя лошади и ослу соответствуют свои особенные определения, вместе они подпадают под понятие животного, поскольку общее определение животного приложимо к обоим. Поэтому хотя в понятии божественного лица содержится отношение, это не относится к понятиям ангельской или человеческой личности, и это не ведет к двусмысленности понятия «лицо». Хотя оно и не употребляется в одном и том же смысле, так как ничто не может быть сказано в одном и том же смысле о Боге и тварях (13,5).