Библиотека soteria.ru
Трактат о Пресвятой Троице
Фома Аквинский
Дата публикации: 10.09.16 Просмотров: 9725 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 3. В самом ли деле существует всего пять понятий?
С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что всего понятий менее пяти. Так, понятия, связанные с Лицами, обозначают отношения, посредством которых они различаются между собой. Однако в Боге есть лишь четыре отношения (28,4). Следовательно, и понятий только четыре.
Возражение 2. Далее, поскольку у Бога имеется только одна сущность, Он называется единым Богом, а поскольку у него имеется три Лица, Он называется Троицей. Поэтому, если бы в Боге имелось пять понятий, Он мог бы называться [еще и] пятерицей, что неприемлемо.
Возражение 3. Далее, если имеется пять понятий при трех Лицах в Боге, то с каким-то из Лиц должно быть связано два или более понятий, к примеру, нерожденность и отцовство в Отце, а также нахождение. Но есть ли между этими понятиями действительное различие? Если они действительно различаются, то Бог Отец состоит из нескольких вещей. Если же они различаются только логически, то одно из них может сказываться о другом. Так, например, мы можем сказать, что божественная благость есть то же, что и божественная мудрость в силу того, что они суть единая реальность, а исхождение есть в то же время отцовство. Это неприемлемо. Следовательно, понятий не может быть пять.
Возражение 4. Напротив, может показаться, что понятий существует больше. Подобно тому как Отец не происходит ни от кого, и отсюда возникает понятие нерожденности, так же и Святой Дух не порождает никакого другого Лица. Таким образом, должно существовать шесть понятий.
Возражение 5. Далее, как Отец и Сын суть общий источник Святого Духа, так же Сын и Святой Дух происходят от Отца. Следовательно, как одно понятие является общим для Отца и Сына, так же одно понятие должно быть общим для Сына и Святого Духа.
Отвечаю: понятие есть соответствующее представление, посредством которого мы познаем божественное Лицо. Множественность божественных Лиц является следствием различия их происхождения. Происхождение подразумевает то, что некто является источником для другого, а некто исходит из другого, и, следовательно, лицо может быть познано как существующее в одном из двух модусов. Так, Отец не происходит ни от кого другого, и поэтому Ему соответствует понятие нерожденности. Как источник другого, Он может быть познан двояким образом, ибо, поскольку Сын рождается от Него, Отец познается через понятие отцовства, а поскольку Святой Дух исходит от Него, Он познается через понятие общего изведения. Сын может быть познан как рождаемый другим, и, таким образом, Он познается через понятие сыновства, а так как от Него исходит Святой Дух, Ему так же, как и Отцу соответствует понятие общего изведения. Святой Дух познается как исходящий от другого, или других, но не по тому, что другое божественное Лицо исходит от Него, и, таким образом, Ему соответствует понятие исхождения.
Итак, в Боге наличествует пять понятий: нерожденность, отцовство, сыновство, общее изведение и исхождение. Из них только четыре суть отношения, поскольку нерожденность не является отношением, как будет показано ниже (33, 4 и 3). Четыре суть свойства, так как общее изведение не является свойством, ибо оно присуще двум Лицам. Отцовство, сыновство и исхождение суть личные понятия, то есть понятия, образующие Лица. Общее же изведение и нерожденность суть понятия Лиц, что будет нами разъяснено ниже(40,1).
Ответ на возражение 1. Как мы уже объяснили, помимо четырех отношений следует допустить еще одно понятие.
Ответ на возражение 2. Божественная сущность обозначается как действительная. Подобным же образом и Лица действительны, в то время как понятия суть идеи, через которые познаются Лица. Поэтому хотя Бог является единым по единству сущности и троичным по троичности Лиц, тем не менее в силу пяти понятий Он не может быть пятиричным.
Ответ на возражение 3. Поскольку действительная множественность Лиц заключается лишь в относительной противоположности, некоторые свойства Лица, поскольку они не имеют относительных противоположностей, не различаются в действительности. Однако они и не сказываются друг о друге, потому что они суть различные идеи Лиц. Так, мы не утверждаем, что свойства силы суть свойства знания, хотя и говорим, что знание есть сила.
Ответ на возражение 4. Поскольку лицо предполагает достоинство, как было указано выше (19,3), мы не можем создать понятие Святого Духа, исходя из того факта, что ни одно лицо от Него не происходит. Ибо это не принадлежит к Его достоинству так, как к авторитету Отца принадлежит то, что Он не происходит ни от кого.
Ответ на возражение 5. Сын и Святой Дух не совпадают в едином модусе существования, полученном от Отца так, как Отец и Сын совпадают в модусе порождения Святого Духа, Понятие должно основываться на специфическом принципе лица. Здесь не может быть аналогии аргументов.