Библиотека soteria.ru
Трактат о Пресвятой Троице
Фома Аквинский
Дата публикации: 10.09.16 Просмотров: 9725 Все тексты автора Фома Аквинский
Вопрос 35. Об [имени] образ
Далее мы исследуем [имя] Образ, относительно которого надлежит рассмотреть два [пункта]: 1) сказывается ли [имя] Образ о Боге В смысле лица; 2) принадлежит ли это имя только Сыну. ———————————————-
Раздел 1. Сказывается ли [имя] образ о Боге в смысле лица?
С первым дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что [имя] «образ» не сказывается о Боге в смысле лица. Ведь сказал же Августин: «Божество Пресвятой Троицы и Образ, по которому сотворен человек, суть одно». Следовательно, Образ сказывается о Боге в смысле сущности, а не лица.
Возражение 2. Далее, Иларий говорит: «Образ есть вид, подобный тому, что он представляет». Но вид, или форма, сказывается о Боге в смысле сущности. Следовательно, также обстоит дело и с Образом.
Возражение 3. Далее, образ возникает от подражания, что предполагает «раньше» и «позже». Но для божественных Лиц нет ни «раньше», ни «позже». Следовательно, Образ не может быть именем лица в Боге.
Этому противоречит сказанное Августином: «Можно ли сказать большую нелепицу, чем то, что образ относится к самому себе?». Следовательно, Образ в Боге есть отношение, а потому — имя Лица.
Отвечаю: образ включает в себя идею подобия. Тем не менее не всякий вид подобия удовлетворяет понятию образа, нотолько подобие формы, или, по крайней мере, некоторого специфического признака. В вещах телесных специфический признак заключается главным образом в фигуре. Ибо мы видим, что виды различных животных имеют различные фигуры, но не различные цвета. Так, если на стене изобразить цвет чего-либо, то это не будет называться образом, если только не изобразить вместе и фигуру. Далее, даже и подобия формы или фигуры недостаточно для образа, для которого также требуется идея происхождения, поскольку, как сказал Августин: «Одно яйцо не есть образ другого, так как оно не происходит от него». Поэтому для подлинного образа требуется, чтобы одно происходило от другого подобного ему по форме, или, по крайней мере, по специфическому признаку. Далее, все, что выражает происхождение или возникновение в Боге, относится к Лицам. Следовательно, имя Образ есть имя Лица.
Ответ на возражение 1. Образ в собственном смысле означает то, что происходит по подобию другого. То же, по подобию чему происходит нечто, называется в собственном смысле образцом, а в несобственном — образом. Выходит, Августин употребляет имя Образ в этом смысле, когда говорит, что божественная природа Пресвятой Троицы есть образ, по которому сотворен человек.
Ответ на возражение 2. «Вид», упоминаемый Иларием в определении образа, означает форму, наследуемую одной вещью от другой. В этом смысле говорится, что образ есть вид чего-либо, поскольку то, в чем нечто уподобляется [другому], называется его формой, коль скоро оно имет подобную форму.
Ответ на возражение 3. Подражание в Боге не означает наследования [во времени], а только уподобление.