Библиотека soteria.ru
Трактат о Пресвятой Троице
Фома Аквинский
Дата публикации: 10.09.16 Просмотров: 9725 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 3. Исходит ли святой дух от отца через сына?
С третьим дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Святой Дух не исходит от Отца через Сына. Ибо то, что происходит от одного через другое, не происходит [от первого] непосредственно. Следовательно, если Святой Дух исходит от Отца через Сына, Он происходит не непосредственно, что неприемлемо.
Возражение 2. Далее, если Святой Дух исходит от Отца через Сына, Он не исходит от Сына, разве что благодаря Отцу. Но то, что делает вещь таковой [какова она есть], еще в большей степени является таковым. Следовательно, Он исходит от Отца в большей степени, чем от Сына.
Возражение 3. Далее, Сын имеет Свое бытие через рождение. Поэтому, если Святой Дух есть от Отца через Сына, из этого следует, что Сын рождается первым, а затем исходит Святой Дух, и, таким образом, исхождение Святого Духа не является вечным, каковое заключение — ересь.
Возражение 4. Далее, когда кто-либо действует через другого, то верно и обратное утверждение. Так, если мы говорим, что король действует через судью, то можно сказать и обратное: что судья действует через короля. Но никоим образом невозможно утверждение, что Сын изводит Святого Духа через Отца. Следовательно, никоим образом нельзя также говорить, что Отец изводит Святого Духа через Сына.
Этому противоречит сказанное Иларием: «Поддержи меня, молю, в этом исповедании веры моей, дабы со мною всегда был Отец— Ты, дабы я почитал Сына Твоего вместе с Тобой и дабы я сподобился Твоего Духа Святого, Который рожден лишь через Тебя» .
Отвечаю: когда говорится, что одно действует через другое, то предлог «через» указывает на некую причину или начало этого действия. Но поскольку действие — посредник между действующим и сделанным, иногда предлог «через» указывает на причину действия как исходящего от действующего; и в таковом случаеэто является причиной того, почему действующий производит действие, будь это формальная или целевая причина, действующая или начинающая действие. Например, когда мы говорим, что ремесленник работает из-за стремления к прибыли, то это целевая причина. Когда мы говорим, что он работает благодаря своему искусству то это — причина формальная. Когда же мы говорим, что он работает по приказу другого, то это — побудительная причина. Иногда, однако, то, на что указывает предлог «через», является причиной действия в смысле совершения действия с вещью; например, когда мы говорим, что ремесленник работает с помощью молотка, это не значит, что молоток — причина действия ремесленника, но что он — причина изготовления вещи ремесленником, и что посредством него ремесленник совершает это действие. Вот почему некоторые говорят, что предлог «через» иногда обозначает прямую власть, как в случае, когда мы говорим, что король действует через судью, а иногда непрямую власть, как тогда, когда мы говорим, что судья действует через короля.
Поэтому, коль скоро Сын получает от Отца то, что Святой Дух исходит от Него, возможно говорить, что Отец изводит Святого Духа через Сына, или что Святой Дух исходит от Отца через Сына, что то же самое.
Ответ на возражение 1. В каждом действии следует видеть две вещи: некое «подлежащее», которое действует, и ту силу, посредством которой оно действует; так, например, огонь согревает посредством тепла. Поэтому, когда мы говорим о силе, которой Отец и Сын изводят Святого Духа, то здесь нет посредника, ибо это одна и та же сила. Но если мы говорим о самих Лицах, Которые изводят Святого Духа, коль скоро Святой Дух исходит вместе от Отца и от Сына, то от Отца Он исходит непосредственно, как от Него [Самого], и опосредованно, как от Сына, почему и говорится, что Он исходит от Сына через Отца. Подобным образом Авель и непосредственно происходит от Адама, поскольку тот был его отцом, и опосредованно, покольку его матерью была Ева, происшедшая от Адама; хотя, разумеется, этот пример материального происхождения неуместен для обозначения нематериального происхождения божественных Лиц.
Ответ на возражение 2. Если бы Сын получал от Отца количественно меньшую силу для изведения Святого Духа, то это означало бы, что Он — вторичная и вспомогательная причина, и Святой Дух исходил бы от Отца в большей степени, чем от Сына;тогда как сила изведения, принадлежащая Отцу и Сыну, одна и та же, и потому Святой Дух исходит от обоих в равной мере, хотя иногда и говорится, что Он исходит изначально от Отца, поскольку и Сын имеет эту силу от Отца.
Ответ на возражение 3. Поскольку порождение Сына со-вечно порождающему (и потому Отец не имеет существования до порождения Сына), то и исхождение Святого Духа совечно Его началу. Следовательно, Сын не был рожден до исхождения Святого Духа, но каждое из этих происхождений вечно.
Ответ на возражение 4. Когда о чем-то говорится, что оно действует через другое, обратное суждение не всегда верно. Ведь мы не говорим, что молоток работает с помощью плотника, тогда как можно сказать, что судья действует через короля, так как судья действует сам, в то время как молоток не действует сам, а только приводится в действие, то есть используется в качестве инструмента. Однако о судье говорится, что он действует через короля (хотя предлог «через» и обозначает посредника) постольку, поскольку чем более первично «подлежащее» в действии, тем более непосредственна его сила в отношении действия, ввиду того что первая причина соединяется со второй причиной в действии. Вот почему в наглядных науках о первых причинах говорят, что они непосредственны. Итак, коль скоро судья есть посредник в плане порядка действия субъектов, говорят, что король действует через судью; но в плане порядка [применения] власти говорят, что судья действует через короля, ибо власть короля придает действию судьи его действенность. Теперь, нет никакого соподчинения между силой Отца и силой Сына, но только порядок «подлежащих». Поэтому мы говорим, что Отец изводит [Святого Духа] через Сына, но не наоборот.