Библиотека soteria.ru
Трактат о Пресвятой Троице
Фома Аквинский
Дата публикации: 10.09.16 Просмотров: 9725 Все тексты автора Фома Аквинский
Вопрос 38. Об имени Святого Духа — дар
Теперь надлежит рассмотреть [имя] Дар, в связи с чем будет исследовано два [пункта]: 1) может ли имя Дар быть именем [божественного] Лица; 2) является ли оно собственным именем Святого Духа. —————————
Раздел 1. Является ли имя дар именем [божественного] лица?
С первым дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что [имя] Дар не может быть именем [божественного] Лица. Ведь имя Лица выражает различие в Боге. Но имя Дар не выражает различия. Так, Августин говорит: «Святой Дух нисходит как Дар Бога таким образом, что Он Сам ниспосылает Себя как Бог». Следовательно, имя Дар не является именем Лица.
Возражение 2. Далее, имя Лица не относится к божественной сущности. Но ведь божественная сущность есть Дар, который Отец передает Сыну, как [о том] говорит Иларий. Следовательно, [имя] Дар не является именем Лица.
Возражение 3. Далее, согласно Дамаскину между божественными Лицами нет никакой соподчиненности. Но дар предполагает отношения подчиненности между тем, кому даруется, и тем, кто дарует. Следовательно, [имя] Дар не является именем Лица.
Возражение 4. Далее, [имя] Дар выражает отношение к твари, и, таким образом, оно, похоже, сказывается о Боге во времени. Но имена Лиц, например Отец и Сын, сказываются о Боге в вечности. Следовательно, [имя] Дар не является именем Лица.Этому противоречат следующие слова Августина: «Также, как тело плоти есть не что иное как плоть, так и дар Святого Духа есть не что иное как Святой Дух». Но Святой Дух — имя Лица, поэтому Дар — также имя Лица.
Отвечаю: слово «дар» выражает возможность быть данным. И то, что дается, обладает этой возможностью как по отношению к дарителю, так и по отношению к тому, кому дается. Ибо нельзя дарить, кроме как свое; а дарованное становится [собственностью] того [кому дарят]. Далее, о божественном Лице можно говорить, что оно принадлежит другому, либо в смысле происхождения — так, Сын принадлежит Отцу — либо в смысле обладания. Применительно же к себе мы говорим об обладании тогда, когда можем пользоваться чем-то по своему усмотрению и для своего удовольствия; в этом смысле нельзя обладать божественным Лицом, если только речь не идет о разумном существе, которое едино с Богом. Остальные твари могут быть движимыми божественным Лицом, однако не так, чтобы распоряжаться Им и пользоваться следствиями этого. Разумные существа иногда приходят к обладанию [божественным Лицом], как в том случае, когда они становятся причастными божественному Слову и Любви исходящей с тем, чтобы свободно познать и истинно возлюбить Бога. Поэтому только разумные существа могут обладать божественным Лицом. Тем не менее, они не могут обладать им своей силой, ибо это должно быть дано им свыше, поскольку о том, что мы получаем из другого источника, говорится, что оно нам дается. Таким образом, божественное Лицо может «быть дано» и может быть «даром».
Ответ на возражение 1. Имя Дар выражает различие между Лицами, коль скоро «дар» обозначает нечто, принадлежащее другому в силу своего происхождения. Однако Святой Дух дает Себя Сам, поскольку Он принадлежит Себе Самому и может пользоваться, или, вернее, располагать Самим Собой, подобно тому как свободный человек принадлежит самому себе. И как говорит Августин: «Что может быть твоим в большей степени, чем ты сам?». Или мы можем сказать, и, пожалуй, это будет более точно, что дар должен в определенном смысле принадлежать и дающему. Но выражение «быть чьим-то» можно понимать в нескольких смыслах. Во-первых, оно означает тождество, о чем говорит Августин, и в этом смысле «дар» тождествен «дающему», но не тому, кому дается. Именно в этом смысле о Святом Духе говорится, что Он дает Самого Себя. Во-вторых, вещь может принадле-жать другому как то, чем он владеет, или как раб, и в этом смысле дар существенно отличается отдающего. В таком понимании дар Бога — сотворенная вещь. В-третьих, «быть чьим-то» можно лишь в смысле происхождения, и в этом смысле Сын принадлежит Отцу, а Святой Дух — обоим. Следовательно, коль скоро дар в таком понимании обозначает то, чем владеет дающий, он в личностном смысле отличается от дающего и является именем Лица.
Ответ на возражение 2. Божественная сущность есть дар Отца в первом смысле, то есть принадлежность Отцу [здесь] обозначает тождество.
Ответ на возражение 3. Дар как имя лица в Боге не подразумевает подчиненности [дающему], а только происхождение [от него]. Однако в отношении того, кому дается, оно подразумевает возможность свободно пользоваться или располагать им по своему усмотрению, как указано выше.
Ответ на возражение 4. [Имя] Дар обозначает не действительный [акт] дарения, а возможность быть данным. Поэтому божественное Лицо называется Даром в вечности, хотя Он дается во времени. Не верно также думать, что это имя сущности, поскольку оно выражает отношение к твари. Однако оно включает в свое значение нечто от сущности, коль скоро сущность входит в идею лица, как было установлено выше (34, 3).