Библиотека soteria.ru
Трактат о Пресвятой Троице
Фома Аквинский
Дата публикации: 10.09.16 Просмотров: 9725 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 3 . Может ли иметь место в Боге происхождение чего-либо, кроме Слова?
С третьим [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что в Боге не может иметь места никакое другое происхождение, кроме порождения Слова. Ибо бели на каком-нибудь основании мы допустим другое происхождение, то нам придется допустить еще один и так далее до бесконечности, что невозможно. Поэтому следует остановиться на первом и твердо держаться того, что в Боге имеет место лишь одно происхождение.
Возражение 2. Далее, всякой природе присущ лишь один способ сообщения себя самой, в силу которого действиям свойственны единство или множественность. Но происхождение может иметь место в Боге только посредством сообщения божественной природы. Поэтому, коль скоро существует лишь одна божественная природа (11, 4), в Боге может иметь место лишь одно происхождение.
Возражение 3. Далее, если бы какой-либо другой вид происхождения, кроме интеллигибельного порождения Слова, имел место в Боге, это могло бы быть лишь происхождение любви, каковое является деянием воли. Но такое происхождение тождественно интеллигибельному происхождению [как деянию] ума, поскольку воля Бога есть то же, что и Его ум (19, 1). Поэтому в Боге не может иметь места другое происхождение, кроме происхождения Слова.
Этому противоречит то, что Святой Дух исходит от Отца (Ин. 15, 26); и [кроме того] Он не есть то же, что и Сын, ибо сказано: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» (Ин. 14, 16). Поэтому в Боге имеет место и иное происхождение помимо происхождения Слова.
Отвечаю: в Боге имеют место два происхождения — происхождение Слова и еще одно. Это доказывается на основании того, что происхождение в Боге соответствует действию, которое не устремлено к чему-либо внешнему, но остается внутри самого действователя. В интеллигибельном мире такой характер присущ действиям ума и воли. Происхождение Слова совершается как интеллигибельный акт. Поэтому действие воли в нас самих предполагает также происхождение любви, так что объект любви находится в любящем подобно тому, как при порождении слова объект речи и познания находится в уме познающего. Следовательно, помимо происхождения Слова в Боге имеет место и другое происхождение, называемое происхождением любви.
Ответ на возражение 1. Нет необходимости уходить в бесконечность в вопросе о божественном происхождении, ибо происхождение, совершающееся в действователе умопостигамой природы, завершается в происхождении воли.
Ответ на возражение 2. Все, что существует в Боге, есть Бог (3,3,4), но данное положение неприложимо ни к чему другому. Поэтому божественная природа сообщается всякому происхождению внутри Бога, но это не относится ни к какой другой природе.
Ответ на возражение 3. Хотя воля и ум в Боге суть одно, природа воли и природа ума требуют, чтобы их происхождение имело место в определенном порядке. Ибо происхождение любви также имеет место в определенном порядке по отношению к происхождению Слова, поскольку воля может питать любовь лишь к тому, что воспринято умом. Поэтому хотя в Боге ум как таковой и его понятие суть одно, как одно суть воля и ум, тем не менее, коль скоро существует определенный порядок в отношениях между Словом и началом, из которого Оно происходит, и поскольку любовь в силу самой ее природы необходимо происходит из понятия ума, имеется различие в порядке между происхождением любви и происхождением Слова в Боге.