Библиотека soteria.ru
Трактат о Пресвятой Троице
Фома Аквинский
Дата публикации: 10.09.16 Просмотров: 9725 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 2. Являются ли понятийные акты произвольными?
Со вторым дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что понятийные акты являются произвольными. Так, Иларий говорит: «Не по природной необходимости Отец породил Сына».
Возражение 2. Далее, сказано апостолом: «…избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1, 13). Но любовь связана с волей. Следовательно, Сын был рожден Отцом по [Его] воле.
Возражение 3. Далее, нет ничего более произвольного, чем любовь. Но ведь Святой Дух исходит как Любовь от Отца и Сына. Следовательно, Он исходит произвольно.
Возражение 4. Далее, Сын происходит подобно [акту] ума как Слово. Но ведь всякое слово происходит по воле говорящего. Следовательно, Сын происходит от Отца по [Его] воле, а не по природе.
Возражение 5. Кроме того, то, что не является произвольным, необходимо. Таким образом, если Отец родил Сына не по Своей воле, из этого, по-видимому, следует, что Он породил Его по необходимости. А это не согласно с тем, что говорит Августин.
Этому противоречит сказанное Августином в той же книге: что «Отец родил Сына не по [Своей] воле, а по необходимости».
Отвечаю: когда о чем-либо говорится, что оно существует или создано по [чьей-либо] воле, это можно понимать в двух смыслах. В первом случае аблатив означает лишь сопутствование, как если я говорю, что я — человек по своей собственной воле, то есть я хочу быть человеком. И в этом смысле можно сказать, что Отец породил Сына по [Своей] воле так же, как и то, что Он есть Бог по [Своей] воле, ибо Он хочет быть Богом и хочет породить Сына. В другом случае аблатив выражает направленность начала, как если говорится, что работник трудится по своей воле, поскольку воля — начало его труда. И в этом смысле следует говорить, что Бог Отец породил Сына не по Своей воле, однако Он создал тварей по Своей воле. Поэтому в книге Илария сказано: «Если кто-либо говорит, что Сын был создан по воле Бога так же, как это говорится о создании тварей, да будет он предан анафеме». Дело в том, что воля и природа отличаются способом причинности так, что природа определена единственным образом, тогда как воля не определена единственным образом; и это так потому, что воздействие зависит от формы действующего, посредством которой он действует. Ведь очевидно, что одна вещь имеет лишь одну природную форму существования, а потому какова она сама, таково и ее воздействие. Но воля действует посредством не одной, а многих форм, согласно числу разумеемых идей. Поэтому характер действия воли зависит не от характера действующего, а от его воли и разумения. Итак, воля есть начало тех вещей, которые могут иметь место тем или иным способом, тогда как для вещей, которые имеют место единственным способом, началом является природа. Однако то, что может существовать различными способами, еще далеко от божественной природы, так как это принадлежит к природе вещей сотворенных. Ибо Бог Сам есть необходимое существо, тогда как твари созданы из ничего. Потому-то ариане, стремясь доказать тварность Сына, говорили, что Отец породил Сына по [Своей] воле, понимая волю как начало. Мы же, напротив, утверждаем, что Отец породил Сына не по [Своей] воле,но по природе. И об этом-то и говорит Иларий: «Воля Бога дала всем тварям их субстанцию, но совершенное рождение дало Сыну природу, связанную с нечувственной и нерожденной субстанцией. Все сотворенные вещи таковы, какими Бог пожелал, чтобы они были. Однако Сын, рожденный Отцом, есть совершенное самосущее подобие Бога».
Ответ на возражение 1. Это высказывание направлено против тех, кто не допускает даже сопутствования воли Отца в порождении Сына, ибо, как они говорят, Отец породил Сына по природе так, что воля в этом не участвовала; подобно тому как мы переносим много страданий, связанных с нашей природой, против нашей воли, например: смерть, старость и подобные злополучия. Это становится ясно из того, что предшествует процитированному высказыванию, и того, что следует за ним, где мы читаем: «Не против Его воли, не по принуждению, не в силу природной необходимости Отец породил Сына».
Ответ на возражение 2. Апостол называет Сына любовью Бога, ибо огромна любовь Бога к Нему, но не потому, что любовь есть начало Его порождения.
Ответ на возражение 3. Воля как естественная способность хочет чего-либо по своей природе: так человек от природы стремится к счастью. И подобно этому Бог по природе хочет и любит Себя, тогда как в отношении других вещей воля Бога, так сказать, не обусловлена в самой себе, как уже было говорено выше (19, 3). Далее, Святой Дух исходит как Любовь, поскольку Бог любит Себя, и потому Он исходит природным образом, хотя и посредством воли.
Ответ на возражение 4. Даже [для понимания] умственных понятий сознания мы возвращаемся к тем первым принципам, которые понятны нам в силу нашей природы. Но Бог знает Себя в силу [Своей] природы, и, следовательно, порождение божественного Слова — в природе [Бога].
Ответ на возражение 5.0 вещи говорят, что она необходима либо «сама по себе», либо «в силу чего-то другого». Последнее имеет двоякий смысл: во-первых, когда речь идет о действующей и принуждающей причине, и, следовательно, необходимость здесь означает насильственность; во-вторых, это означает конечную причину, когда говорят, что вещь необходима как средство [достижения] какой-либо цели, без чего цель не может быть достигнута, или, по крайней мере, достигнута надлежащим образом.Ни в том, ни в другом смысле божественное происхождение не является необходимым, ибо Бог не может быть средством [достижения] цели, а равно и объектом принуждения. Однако о вещи говорят, что она необходима «сама по себе», когда она не может не существовать: и в этом смысле необходимо то, что Отец порождает Сына.