Библиотека soteria.ru
Трактат о Пресвятой Троице
Фома Аквинский
Дата публикации: 10.09.16 Просмотров: 9725 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 4 . Является ли происхождение любви порождением?
С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что происхождение любви в Боге является порождением. Ибо о том, что происходит от подобного по своей природе среди живых существ, принято говорить, что оно рождается. Но то, что происходит в Боге через любовь, рождается от подобного по своей природе; в противном случае оно было бы чуждым божественной природе, и происхождение носило бы внешний характер. Поэтому то, что происходит в Боге через любовь, называется рождающимся.
Возражение 2. Далее, так же как свойство уподобления — в природе слова, оно присуще и любви. Ибо сказано, что «всякое животное любит подобное себе» (Сир. 13,19). Поэтому если Слово рождается от подобного, по-видимому, любовь также должна возникать через рождение.
Возражение 3. Далее, род не содержит в себе того, чего не содержится ни в одном из его видов. Итак, коль скоро происхождение любви имеет место в Боге, должно существовать специальное имя помимо общего названия происхождения. Но тогда нельзя найти никакого другого слова, кроме порождения. Поэтому происхождение любви является порождением.
Этому противоречит вот что: будь это так, из этого бы следовало, что Святой Дух, Который возникает как любовь, возникал бы посредством порождения, что несовместимо с утверждением Афанасия: «Святой Дух исходит от Отца и от Сына, но не творится и не порождается».
Отвечаю: происхождение любви в Боге не должно называть порождением, в доказательство чего нам следует рассмотреть отличие ума и воли в этом отношении. Ум становится актуальным, соотносясь с познаваемым объектом, подобие которого откладывается в уме, в то время как воля становится актуальной не через уподобление желаемому объекту, но в силу некоторой наклонности к нему. Таким образом, ум происходит посредством уподобления, и это называется порождением, ибо всякое порождающее производит подобие себя, в то время как происхождение воли совершается не через уподобление, но скорее благодаря влечению и устремленности к объекту.
Таким образом, то, что возникает в Боге через любовь, возникает не как рождающееся, или как сын, но скорее как дух. Это наименование выражает некое живое движение и влечение подобно тому, как мы говорим о ком-нибудь, что им движет любовь и побуждает его к исполнению действия.
Ответ на возражение 1. Все, что существует в Боге, принадлежит к единой божественной природе. Следовательно, соответствующее понятие для того или иного происхождения чего-либо, благодаря чему происхождение одного мы отличаем от происхождения другого, не может исходить из характеристики этого единства. Оно должно быть образовано исходя из порядка происхождения того или другого; порядок же этот устанавливается из природы воли и ума, Поэтому происхождение чего бы то ни было в Боге получает свое имя от соответствующего понятия воли и ума, при том, что это имя обозначает его действительную природу. Вот почему Лицо, которое возникает как любовь, не может быть названо рожденным.
Ответ на возражение 2. Уподобление по-разному проявляется в слове и в любви. В слове оно проявляется как уподобление познаваемому объекту подобно тому как порождаемое есть подобие порождающего. Но уподобление проявляется в любви не так, что оно составляет сущность любви, а так, что оно есть ее начало. Поэтому любовь не рождается, но рождающееся есть начало любви.
Ответ на возражение 3. Мы можем именовать Бога только по его творениям (13, 1). Подобно тому как в творениях порождение является началом сообщения природы, происхождение чего-либо в Боге не имеет специального названия, кроме порождения. Следовательно, происхождение, которое не является порождением, остается без специального названия; но оно может быть названо похождением, как в случае со Святым Духом.