Библиотека soteria.ru
Трактат о Пресвятой Троице
Фома Аквинский
Дата публикации: 10.09.16 Просмотров: 9725 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 5. Обозначает ли сила порождения отношение, а не сущность?
С пятым дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что сила порождения или изведения обозначает отношение, а не сущность. Ведь сила обозначает начало, что следует из ее определения: активная сила есть начало действия. Однако в Боге начало в отношении Лица сказывается в смысле понятия. Следовательно, в Боге сила обозначает не сущность, а отношение.
Возражение 2. Далее, в Боге нет различия между силой действия и действием. Но поскольку порождение в Боге обозначает отношение, следовательно, то же самое можно сказать и о силе порождения.
Возражение 3. Далее, термины, обозначающие сущность Бога, являются общими для трех Лиц. Но сила порождения не является общей для трех Лиц, а свойственна только Отцу. Следовательно, она не входит в сущность.
Этому противоречит следующее: Бог обладает силой порождать Сына, и также Он желает родить Сына. Однако воля к порождению обозначает сущность, а значит, подобным же образом — и сила порождения.
Отвечаю: иные утверждали,что сила порождения обозначает в Боге отношение. Но это — невозможно. Ибо всякому действователю присуща сила, посредством которой он действует. Далее, все, что производит нечто своим действием, производит нечто подобное себе благодаря форме своего действия; так, человек рождается подобным своему родителю по своей человеческой природе, благодаря которой отец обладает силой порождать человека. Следовательно, каждому порождающему присуща сила порождения, которая делает рожденного подобным породившему его.
Далее, Сын Божий подобен Отцу, Который порождает Его, Своей божественной природой, из чего следует, что божественная природа Отца есть Его сила порождения. Также и Иларий говорит: «Рождение Бога не может не содержать в себе ту природу, от которой Он происходит; ибо Он является самосущим только как Бог и не может получить самостоятельное существование ни из какого другого источника, кроме как от Бога».
Поэтому мы должны заключить, что сила порождения обозначает прежде всего божественную сущность, как говорит Мастер, а не только отношение. При этом она отнюдь не обозначает сущность как тождественную с отношением, то есть и то и другое в равной мере. Ведь хотя отцовство обозначается как форма Отца, тем не менее это — свойство Лица, поскольку связана с личностью Отца так, как индивидуальная форма связано с индивидом. Далее, индивидуальная форма в сотворенных вещах образует порождающую особь, но не то, чем порождающий порождает, так как иначе [мы бы говорили, что] Сократ порождает Сократа. Итак, отцовство не следует понимать как то, посредством чего Отец порождает, но как то, что образует личность Отца, так как иначе Отец порождал бы Отца. То же, чем Отец порождает, есть божественная природа, в которой Сын подобен Ему. И именно в этомсмысле Дамаскин говорит, что порождение есть «дело природы», но не природы порождающей, а природы, посредством которой порождающий порождает. Следовательно, порождающая сила прямо обозначает божественную природу и косвенно — отношение.
Ответ на возражение 1. Сила обозначает не отношение начала как таковое, так как в этом случае она входила бы в род отношений, а то, что есть начало; хотя, разумеется, не в том смысле, в каком мы называем началом действователя, но в смысле того, посредством чего действователь действует. Далее, действователь отличен от того, что он производит, а порождающий — от того, что он порождает. Однако то, посредством чего порождающий порождает, обще и порождаемому и порождающему и при этом тем в большей степени, чем более совершенно порождение. Теперь, поскольку божественное порождение наиболее совершенно, то, посредством чего Родитель рождает, обще и Родителю и Рождаемому по общности тождества, а не только [по общности] вида, как это имеет место в вещах сотворенных. Поэтому из наших слов о том, что божественная сущность «есть начало, посредством которого Родитель рождает», не следует, что божественная сущность отлична [от Рожденного]. Последнее имело бы место, если бы мы говорили, что рождает божественная сущность.
Ответ на возражение 2. Как в Боге порождающая сила есть то же, что и акт порождения, так и божественная сущность в действительности есть то же, что и акт рождения, или отцовства, хотя разум и делает здесь различие.
Ответ на возражение 3. Когда я говорю о «порождающей силе», то сила обозначается прямо, а порождение косвенно; так же [обстоит дело] если бы я говорил «сущность Отца». Следовательно, если речь идет о сущности [таким образом] обозначаемой, порождающая сила обща трем Лицам; но если речь идет о понятии, которое при этом мыслится, то [порождающая сила] свойственна личности Отца.