Библиотека soteria.ru
Трактат о Пресвятой Троице
Фома Аквинский
Дата публикации: 10.09.16 Просмотров: 9725 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 5. Имеет ли место в Боге более двух [случаев] происхождения?
С пятым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что в Боге имеет место более двух [случаев] происхождения. Помимо того, что Богу приписываются знание и воля, Его атрибутом также является и сила. Следовательно, если в Боге совершается происхождение воли и знания, также должен иметь место и третий случай — происхождение силы.
Возражение 2. Далее, по-видимому, важнейшим началом происхождения чего-либо является благость, ибо в природе благости быть изобильной. Поэтому в Боге также должно иметь место происхождение благости.
Возражение 3. Далее, Бог превосходит нас своей плодовитостью. Но и в нас возникновение слова совершается не единожды, а многажды, ибо одно слово происходит от другого. Также и любовь происходит от любви. Следовательно, в Боге должно иметь место более двух происхождений.
Этому противоречит то, что в Боге имеет место происхождение лишь двух лиц — Сына и Святого Духа.
Отвечаю: о божественном происхождении можно говорить лишь тогда, когда действие пребывает внутри действователя. В отношении умной природы, а равно и божественной природы, возможны два таких действия — акты интеллигенции и воли. Акт ощущения, который, как кажется, остается также внутри действователя, выходит за пределы природы интеллектуального и относится скорее к сфере внешних действий, ибо акт ощущения совершается посредством воздействия ощущаемого объекта на чувство. Поэтому в Боге могут иметь место лишь происхождения Слова и Любви.
Ответ на возражение 1. Сущность силы [состоит] в воздействии одной вещи на другую. Следовательно, здесь можно вести речь о внешних действиях. Таким образом, божественная сила не подразумевает происхождения божественного лица, но имеет отношение к происхождению творения.
Ответ на возражение 2. Как сказал Боэций, благость принадлежит к сущности, а не к действию, если только она не является объектом воли. Таким образом, коль скоро происхождение божественных лиц получает названия от определенных действий, только происхождение Слова и Любви в Боге может иметь связь с благостью и подобным, ибо Бог познает и любит Свою собственную сущность, истину и благость.
Ответ на возражение 3. Как было указано выше (14,5; 19,5), Бог познает все вещи одним простым актом, и этим же актом Он желает все вещи. Поэтому в Нем не может совершаться происхождение Слова от Слова или Любви от Любви, ибо в Нем существует лишь одно совершенное Слово и одна совершенная Любовь, и в этом проявляется Его совершенная плодовитость.