Библиотека soteria.ru
Трактат о Пресвятой Троице
Фома Аквинский
Дата публикации: 10.09.16 Просмотров: 9725 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 4. Может ли Отец быть посланным соответствующим образом?
С четвертым дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что Отец также должен быть посланным. Ведь «быть посланным» означает, что божественное Лицо дается. Но Отец дает Себя, поскольку Им можно обладать, только если Он дает Себя Сам.
Возражение 2. Далее, божественное Лицо является посланным в смысле пребывания [в нас] благодати. Но посредством благодати в нас пребывает вся Троица, как сказано [в Писании]: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Следовательно, посланными являются все божественные Лица.
Возражение 3. Далее, все, что принадлежит одному Лицу, принадлежит Им всем, кроме понятий и лиц. Но [термин] миссия не обозначает никакого лица, а равно и никакого понятия, поскольку имеется лишь пять понятий, как было установлено выше (32, 3). Следовательно, все божественные Лица могут быть посланными.
Этому противоречит сказанное Августином: «Только об Отце нигде не сказано, что Он послан».
Отвечаю: само понятие миссии подразумевает происхождение от другого, а в Боге это означает происхождение от первоначала, как было изложено выше. Следовательно, поскольку Отец не происходит от другого, Ему никоим образом не подобает быть посланным; это может относиться только к Сыну или Святому Духу Которым свойственно происходить от другого.
Ответ на возражение 1. В той мере, в какой «давать» означает свободно дарить что-либо, Отец дает Себя в смысле свободного дарения Себя для того, чтобы сотворенные существа могли обрести в Нем блаженство. Но в смысле власти дающего по отношению к тому что дается, «быть данным» относится в Боге только к тому Лицу, Которое происходит от другого. И то же верно в отношении [выражения] «быть посланным».
Ответ на возражение 2. Хотя вследствие [ниспосылания] благодати Отец также пребывает в нас, как и Сын и Святой Дух, тем не менее о Нем нельзя сказать, что Он являтся посланным, ибо Он не [происходит] от другого. Потому Августин и говорит, что «об Отце, когда мы познаем Его во времени, нельзя сказать, что Он послан, ибо нет никого, от кого Он бы существовал или происходил».
Ответ на возражение 3. [Термин] миссия подразумевает происхождение оттого, кто посылает, и, значит, включает в себя указание на понятие, но не особенное понятие, а понятие как таковое; таким образом, «происходить от другого» является общим [содержанием] для двух понятий.