Библиотека soteria.ru
Трактат о Пресвятой Троице
Фома Аквинский
Дата публикации: 10.09.16 Просмотров: 9725 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 2. Суть ли отношения, имеющиеся в Боге, то же, что и его сущность?
Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что отношение в Боге не есть то же, что и божественная сущность. Ибо Августин говорит, что «не все, что говорится о Боге, говорится о Его субстанции, поскольку некоторые вещи мы говорим в относительном смысле, как, например, об Отце по отношению к Сыну. Но это не относится к субстанции». Следовательно, отношение не принадлежит к божественной сущности.
Возражение 2. Далее, сказано Августином, что «всякое высказывание об отношении предполагает существующим нечто, кроме самого отношения. Так, господин есть человек, и раб есть человек». Поэтому если в Боге имеются отношения, то должно существовать нечто, кроме отношений. Этим нечто может быть только Его сущность. Следовательно, сущность не есть то же, что и отношение.
Возражение 3. Далее, как говорит Философ, сущность отношения — в соотнесенности с другим. Поэтому если божественная сущность тождественна отношению, из этого следует, что божественная сущность как таковая есть отношение к чему-то другому что противно совершенству божественной сущности, каковая абсолютна и самосуща (3,4). Поэтому божественная сущности не есть отношение.
Этому противоречит следующее: все, что не входит в божественную сущность, принадлежит творению. Но отношение необходимо принадлежит Богу. Ибо если оно не входит в божественную сущность, оно есть творение. И это ничуть не противоречит поклонению единому Богу.
Отвечаю: по общему признанию мнение Гильберта из Порре о том, что отношения в Боге носят лишь вспомогательный или внешний характер, было ошибочным, и позже на Реймском соборе он свою ошибку признал.
Для того чтобы понять указанную здесь ошибку рассмотрим следующее; в каждом из девяти родов акциденций следует отметить два момента. Во-первых, природа всякой акциденции как акциденции заключается в том, чтобы быть присущей субъекту. Другой момент касается особенной природы каждого из этих родов и состоит в том, что даже истинная идея всякого рода (как, например, количество и качество, но — кроме отношения) выводится из соотнесенности с субъектом; ибо количеством называется мера субстанции, а качеством — расположение субстанции. Однако истинная идея отношения выводится не из отношения к тому, в чем оно имеет место, а из соотнесенности с чем-либо извне. Таким образом, если взять отношения даже в тварном мире формально как таковые, то о них принято говорить, что они являются «дополнительными», а не внутренне укорененными, поскольку в последнем случае они обозначают такую соотнесенность, которая оказывает воздействие на вещь и направлена от нее к чему-то другому. В то же время отношение, мыслимое как акциденция, присуще субъекту и имеет в нем акцидентное существование. Гильберт из Порре рассматривал отношение лишь в первом значении.
Итак, то, что имеет акцидентное существование в творениях, если оно мыслится применительно к Богу имеет субстанциальное существование, ибо в Боге нет ничего случайного и все в Нем есть Его сущность. Следовательно, хотя в тварях отношение существует акцидентно, в Боге действительно сущее отношение принадлежит к божественной сущности и никоим образом не отлично от нее. Но в той мере, в какой отношение предполагает соотнесенность с чем-то другим, оно обозначает не сущность, но скорее ее противоположность.
Таким образом, действительно сущее в Боге отношение тождественно Его сущности и отличается лишь по способу постижения, так как под отношением подразумевается соотнесенность со своей противоположностью, не выраженная в понятии сущности. Итак, ясно, что в Боге отношение и сущность не разнятся между собой, но суть одно и то же.
Ответ на возражение 1. Эти слова Августина подразумевают не то, что отцовство или любое другое отношение, имеющееся в Боге, не совпадает в своем бытии с божественной сущностью, но что оно сказывается о Боге не в смысле субстанции, а как отношение. Известно, что в Боге существуют лишь две категории, поскольку остальные категории предполагают наклонность к тому, о чем они сказываются и по роду и по их специфической природе. Но все существующее в Боге не может иметь другого отношения к тому, в чем оно существует или о чем оно сказывается, кроме отношения тождества, ибо это противоречило бы высшей простоте Бога.
Ответ на возражение 2. Подобно тому, как у тварей отношения означают не только соотнесенность с чем-то другим, но и нечто само по себе, это же верно применительно к Богу, хотя и в несколько ином смысле. То, что содержится в тварях помимо того, что мыслится в отношении, есть нечто иное, чем само отношение, в то время как в Боге нет такого различия, ибо и то и другое суть одно. Это не вполне выражается словом «отношение» в его привычном значении. Ибо, как было указано выше (13, 2) при рассмотрении божественных имен, в совершенной полноте божественной сущности содержится больше, чем может передать любое имя. Таким образом, из этого не следует, что в Боге действительно существует нечто, кроме отношения; так обстоит лишь с именами, которыми мы пользуемся.
Ответ на возражение 3. Если бы в совершенной полноте Бога содержалось лишь то, что можно было бы обозначить относительными по своей сущности именами, из этого следовало бы ее несовершенство в силу соотнесенности с чем-то другим. Точно так же, если бы в ней не содержалось ничего, кроме того, что обозначено словом «мудрость», в этом случае нельзя было бы говорить о самостоятельном бытии. Но хотя совершенная полнота божественной сущности не может быть охвачена ни одним именем, из этого не следует, что, поскольку относительные понятия, прилагаемые к Богу, обозначают нечто несовершенное, божественная сущность также каким-либо образом несовершенна. Ибо божественная сущность охватывает в себе совершенную полноту всех родов(4,2).