Библиотека soteria.ru
Доктрина покаяния
Томас Ватсон
Дата публикации: 26.06.14 Просмотров: 4930 Все тексты автора Томас Ватсон
Глава 10. Удаление препятствий к покаянию
Перед изложением приемов и средств, способствующих покаянию, вначале следует удалить препятствия на пути к нему. В этом огромном городе [Лондоне], когда у вас недостает воды, вы ищите причину этого: либо насосы поломались и перестали работать, либо потоку воды нечто препятствует. Подобно этому, если воды покаяния не изливаются (даже при наличии водопроводных насосов таинств и обрядов), ищите, в чем же причина. Что за помехи препятствуют водам покаяния свободно изливаться?
Покаянию может препятствовать следующее:
1. Люди не осознают своей нужды в покаянии
Они благодарят Бога за то, что у них все в порядке, и не знают ничего за собой, в чем им нужно раскаяться: «Ты говоришь: я богат и ни в чем не имею нужды» (Откр. 3:17). Тот, кто не замечает в своем теле никакого расстройства, не будет принимать предписанное лекарство. Сие зло принес с собою грех: он не только сделал нас больными, но и лишенными здравого смысла. Когда Господь призывал народ возвратиться к Нему, они упрямо отвечали: «Как нам обратиться?» (Мал. 3:7). И когда Бог приглашает людей покаяться, они говорят: «Почему мы должны каяться?» Они не знают за собой ничего греховного. Несомненно, нет заболевания тяжелее, чем апоплексия. [2Приступ, удар, сопровождающийся потерей сознания, параличом.]
2. Люди считают, что покаяться легко
Они думают, что покаяние — это ничего более, как несколько молитв, вздохов или «Господи, помилуй», и дело сделано. Это обольщение легкостью покаяния является громадным препятствием к нему. То, что делает человека дерзким и безрассудно смелым во грехе, несомненно, препятствует покаянию. А такое представление о покаянии и делает человека смелым на грех. Рыболов может забрасывать лесу своей удочки так далеко, как ему захочется, а затем вытаскивать ее вновь. Таким же образом, если человек думает, что может зайти во грехе так далеко как ему вздумается, а затем покаянием вернуться в прежнюю позицию тогда когда пожелает, это непременно поощрит его согрешать. Обдумайте нижесказанное, дабы удалить это ложное понятие о легкости покаяния.
(1) Злой человек носит на себе гору вины. Легко ли подняться вверх с тяжкой ношей? Является ли спасение per saltum (достижимым в один прыжок)? Может ли человек выпрыгнуть из греха прямо в небеса? Может ли человек выскочить из рук дьявола на лоно Авраамово?
(2) Если все силы в грешном человеке соберутся против покаяния, тогда оно будет совсем не легким. Все способности невозрожденного человека, сливаясь со грехом, приводят к одному результату: «Люблю чужих и буду ходить вслед их» (Иер. 2:25). Грешник скорее расстанется со Христом и с небесами, чем со своими похотями. Смерть, разделяющая мужа и жену, не разлучит нечестивца и его грехи. Так разве же легко покаяться? Ангел отвалил камень от гробницы, но никакой ангел, только сам Господь, может снять камень с нашего сердца.
3. Считают Божественную милость неизбежной
Многие вкушают яд этого сладкого нектара. Христос, пришедший в мир, чтобы спасти грешников (1 Тим. 1:15), непредумышленно служит поводом к погибели многих. Хоть для избранных Он есть хлеб жизни, тем не менее для нечестивых Он является «камнем преткновения» (1 Пет. 2:8). Для одних Его кровь — сладкое вино, для других — воды Мерры. Одни становятся мягче под лучами Солнца Правды (Мал. 4:2), другие черствеют. «О! — скажет некто, — Христос умер, Он все сделал за меня; теперь я могу сидеть спокойно и ничего не делать». Таким образом, они вкушают смерть из дерева жизни и наказываются своим «спасителем». Вот так я могу говорить о Божьей милости. Она непреднамеренно служит для многих причиной падения. Люди считают Божью милость само собой разумеющейся, и поэтому они думают, что можно продолжать жить во грехе. Но должно ли милосердие царя способствовать восстанию подданных? Псалмопевец говорит, что милость у Бога, и призывает благоговеть пред Ним (Пс. 129:4), а не грешить. Могут ли люди ожидать милости, злонамеренно преступая закон? Вряд ли Бог дарует прощение тем, кто так грешит из-за изобилия благодати.
4. Ленивая инертная натура
На покаяние взирают как на утомительное дело, требующее большого усердия. Они сидят на дрожжах своих и не думают шевелиться и скорее спящими пойдут в ад, чем плачущими в небеса. «Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донесть ее до рта своего» (Пр. 19:24); он не будет утруждаться битьем себя в грудь. Многие предпочитают потерять небо, чем грести веслами и плыть по водам покаяния. Мы не можем жить citra pulverem (без труда и прилежания) в этом мире, так сможем ли достигнуть того иного, намного превосходящего нынешний. Праздность есть рак души: «Леность погружает в сонливость» (Пр. 19:15).
Поэты придумали забавную историю о Меркурии, который погрузил Аргуса в сон, закрыл его глаза волшебным жезлом, а затем, убил его. [Аргус — в греч. мифологии многоглазый великан. — Прим. перев.] Сатана своими чарами убаюкивает людей, погружая их в леность, и тогда уничтожает их. Пишут, что когда крокодил засыпает с открытым ртом, индийская крыса забирается в его желудок и съедает его внутренности. Так и люди пожираются, пока они спокойно спят.
5. Увеселительное удовольствие во грехе: «возлюбившие неправду» (2 Фес. 2:12)
[В англ. варианте перевода Библии (KJV) часть данного стиха (2 Фес. 2:12) дословно звучит как «находящие удовольствие в неправедности». — Прим. перев.]
Грех — это сладкий яд. Грешник знает, что во грехе есть опасность, но есть также и наслаждение, и эта опасность не пугает так, как его привлекает наслаждение. Платон называет любовь ко греху величайшим злом. [Платон — один из величайших греческих философов; жил в четвертом веке до н.э.] Наслаждение грехом ожесточает сердце. В истинном покаянии должно присутствовать сожаление за соделанныи грех, но как можно печалиться о том, что ты любишь? Тот, кто получает наслаждение во грехе, вряд ли будет молиться об избавлении от него. Сердце настолько обольщено грехом, что грешник боится расстаться с ним слишком быстро. Самсон обольстился красотой Далиды, и ее колени направили его в могилу. Если человек смакует грех, как конфету под языком, он теряет рассудок, и в результате смерть настигает его. Наслаждение грехом — это шелковая виселица. Не станет ли оно горечью в конце? (2 Цар. 2:26).
6. Мнение, что покаяние лишит нас радости
Считать так — значит ошибаться. Покаяние не распинает, а проясняет нашу радость, очищает ее от осадка греха. Что значит вся эта мирская радость? Она есть ни что иное, какhilaris insania (приятное сумасшествие). Falsa inter gaudia noctem egerimus (Вергилий). [Лат.: «Среди фальшивых радостей мы провожаем ночь». Вергилий — римский поэт (70 — 19 до н. э.), автор «Энеиды». — Прим. перев.] Мирская радость — это всего лишь напускное веселье. Горе следует за ним по пятам. Как волшебный посох, оно неизменно превращается в змею, но Божественное покаяние, как лев Самсона, имеет в себе медовые соты. Царствие Божие состоит из радости также как из праведности (Рим. 14:17). Только те, кто покаялся, имеют настоящую радость. Est quaedam flere voluptas (Овидий). [Лат.: «В рыданиях есть своего рода удовлетворение».]
Елей радости изливается преимущественно на сокрушенные сердца: «Вместо плача — елей радости» (Ис. 61:3). На полях вблизи Палермо, растет тростник, в стеблях которого содержится сладкий сок; из него делают сахар. Подобно и в сердце кающегося человека, в этом надломленном тростнике, растет сладкая радость от Духа Божьего. Господь превращает воду слез в виноградный сок, который воодушевляет и веселит сердца. Кому еще радоваться, как не покаявшейся душе. Она есть наследница всех обетовании, и это ли не причина для радости? Бог обитает в сокрушенном сердце, так не должна ли там быть радость? «Я живу с сокрушенным духом, чтобы оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15). Покаяние не лишает нас христианской музыки, но поднимает ее на ноту выше и делает ее звучание еще приятней.
7. Другое препятствие к покаянию — состояние отчаяния
«Мне бесполезно каяться, — говорит грешник, — мои грехи так велики, что нет мне никакой надежды на прощение». «Обратитесь каждый от злого пути своего. Но они говорят: не надейся» (Иер. 18:11,12). Наши грехи — горы, и как они могут быть сброшены в море? Когда неверие представляет грех во всех его ужасных красках, а Бога в Его судейской мантии, душа скорее устремится от Него, чем к Нему. Это опасно. Грехи нуждаются в умилостивлении, но отчаяние отвергает милость. Оно бросает исцеляющую кровь Иисуса Христа на землю. Иуда был осужден не только за свое предательство и убийство, — неверие в Божью милость погубило его. Зачем нам лелеять такие тяжелые мысли о Боге. Он полон любви к кающимся грешникам (Иоил. 2:13). Милость превозносится над судом. Божий гнев не настолько горяч, чтобы милость не могла остудить его; не настолько острый, чтобы милость не могла подсластить его. Бог считает милость Своею славою (Исх. 33:18,19). Мы сами имеем некие капли милосердия, но Бог есть Отец милосердия (2 Кор. 1:3), производящий все то доброе, что есть в нас. Он есть Бог доброты и сострадания. Не успеем мы зарыдать, как Божье сердце тает (Ос. 11:8). Так что не говорите, что нет надежды. Распустите армию своих грехов, и Бог даст отбой своему суду. Помните, что великие грехи были поглощены морем великого Божьего милосердия. Манассия залил улицы кровью, но когда он сам залился слезами, Господь снизошел к нему.
8. Надежда остаться безнаказанным
Люди, живя во грехе, успокаивают сами себя, считая, что если Бог попускал им до сих пор, то Он не намеревается их наказывать и в дальнейшем и если судебное разбирательство откладывалось, то, конечно же, оно никогда и не произойдет. «Говорит в сердце своем: забыл Бог, закрыл лицо Свое, не увидит никогда» (Пс. 9:32). Господь действительно долготерпелив к грешникам, Он своим терпением как бы подкупал их к покаянию, но здесь и проявляется их глупость: так как Он откладывает наказание, они медлят с покаянием. Знайте, что срок договора о терпении скоро истечет. Придет срок, когда Бог скажет: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками» (Быт. 6:3). Кредитор может откладывать выплату долга, но это не означает ее отмену. Господь обращает внимание на то, как долго проявлялось Его терпение: «Я дал ей время покаяться, но она не покаялась» (Откр. 2:21). Иезавель добавила нераскаянность к своей распущенности, и что за этим последовало? «Вот Я повергаю ее на одр» (Откр. 2:22), не на одр удовольствия, а одр болезни, где она зачахнет в своем беззаконии. Чем больше натягивается Божий лук, тем глубже ранит эта стрела. Испытывать долготерпение Божие значит подбрасывать себе дрова в аду.
9. Следующее препятствие к покаянию — боязнь насмешек и упреков
Если я покаюсь, я стану мишенью для людских насмешек. Когда вы посвятите себя на стяжание мудрости, будьте готовы к сарказму и упрекам. Но поразмыслите хорошо, что это за люди, насмехающиеся над вами. Они не знают Бога и духовно безумны. И вы переживаете, что позволяете злословить себя теми, кто не в здравом уме? Кого волнует смех слабоумного?
За что упрекают вас нечестивые? За то, что вы покаялись? Вы исполняете ваш долг. Наденьте их насмешки как венец на голову. Лучше, если люди будут упрекать вас за покаяние, чем Бог обречет вас на проклятие за нераскаянность.
Если вы не можете сносить насмешки за религиозные убеждения, то и не называйте себя христианином. Лютер сказал: «Christianus quasi crucianus» (христианин подобен распятому). Страдание — отличительный знак святого. И, в конце концов, что есть насмешки и упреки? Они — ни что иное, как щепки от креста, которые надо просто не замечать, и вовсе не брать близко к сердцу.
10. Последнее препятствие к покаянию есть страстная любовь к миру
Не удивительно, что слушатели Иезекииля были такими ожесточенными; их сердца увлеклись корыстью (Иез. 33:31). Мир так поглощает людское время и захватывает их страсти, что они не способны покаяться. Они скорее наполнят золотом свои сундуки, чем слезами Божий сосуды. Я читал, что турки следят не за церквами и не за алтарями, а очень прилежны в заботе о своих пашнях. Точно так же многие едва обращают внимание на покаяние, они больше заняты перепахиванием почвы, чем поднятием целины своих сердец. Терн заглушает слово. Мы читаем о тех, кто был приглашен на пир Христа, но не пришел, найдя мирские причины. «Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти и посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов …» (Лк. 14:18-19). Фермы и магазины так забирают время людей, что у них не остается ни минуты для своей души. Золотые накопления мешают серебряным слезам. В стране Сардинии растет трава, как бальзам, которую если съесть в большом количестве, можно умереть, заливаясь смехом. Такое растение, или скорее сорняк, есть мир, если человек вкушает его слишком невоздержанно. Вместо того чтобы умереть в покаянии, они умрут, смеясь.
Такие препятствия к покаянию должны быть удалены, дабы поток был очищен.